Система классификаций научных школ
1. Классификация по типу связей между членами научной школы: школа как научное течение и школа как научная группировка.
2. Классификация по типу научной идеи, лежащей в основе исследовательской программы
3. Классификация по широте исследуемой предметной области
4. Классификация по функциональному назначению продуцируемых знаний
5. Классификация по форме организации деятельности учеников
6. Классификация по типу связей между поколениями (одноуровневые и многоуровневые научные школы).
7. Классификация по степени институализации
8. Классификация научных школ по уровню локализации
Тема 4. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.
4.1.Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования.
4.2.Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.
Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования
Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Интеграция России в международное образовательное пространство - пожалуй, главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского образования определяются именно этой целью.
1. Мировые тенденции развития образования
В настоящее время стало окончательно ясно, что закрытая школа, как и закрытое общество, не способна к развитию. Сегодня открытость образования - это обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.
Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.
Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.
К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
• лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
• переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
• динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
2. Тенденции развития системы российского образования
- Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.
- Восстановление и развитие школьного здравоохранения
- Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях
- Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса
- Государственная поддержка одаренных детей.
- Формирование современной системы дошкольного образования.
- Доступность дошкольного образования
- Развитие многообразия дошкольного образования. Повышение качества дошкольного образования и развития его инфраструктуры
Основными тенденциями являются:
• Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.
• Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.
• Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.
• Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.
- Подготовка к школе
- Введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования
- Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда
В настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три общепризнанные корневые проблемы.
Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и плодит безработицу, но - главное - делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.
Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. Учреждения профобразования выпускают, в 1,5 раза больше техников и в 5 с лишним раз меньше рабочих, чем это нужно народному хозяйству. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.
Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения.
Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:
• Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций. Такая система может быть создана при Российском агентстве образования при паритетном партнерстве государства и бизнеса (союзов работодателей) на основе Мониторингового центра по оценке, прогнозированию рынков труда и координации.
• Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования, в организации производственной практики, в социальной поддержке обучающихся и работников и др.
• Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.
• Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.
• Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.
• Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.
• Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.
• Стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурсопривлекательности системы профессионального образования.
• Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.
• Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.
• Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.
• Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского - и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение.
Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования и главными тенденциями его развития, являются следующие:
• достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях, использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;
• приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
• существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;
• равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;
• информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
• расширение участия как Российской Федерации в целом, так и отдельных её регионов, а также образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.
Литература:
1. Баранова М.Л. Культурно-историческая динамика системы специального образования: факторы и тенденции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 5. С. 98-105.
2. Воловик И.В. Модернизация российского образования и тенденции развития мировой системы образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 82-85
3. Иванкина Л.И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 306. № 3. С. 132-140.
4. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 77-80.
5. Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 5-23.
6. Мельник В.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 58-63.
7. Силкин Р.С. Силкина Н.В. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. № 2. С. 18-24.
Интернет ресурсы
● ed.gov - Федеральное агентство по образованию РФ.
● obrnadzor.gov – Фед. служба по надзору в сфере образования и науки.
● mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
● rost.ru/projects - Национальный проект «Образование».
Развитие современных образовательных стратегий
Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.
Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг.
Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация образовательного пространства. К числу авторов, занимающихся исследованием современные тенденций развития образования, можно отнести С. Галкина, В. Леднева, В. Солдаткина, А. Панарина, А. Урсула и других.
Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования. Вследствие развития интегративных механизмов в современном информационном обществе, образовательное пространство расширяется до пределов социального пространства. Процесс образования совершается в социальной практике, процесс социализации личности выполняет образовательные функции. Расширение образовательного пространства делает необходимым переосмысление самого термина образование. Под образованием понимаются все процессы, которые способствуют развитию личности.
Глобализация всех секторов экономики, происходящая на современном этапе развития общества, оказывает влияние на образовательные процессы. Вместе со свободным передвижением экономики (знаний), информации начинают меняться и образовательные программы. Следовательно, возникает необходимость изучать и учитывать опыт образовательной системы.
Смена приоритетов стратегического развития проявляется в том, что все более значительную роль начинают играть экологические факторы, гуманитаризация. На первое место в стратегическом развитии общества выходит образование; коммерческое развитие личности становится определяющим.
Переход к информационному обществу, смена общественного устройства сопровождаются сменой образовательной парадигмы: от концепции функциональности к развитию личности, от знаниевой парадигмы к парадигме развивающей (непрерывное образование).
Информатизация образования понимается как процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Информатизация образовательного процесса приводит к изменению внешнего облика образования, развитию новых образовательных технологий, опосредованных педагогических коммуникаций. Процесс информатизации образования позволяет адаптировать систему образования к непрерывно меняющимся реалиям информационного общества.
Сегодня процесс информатизации образовательной сферы по сути дела определяет сущность и характер образования. Процесс информатизации проходит различные этапы развития, начиная от средней школы и заканчивая высшим образованием (включая аспирантуру, докторантуру и послевузовскую подготовку). Таким образом, информатизация есть единый целевой процесс, предполагающий многоэтапное развитие субъекта в области информационных технологий. Только в таком качестве информатизация образования будет развиваться не как стихийный процесс, а как многоцелевая программа.
Гуманитаризация современного образования призвана решить две основные задачи: собственно образовательные как образование субъекта и социальные, т.е. образование как социальный институт призвано обеспечить современное общество квалифицированными специалистами. Цели образования остаются неизменными, однако технологии изменяются. В современном образовании преподавание дисциплин в области информатизации должно проводиться как непрерывная многоцелевая программа с учетом как индивидуальных, так и социальных требований. Все этапы образовательного механизма должны функционировать как единый механизм образования субъекта в области информатизации. В этом случае необходимо построение моделей преподавания информатики в рамках всех образовательных институтов. Только в таком случае мы можем говорить о непрерывности процесса образования в области информатизации.
Необходимость гуманитаризации образования осознается на социальном уровне и становится первостепенной задачей в процессе модернизации современной системы образования. Как мы уже отмечали, образование выполняет важные функции в современном обществе и в рамках информационного общества релевантность сферы образования непрерывно возрастает.
Гуманитаризация образования, призванная усилить социальный механизм образования, его социальные формы, направлена на изменение сущностного содержания и принципов функционирования современного образования.
Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и строится на принципах открытого информационного пространства.
Литература:
Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика, 2000. №3. С. 88-98.
Вульфсон Б.Л. Управление на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. №2. С. 110-117.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
Корзинский Е.В. Западноевропейская интеграция в сфере образования // Советская педагогика. 1990. №7. С. 124-128.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика, 2000. №3. С. 68-74.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 2002.
Реформы образования в современном мире. М., 1995.
Тихомиров В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.
Филиппов В.П. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 13-16.
Образовательные инновации, проекты, критерии их эффективности
Инновации - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.
Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).
В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.
Инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:
проблема изучения педагогического опыта;
проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки.
К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:
объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
Классификация инноваций
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.
Технологические инновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.
Методические инновации — это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
Организационные нововведения. Они касаются освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций, предполагающих изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в классах, группах, школьных и внешкольных коллективах.
Управленческие нововведения Они затрагивают структуру, методы управления производством, организациями, ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач.
Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
К практическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням (она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность):
Уровень конкретизации
Уровень дополнения
Уровень преобразования
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
-оптимальность, означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;
-результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;
-возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.