По рекам Кундыш и Большая Кокшага
Апреля - 6 май 1985 года
Для роста ребят, необходимы кваликационные походы, я запланировал в мае месяце сплав по рекам Кундыш и Большая Кокшага. Для сведения, я имел опыт сплава на плотах в 1969 году и на байдарках по реке Южный Буг в 1979 году и никогда не сплавлялся на катамаране.
Катамаран достать я не смог, наши водники, предложили, сплавляется на плоту из резиновых шариков. Слышал, что так сплавляются, но сам не видел, как это делается.
Очень волновался, ведь у меня нет опыта сплава на этих шариках. Ответственность за жизнь школьников большая. Кроме того, я никогда не был на реках Кундыш и Кокшага. Я понимал, что река к маю сильно разольется, и может стать опасной. Меня «обрадовали», сказав, что на Кокшаге в мае месяце, часто тонут. Вот с такими мыслями я и отправился на сплав.
Итак, сказав себе, что дорогу осилит только идущий,яначал готовится к походу. Ребят, желающих сплавляться оказалось много. Нужно делать два плота, а значит, еще должен быть взрослый, который контролировал и оберегал ребят.
Я попросил сотрудницу СЮТУР Иванову Юлию Ивановну помочь мне со сплавом. Ребята ее хорошо знали и уважали, значит, буду слушаться. Но вообще о дисциплине я не беспокоился, ребята уже схоженные и в критической ситуации не растеряются, и кто ни будь, возьмет руководство на себя. Прошу прощения за плохие фотографии, я свой фотоаппарат уже традиционно не брал, надоело возится с ним.
Маршрут я выбрал сложный. Надо сплавится по рекам Кундыш и Большая Кокшага. Длина сплава 102 км, иначе нам не оформят поход по 1 категории сложности.
Юля, или как ее любовно называли ребята Юльвановной, достала с подшефной фабрики большие х/б мешки. Из них сшили продолговатые мешки для укладки шариков.
Закупили продуктов и ранним утром 30 апреля 1985 года, приехали в Чебоксарский Аэропорт. Мы решили до города Йошкар-Ола лететь на самолете. Первое быстрее и второе посмотрим реку Кокшагу.
Лететь было выгодней, так как стоимость билета на самолет была три рубля, а на автобус дороже. При этом надо было ехать с пересадкой, так как ГЭС еще не построили, машины ездили, но автобус ходил только с ГЭС, что было неудобно.
Прилетели в город Йошкар-Ола. Далее автобусом до поселка Старожильск. И вот мы на реке Кундыш.
Состав группы:
Плот № 1 Плот № 2 «Склиз»
Недосвитий В.М. ( Кэп) Иванова Ю.И. (Кэп)
Царев В.А. Рыбаков С.М.
Алексеев В.В. Нилов В.А.
Краснов В.А. Ильин В.П.
Никифорова А.М.
Ребята с юмором, это похвально, они назвали свой плот «Склиз», если вы помните знаменитый мультик «Третья планета», так называлась «Летающая корова».
Мы с ребятами пошли делать два каркаса для плотов, а девчонки стали надувать шарики. Здесь я понял свою первую ошибку.Предварительно рассчитав грузоподъемность плота, и дал задание купить по 50 шариков на человека. Это должно было хватить. Здесь я совершил свою вторую ошибку, надо было самому выбрать шарики и купить их.
Не все добросовестно купили по 50 шариков, многие различных размеров. Часть из них оказались бракованы, изготовлены из дешевой резины и лопались.
Проходя мимо девчат, я услышал жалобу от девчат, мол от надутия шариков, очень болят губы. Юля посоветовала им меньше надувать по размену шарики.Это третья крупная моя ошибка. Шарики были маленькие по объему. Да, опыта сплава на шариках у меня не было, сейчас я бы выбрал толстые надежные шары, накачал бы их насосом, и проблем бы не было.
Аэропорт г. Чебоксары.
