Воспитание и школа в античной греции
Античная Греция вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Из античной Греции ведет свою историю педагогика.
Уже в трудах древнегреческих философов содержалось немало мудрых идей по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения. Из Древней Греции ведут своё происхождение некоторые педагогические термины: школа (schola – досуг), гимназия (gimnasion – сначала общественная школа физического развития, позже школа повышенного уровня образования), педагог (paidagogos – детоводитель, поводырь) и др.
До семи лет дети воспитывались в семье под присмотром рабов-нянек, затем они получали возможность обучаться в общественных учебных заведениях, ориентированных на подготовку свободных граждан, способных в полной мере участвовать в управлении государством. Физическое здоровье считалось таким же важным делом, как и успехи в овладении школьными дисциплинами.
Школы были небольшими − 20-50 человек. Занимались одновременно дети всех возрастов с одним учителем. Все предметы делились на три группы. Первую вел учитель – грамматик, который учил чтению, письму и арифметике. Знания дети усваивали со слов учителя, очень много запоминали наизусть (например, отрывки из поэм Гомера), так как образованный мужчина должен был в беседах цитировать великих поэтов. Писать учились на вощеных дощечках специальной палочкой, заостренной с одной стороны – стило. Для упражнений в счете (четыре арифметических действия) использовали камешки и другие подручные средства, позже этой цели служила специальная доска – абак. Музыку и поэзию преподавал кифаред. Пению учили с голоса в унисон, сопровождая игрой на кифаре или лире. Педотриб учил танцам и атлетике.
Расцвет школьного дела и педагогической мысли в Древней Греции связан с культурой городов-полисов (VI−IV в.в. до н.э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Образованность считалась важным и неотъемлемым качеством достойного гражданина полиса.
В Древней Греции сложились две полярные системы воспитания и обучения: спартанская и афинская.
☻Спартанская система воспитания
Цель – подготовка физически крепких, стойких, закаленных, выносливых воинов.
Возраст | Характер, среда воспитания | Содержание воспитания |
До 7 лет | Семейное | Нравственное и физическое воспитание |
7–18 лет | Государственное (вне семьи), в агеллах под руководством пайдонома ********************** 14 лет – посвящение мальчиков в эйрены –членов военной общины | Физическое: закалка, бег, прыжки, метание диска, копья, борьба, рукопашный бой. Умственное: овладение чтением, письмом, лаконичной речью. Музыкальное – песни, мотивы преимущественно боевого, воинственного характера. Нравственно-политическое: воспитание патриотизма, мужества, выносливости, овладение наукой побеждать; безжалостное, презрительное отношение к рабам; осуждение пьянства. |
18–20 лет | Перевод в группу эфебов | Несение военной службы, постоянная военная подготовка |
Девушки в Спарте, как будущие матери воинов, воспитывались наравне с мужчинами физически здоровыми и дисциплинированными. Они учились чтению, счету, письму, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, прыжки), а также музыкой, пением и танцами.
☺Афинская система воспитания
Цель – всестороннее гармоническое формирование личности.
***Цель воспитания и образования в Афинах определялась понятием «калокагатия» («калос» – красивый, благородный, «агатос» – прославлять, величать), что означало совокупность добродетелей, характеризующих всестороннее интеллектуальное развитие и культуру тела.
Возраст | Характер, среда воспитания/учебные заведения | Содержание воспитания | ||
До 7 лет | Семейное, домашнее | |||
7-14 лет | Начальное образование (частные школы) |
Школа грамматиста
Мусическая школа (школа кифариста)
Для девочек афинская традиция предусматривала исключительно домашнее воспитание. Женское воспитание заключалось в подготовке к ведению домашнего хозяйства. В семье они также получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало философов, в трудах которых были сделаны первые педагогические обобщения: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Сократ (470-399 г.г. до н.э.)
· высказал идею о важности самопознания;
· внедрил в практику метод эвристической беседы;
· считал, что главной целью воспитания человека должно быть нравственное самосовершенствование.
Демокрит (460-370 г.г. до н.э.)
· выдвинул идею природосообразности «каждый человек – микрокосмос»;
· обосновал значимость трудового и нравственного воспитания;
· подчеркивал важность и ответственность родительского воспитания;
· раскрыл значимость процесса воспитания – «тяжкий, но благородный труд учителя/воспитателя»;
· впервые систематизировал и изложил рекомендации учителю по воспитанию ребенка
Платон (427-347 г.г. до н.э.)
· подчеркивал важность воспитания – это «есть важнейший фундамент всей жизни человека»;
· предостерегал о влиянии разных факторов на воспитание (воспитание есть могучий, но не всесильный способ формирования личности, т.к. окружающий мир противоречив (добро — зло, свет — тень))
· необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (= «платоническая любовь»);
· создал свою идею всестороннего образования;
· провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения;
· высказал идею игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.