Квалификация (степень) выпускника: магистр
Педагогическая практика
Учебный год
Курс ОЗО
(с 27.02.2017 г. по 26.03.2017 г.) 4 недели
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа Дополнительное образование детей средствами искусства
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Основной целью производственной практики магистрантов, специализирующихся по магистерской программе Дополнительное образование детей средствами искусства является выполнение магистрантом всех функций учителя (преподавателя) и апробирование профессиональных позиций в условиях реальной практической художественно-педагогической деятельности: формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды на базе учреждений дополнительного, дошкольного и общего образования или в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В рамках учебно-методической работы во время производственной практики магистрант посещает уроки и внеурочные занятия преподавателя, с целью ознакомления с методикой проведения разных видов занятий; с использованием традиционных и нетрадиционных технологий обучения; изучает систему работы учреждения в целом; овладевает методикой ее планирования (в том числе и самостоятельной работой обучающегося); самостоятельно разрабатывает и проводит уроки разных типов и видов, посещает и анализирует уроки магистрантов-практикантов в других классах и группах; оказывает помощь или разрабатывает самостоятельно рабочие программы элективных курсов, принимает участие в методических семинарах, проводимых в образовательном учреждении.
В плане воспитательной работы магистр знакомится с системой воспитательной работы профильной и профессиональной школы, ее планированием и организацией; а также в рамках данного вида деятельности может осуществлять воспитательную работу с обучающимися; проводит воспитательные мероприятия в классе (или группе) в период производственной практики, принимает участие в заседаниях кафедры, педсоветах, методических объединениях классных руководителей, кураторов и других видах деятельности, связанных с процессом воспитания.
В ходе производственной практики магистрант должен выполнить следующие задания:
· осуществить методический анализ процесса дополнительного образования детей средствами искусства (музыка, изо и др.) в данном образовательном учреждении и подготовить отчет;
· посетить и проанализировать не менее четырех занятий преподавателей, к которым прикреплен магистрант;
· написать рецензию на программу одной из дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров или на программу по дополнительному образованию детей средствами искусства (музыка, изо и др., по выбору магистранта), используемую в образовательном процессе лицеев и гимназий, СПО гуманитарного профиля, образовательных учреждениях с углубленным изучением музыки, изо и др., учреждениях дошкольного, дополнительного образования;
· разработать и представить тексты лекций и/или конспекты проведенных занятий;
· самостоятельно провести не менее шести занятий по профилю подготовки;
· разработать проект (внеклассное или внешкольное мероприятие) по одному из направлений воспитательной работы образовательного учреждения.
Отчетность по практике
За период прохождения педагогической практики магистрант готовит и представляет кафедральному руководителю (О.Ф. Асатрян) (в период летней сессии) до заключительной конференции следующие отчетные документы:
· технологическая карта магистранта (см. Приложение 1);
· конспекты самостоятельно проведенных магистрантом занятий (не менее двух занятий, оформление в соответствии с требованиями направления подготовки школьников (дошкольников);
· проект (внеклассное или внешкольное мероприятие) по направлению музыкально-воспитательной работы образовательного учреждения;
· анализ не менее двух занятий преподавателей-методистов, к которым прикреплен студент (см. Приложение 3);
· самоанализ не менее двух учебных занятий по музыке, проведенных магистрантами-практикантами; (см. Приложение 3);
· рецензия на программу одной из дисциплин образовательной программы (см. Приложение 5);
· отчет в форме методического анализа процесса обучения музыке в данном образовательном учреждении (см. Приложение 6).
Все указанные документы заверяются подписью или группового руководителя, или методиста.