Володя Краснов, Алина Никифорова, Юлия Иванова,
Владимир Недосвитий, Серёжа Рыбаков, Витя Алексеев,
Володя Ильин, Валера Нилов
Очередная проблема завязать шарики, завязав их нитками, мы совершили очередную ошибку, шарики сдувались.Это сейчас понимаю, что завязывать шарики надо было сосками самих шариков.
И как результат, гондолы были плохо надуты, особенно это наглядно было в конце похода. Смешно, но эти ошибки были на виду, но опыта сплава не было.
И так мы сели на плоты и поплыли по реке Кундыш. Плоты сильно погрузились в воду, но перевязывать их я не рискнул. Резина шариков очень плохая, половина еще полопается.
Остановились на ночлег, место плохое, бурелом, но другого места не былое. Я подложил под плот два бревнышка и мой надувной матрас, но этого было мало, не особенно помогло.
Постепенно все привыкли плыть стоя. Вскоре река Кундыш сильно разлилась, образовав «море», фарватер исчез, неизвестно в какую сторону плыть. Течение нас потянуло в кусты, мы ели еле выгребли назад, при этом несколько шариков лопнуло.
Постепенно фарватер появился, но места для ночевки не было. С трудом нашли место и остановились на ночлег. Хочу сказать, что нам крупно «повезло», позже я сплавлялся по Кокшаге более десяти раз по весне в разлив, но такого сильного разлива как тогда, я ни разу не видел.
Аэровокзал, кажется, в г. Йошкар-Ола
Ещё одна неприятность случилась при сплаве по Кундышу. Хотя я всем строго сказал, чтоб все вещи, рюкзаки должны быть привязаны, но запрет продержался только два дня. Я не помню ситуацию, что случилось, но пакет с почти всеми нашими КЛМН плота, потихонечку от нас уплыл, но одна большая литровая кружка все же осталась.
На сведущий день, немного недоплывя, до впадении реки Кундыш в Кокшагу, кто то увидел застрявший похожий пакет, но был ли этот наш пакет, неизвестно. Мы его не смогли подобрать, во-первых, поздно, только спустя несколько минут среагировали на пакет. Во-вторых, мы не были уверены, что это наш пакет, а развернуть и поплыть против течения, наш плот был не способен. Что бы, не расшатывать нервы, решили считать, что это не наш пакет.
Экипаж плота «Склиз» в полном составе.
Последние наставления Капитана
Вскоре река Кундыш влилась в реку Б. Кокшага и стала мощной и быстрой рекой. Но все равно, остановится на ночевку, было сложно. Вода была на уровень берега, все залито.Потихонечку все привыкли к такому сплаву стоя и варить из в одной большой кружке.
Хочу рассказать об удивительной девушки, Алины Никифоровой, которая обладала феноменальной память и врожденными организаторскими способностями. Хочу пояснить, при взрослом походе каждый знал, какое общественное снаряжение и продукты он несет.
Ребята же абсолютно не знали, какие у них продукты в рюкзаках. Так Алина с первого раза запомнила, у кого что лежит, так как хранить все продукты в одном месте категорически нельзя. У нее врожденный талант. В дальнейших походах, она была всегда завхозом, и это ей нравилось.
Не спеша проплыли сторожку, со странным названием Маркитан. Она расположена на крутом берегу. В этом месте река делает крутой изгиб и подмывает берег. Поселок состоит из нескольких домов расположенных, на крутом берегу. Позже, я несколько раз бывал там и ночевал у них. Крайний дом подмывало течением реки, в дальнейшем он рухнул в реку.
Бедный «Склиз» и подарок от влюбленных мальчиков
Проплыли деревню Долгая старица, раньше на крутых берегах реки в местах Маркитан, Долгая старица, Красный Яр, немецкие военнопленные провели узкоколейку и производили рубку леса, и в разлив сбрасывали бревна в реку, формируя плоты, а может, организовывали даже и молевой сплав леса.
Все, дальше начинается самый интересный раздел повествования, ради, которого я и написал эту книгу.
И так, мы проплыли деревню Долгая старица. Плыли не спеша, описывая все повороты реки, так как шарики к этому времени значительно спустили и плот был практически в воде. Я уже писал, что передувать шарики я побоялся, резина шариков была плохая. На поворотах, нас тянуло от берега до берега.
Впереди просматривался крутой поворот вправо, нас течением притянуло к левому берегу реки. Наш плот плыл первым, вдруг я увидел, что большая ель, которую мы только что проплыли, упала в воду и перекрыла путь второму плоту.Знаменитая Летающая корова «Склиз», на этот раз не перелетела через дерево, а вмазалась в ветки громадной ели.
Течением плот перевернуло, ребята очутились в воде и по ели смогли вылезти на берег. Какое счастье, что у всех были спасжилеты. Плот, перевернувшись к верху, спокойно плыл позади нас. Вокруг плыли не завязанные наши вещи и рюкзаки.
Мы стали резко табанить, то есть грести в обратную сторону, и потихонечку поймали все наши вещи. Мы продолжали отчаянно грести реверсом, потихонечку приближаясь к плоту. Я дал команду Володи Цареву, приготовится и спрыгнуть на плот. К моему удивлению, Володя за десять метров от плота пригнул в воду и пытался доплыть к перевернутому плоту. Он, наверное, не понял моей команды или плохо расслышал. Это моя ошибка, команда должна быть четкой и понятной.
Володя, наверно думал, что он легко доплывет до плота, но это оказалось не так, плыть в спасжилете тяжело. В воде ты как пробка, с трудом Володя доплыл до плота и залез на него. Мы передали весло, и Володя стал грести, потихонечку выпрямляя нос плота.
Оглядевшись, я увидел, что все ребята постепенно вышли на берег. Немножко отлегло от сердца, подумалось, что ребята отожмут одежду, разожгут костер и обсохнут. Ну а, что делать дальше, я не стал загадывать.
Но беда не приходит одна, река резко повернула влево. Наши оба плота, понесло в завал из бревен. Мы сумели выгрести на стремнину, но плот с Володей застрял в завале. Слава богу, что он не перевернулся. Я крикнул Володе, чтоб он никуда не уходил, мы к нему скоро подойдем.
Река в этом месте, делает большую петлю и снова резко поворачивается вправо. Мы остановились. Надо было все обдумать свои дальнейшие шаги.
Итак, ситуация такова. Все живы, это главное. Пять человек находятся на левом берегу реки мокрые и голодные. Один человек находится на плоту в завале, на правом берегу реки и так же мокрый. Остальные четверо, вместе со мной, сухие находятся на правом берегу реки.
Ну что же паниковать некогда, я приказал ставить бивуак. Уже сильно вечерело, и надо было найти Володю Царева. Уже не помню с Витей Алексеевым или с Володей Красновым, мы лесом пошли к Володе Цареву. Идти было легко, так как берег был сухой. Метров через двести, мы подошли к завалу. Пытался увидеть костер на Юлином берегу, но его не было, как они там мокрые и без костра?
Ситуация критическая, упади ель позже на минуту
и раздавило бы всех, но судьба нас берегла и помогала
Чудеса, ни плота, ни Володи в завале не было. Отсюда вывод, Володя самостоятельно снялся с завала. Я понял, что получил еще одну боль.Он совершил ошибку, если бы он подождал нас, то мы в три весла аккуратно причалили бы к нашей стоянке. А так с одним веслом ему было трудно причалить и могло пронести мимо нашей стоянки.
Мы вернулись назад и увидели Володю. В этом месте река круто поворачивала направо и образовала косу, на которую и причалил Володя.
Что меня поразило, то, что ребята, несмотря на интенсивные тренировки, все же слегка растерялись, столкнувшись с реальной проблемой. Они поставили палатку вблизи реки на илистом грязном месте. Костер еле горел, дрова сырые, все хмурые, но никто не паниковал.
Я заставил перенести палатку в лес, на сухое место, сходить за сухими дровами, разжечь большой костер и организовать сушку выловленных вещей.