Критерии оценки
· оценка «отлично» (не менее 80 баллов) ставится магистранту, полностью выполнившему предусмотренные программой практики задания; умело и творчески решающему профессиональные задачи, продемонстрировавшему компетентность в вопросах методологии и технологии разработки и реализации учебных проектов, овладевшему коммуникативными и организаторскими умениями;
· оценки «хорошо» (не менее 70 баллов) заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений образовательных и развивающих задач, используя для этого необходимые методические приемы; допускающий незначительные ошибки в постановке целей и задач занятия, структурирования материала и подбора методов; умеющий устанавливать с преподавателями и студентами необходимые в профессиональной деятельности отношения;
· оценки «удовлетворительно» (не менее 50 баллов) заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творческого и исследовательского начала в решении образовательных и развивающих задач; использующий ограниченный перечень методических приемов; испытывающий трудности в подготовке и оформлении методических материалов, установлении необходимого контакта с коллегами и студентами; допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей;
· оценки «неудовлетворительно» (не менее 30 баллов) заслуживает магистр, не полностью или некачественно выполнивший программу практики; допускающий существенные сбои в решении образовательных и развивающих задач, нарушения трудовой дисциплины; не обнаруживающий умения взаимодействовать с коллегами и студентами.
Приложение 1
ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА
(ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ФГБОУ ВО«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» | |
База практики (профильная школа, учреждение дополнительного образования, высшее учебное заведение и др.) | |
Факультет (образовательное звено) | |
Кафедра (класс, группа) | |
Виды деятельности практиканта-магистранта | |
Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием производственной практики, организационные вопросы | Планирование методической работы на весь период производственной практики (5 баллов) |
Посещение и анализ занятий преподавателей, занятий практикантов; воспитательного мероприятия, проводимое в образовательном учреждении | Наблюдение и анализ занятий, проводимых преподавателем и практикантами; изучение структуры и содержания учебных дисциплин; сравнение, анализ и интерпретация психолого-педагогических явлений и фактов, определение внутренней связи между ними (10 баллов) |
Разработка планов и конспектов лекции, семинарского (лабораторного) занятия, учебного занятия, проекта по одному из направлений воспитательной работы образовательного учреждения | Творческое конструирование учебного материала; профессиональная рефлексия; определение дидактических задач, актуализация и синтез знаний; установление интеграционных связей, осуществление связи рассматриваемого материала с проблемами современной жизни и науки, продуктивная организация собственной деятельности и оформление материалов (15 баллов) |
Разработка программы элективного курса (по выбору) | Обоснование значимости данного курса; творческое конструирование методического материала, описание методического инструментария; технология составления программы (15 баллов) |
Рецензия на программу курса по выбору практиканта | Рецензирование содержания и методического аппарата программы, определение её сильных и слабых сторон, аргументация выводов (10 баллов) |
Разработать и реализовать проект по одному из направлений воспитательной работы образовательного учреждения | Методическое моделирование учебного материала, профессиональная рефлексия; определение приоритетных целей и задач воспитания в образовательном учреждении, содержания деятельности магистранта и методических подходов (15 баллов) |
Провести анализ образовательной среды образовательного учреждения | Сравнение, анализ и интерпретация методических и психолого-педагогических явлений и фактов, определение логики развития современных образовательных систем, соотношение состояния образовательной системы и современных требований к качеству дополнительного образования (10 баллов) |
Рефлексия результатов собственной деятельности и анализ рейтинговой оценки обучаемых как промежуточный контроль и обратная связь | Адекватная оценка успешность собственной деятельности, своих профессиональных возможностей (10 баллов) |
Заключительная конференция: подведение итогов производственной практики, презентация результатов приобретенного методического опыта | Развитие профессиональной рефлексии практикантов-магистрантов (10 баллов) |
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Кол-во баллов 100 |
Комментарии к оценкам:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Групповой руководитель ______________ /подпись/_________________________
Приложение 3
Программа. Автор программы.
Тема урока.
Тип урока - комбинированный (Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей)
Музыкально-педагогические идеи (цели) урока:
- углубление представлений школьников о гармонии и единстве человека, природы, искусства;
- о вечно изменяющемся образе море, которое является частью жизни разных народов мира и находит свое отражение как в музыке, так и произведениях других видов искусства.
Форма урока - вариации.
Задачи урока:
обучающие:
-дальнейшееосвоение музыкальных произведений разных народов мира их интонационно-образной природы, жанрового и стилевого многообразия,
-формирование умений, на основе изучаемых произведений, определять, сравнивать, передавать настроение, характер музыкального образа и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении и др.