Убедившись, что у ребят, все нормально, я приступил к решению главной задачи, переправить группу Юли на правый берег реки. Как это сделать я не представлял.
Сначала, надо было на нашем плоту, переправится на левый берег реки и как можно ближе к нашему лагерю. Для этого мы, втроем бешено гребя, переплавились на противоположный берег. Течение было сильным, так как наша стоянка была на изгибе реки. Течением нас снесло метров на сто, с трудом пристали к крутому берегу, надежно привязав плот.
Я решил пройти берегом к ребятам Юли. Идти втроем не было смысла, третий человек нужен только для переправы на правый берег. Итак, оставив Володю Краснова на берегу, мы с Володей Царевым пошли на встречу к ребятам.
Вскоре я понял, что мы «влипли», в опасную ситуацию.Берег понизился, пошли небольшие овражки, заполненные водой. Далее уже низины с водой. Старались идти по прямой хотя, в некоторых местах вода доходила по грудь. Идти стало тяжело и опасно. В скорее мы вышли к большому затону.
Стало тоскливо, я опять раскидал ребят, а ведь уже было темно. Что делать дальше, было как в тумане. Было ясно, что обойти затон потребуется несколько часов, а если ребята на острове, что делать?Тоска, тоска, это про себя, а для Володи Царева, я бодро шагал по кустам, проходил вброд протоки глубиной по грудь и никакой паники.
И случилось Великое чудо, прав как всегда бы Володя Прокопьев, называя меня ВЕЗУНЧИКОМ. Да, мне всегда везло с транспортом. Но на этот раз, мне кажется, что сам Бог ублажил меня. В метрах в тридцати от затона, в кустах мы наткнулись на лодку плоскодонку и весло в ней.
Позже, я много раз обдумывал свою находку и не находил ответа. Во-первых, лодка находилась на значительном расстояние от реки и была спрятана в зарослях ивняка затона. Да и вытащена на берег была относительно далеко. То есть ею не часто пользовались. Но самое главное, она была на левой стороне реки, а там до дороги было очень далеко. Неужели кто-то приезжал рыбачить с Йошкар-Олы, верится с трудом. А если это местный рыбак с деревни Долгая Старица, то как он попадет на правый берег реки? Ответа нет.
Это я позже ставил вопрос, а в то время, я был счастлив. Мы с Володей внимательно осмотрели лодку, она была исправна. На наше счастье, она не была на цепи, но думаю, что я бы «перегрыз» бы эту цепь.
Осторожно мы поплыли, до этого я никогда не плавал на плоскодонке, этой вертлявой лодочке, но потихонечку приноровился. Я выплыл на Кокшагу, но течение там сильное, плыть было тяжело и опасно, можно легко перевернутся. Я направил лодочку сквозь затопленный ивняк, где течение слабее.
Вскоре мы увидели костер и доплыли до ребят, все обрадовались и повеселели. Ребята рассказали, что с ними случилось и как сумели последней спичкой, оказавшей в кармане у кого то, разжечь костер.
От автора: В этом расходятся взгляды Юлии Ивановны и Сережи Рыбакова. Но я помню рассказы ребят плота «Склиз» о последней спичке.
Я понимал, что ребята запакуют спички в рюкзак или положат в карман с коробком, завернутым в полиэтилен, а рюкзаки уплыли при перевороте плота, а в кармане спички намокнут. Не хотелось думать, что было бы, если бы они не смогли разжечь костер. Правда, было не так уж холодно, но это только мне, но оставаться на ночь в мокрой одежде было рискованно. Но я думаю, что нашел бы выход и дошёл бы до них.
А пока, я переправил часть ребят до завала, наказав им лесом выходить в лагерь. Сам вернулся и забрал остальных ребят. Я уже чувствовал уверенно в управлении лодкой, поэтому, и сплавился до самого лагеря.
Осталось еще решить одну задачу, переправить плот и Володю Краснова на правый берег реки. Опять с Володей Царевым мы переплыли на лодке на левый берег реки, вытащили и спрятали лодку. Спасибо лодочка, чтоб мы делали без неё. Я не беспокоился о хозяине лодки, он обязательно бы обшарил берег, и нашел бы лодку.