- формирование вокально-хоровых умений и навыков(Дыхание, дикция, артикуляция, звуковедение и др.),
-формирование практических умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности (импровизация, слушание музыки, драматизация)
развивающие:развитие слушательской культуры, образного и творческого мышления, воображения, творческих способностей, музыкальных способностей;
- развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты и гармонии
воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира, художественного вкуса, потребности в самостоятельном общении с музыкой и к музыкальному самообразованию, воспитание нравственных и эстетических чувств
Структура урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этапы урока строились в соответствии с Формой урока - вариации.
Этапы анализа | Баллы | |
1. | .Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
Итого: | ||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. |
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.Они обеспечивают:
• осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
• формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивныедействияобеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечиваютучащимся возможность научиться:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
• предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей; использование разных типов моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделирование различных отношений между объектами, преобразование модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Коммуникативные учебные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют умения:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
• приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Знаково-символические действия:
• использование разных типов моделей при изучении музыкального явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая);
• использование графической записи для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• ориентация в нотном письме при исполнении простых мелодий.
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, в том числе, в области музыкального образования и являющиеся формой выражения сформированности ключевых компетенций в этой области.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога, урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 5
Примерный план рецензии на образовательную программу
1. Заголовок рецензии
Рецензия на программу «_____» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
образовательная область;
вид образовательного учреждения, в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.); срок реализации, на который рассчитана программа;
есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
в чем заключается музыкально-образовательная направленность рецензируемой программы;
стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).
З. Актуальность программы и ее новизна для системы музыкального образования.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
анализ пояснительной записки;
анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);
анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений обучающихся);
оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
5. Объем программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
8. Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).
9. Соответствие программы специфике музыкального образования.
В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
развитию его компетенций;
созданию социокультурной среды общения;
развитию творческих способностей личности обучающегося;
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; творческому использованию жизненного опыта обучаемого;
профессиональному самоопределению обучающегося.
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий и др.).
11. Характеристика профессиональной компетентности преподавателя как автора программы.
12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации.
Приложение 6
Схема анализа
1. Обозначьте учебное заведение, класс, педагога-музыканта.
2. Охарактеризуйте специфику учебного заведения (тип учебного заведения (гимназия, лицей и т.п.), профили, избранные в учебных классах, проблемы, над которыми работает данное учебное заведение.
3. Укажите виды методической помощи, оказанной Вам в период прохождения педагогической практики педагогическим коллективом данного учебного заведения.
4. Отметите, чему Вас научили занятия практикующего педагога-музыканта, что из его педагогического мастерства Вы бы взяли для формирования собственного имиджа преподавателя словесности.
5. Перечислите трудности, с которыми Вы встречались в процессе подготовки и проведения занятий по музыке, внеклассных мероприятий.
7. Отметьте технологии обучения музыке, использованные Вами в период практики.
8. Перечислите типы и виды занятий, проведенных Вами в период практики. Какие из них прошли успешнее/неудачно и почему?
9. Обозначьте использованные Вами формы и приемы воспитательной работы при взаимодействии с коллективом.
10. Охарактеризуйте содержание учебно-воспитательной работы, проведенной Вами в период практики. Отметьте удачи и промахи данного аспекта практики.
11. Охарактеризуйте трудности при выполнении объема вашей научно-исследовательской проблемы в ходе практики.
12. Обозначьте формы и виды конкретной помощи и поддержки от методистов во время практики.
13. Укажите основные результаты Вашей учебно-воспитательной деятельности во время педагогической практики. Какие неудачи и промахи были.
14. Предложите рекомендации по совершенствованию собственной деятельности в роли преподавателя литературы.
Педагогическая практика
Учебный год
Курс ОЗО
(с 27.02.2017 г. по 26.03.2017 г.) 4 недели
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа Дополнительное образование детей средствами искусства
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Основной целью производственной практики магистрантов, специализирующихся по магистерской программе Дополнительное образование детей средствами искусства является выполнение магистрантом всех функций учителя (преподавателя) и апробирование профессиональных позиций в условиях реальной практической художественно-педагогической деятельности: формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды на базе учреждений дополнительного, дошкольного и общего образования или в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В рамках учебно-методической работы во время производственной практики магистрант посещает уроки и внеурочные занятия преподавателя, с целью ознакомления с методикой провед