Гребя в три весла, мы переправились на правый берег, правда, нас течением снесло еще метров на сто. Вытащили на берег плот и пошли в лагерь. Наконец мы все вместе, все были рады.
Ребята разожгли большой костер и приготовили ужин и сушили мокрые вещи. Легко сказать, приготовили ужин, из посуды у нас была только большая кружка и несколько чашек. Как говориться в песне «Ну а в остальном всё хорошо, прекрасная маркиза».
Как всегда, при завершении великих дел, я постоянно это делал, построил ребят, поздравил с героическим успешным преодолением очередной проблемы. Ребят троекратно прокричали УРА, УРА, УРА, СЛАВА СОВЕТСКОМУ ТУРИЗМУ !!!
Осталось совершить последнее, я не знал, как подойти к своим школьникам с этой проблемой. Я начал издалека, обрисовал ситуацию, что эта авария вызвала шок в детском сознании, почти все промокли, теплое белье у многих так же промокло, можно получить воспаление легких, я все мямлил и мямлил, потом решился и категорически приказал всем выпить по ложке водки из моего НЗ.
Все развеселились, кто-то из ребят отказался, но я настаивал и снова повторил причину. В конце концов, все осознали серьезность момента, и я торжественно каждому наливал ложку водки.
Настроение у всех разное, но Кэп – само спокойствие
Потом чай и ужин. Все согрелись, стали такие разговорчивые и с блеском в глазах, что и требовалось. Не знаю, правильно ли поступил, но по себе чувствовал, что я изрядно устал, нужно расслабление и снятие стресса.
Рассказ о происшествии
Юлии Ивановой
День был спокойный, ни сильного ветра, ни осадков не наблюдалась, всё было спокойно. Утром после завтрака мы собрали все свои вещи, расположили их на плоту, закрепили все наши рюкзаки (привязали к плоту) посередине плота и отчалили от берега.
От автора: Сомневаюсь, несколько рюкзаков мы поймали в реке.
Мы двигались почти посередине реки, чуть ближе к левому берегу, грести даже не было нужно. Течение было достаточно быстрым. Ну и как весной бывает, вода была мутной, хотя летом вода в Кокшаге чистая, просматривается до дна даже в глубоких местах.
"Вперёдсмотрящим" назначен был Нилов Валера (я так помню). Мы любовались природой, болтали о том, о сём, даже что-то пробовали петь. Мы проплывали поворот, фарватер проходил достаточно близко к берегу, я сказала, что здесь надо быть повнимательней, но ничего опасного не наблюдалось.
Две дамы, две красавицы
Было все спокойно, тихо, и тоже наслаждались тишиной и природой. И вот откуда-то появился какой-то посторонний шум, типа свист какой-то, то ли шелест, шипение, я даже не знаю, что это такое. Я ещё спросила у ребят, что бы это могло быть, никто не понял. И через некоторое время краем глаза увидела, как дерево медленно наклоняется в нашу сторону с левого берега. То упала большая сосна.
Дерево упало в паре метров впереди с нашим плотом, нас обрызгало водой. Вот это был ужас, в прямом смысле этого слова. Нам просто повезло, можно сказать упади оно на несколько секунд раньше и ...
Валера (?) крикнула я: "Бревно" и показал рукой. Это уже увидели все, и мы начали почти лихорадочно грести. Дерево лежало по течению (вдоль реки), комель лежал на дне реки, а верхушка ближе к поверхности воды.
Плот задел углом дерево и его повернуло боком параллельно дереву, а угол плота попал-таки под верхушку дерева, как мы ни старались отгрести от дерева отталкивавшаяся от него вёслами, но было поздно, вероятнее всего не хватило несколько секунд.
Напором воды противоположный угол плота начал подниматься. Было понятно, что нас перевернёт. Я крикнула: "Всем с плота в воду", ребята оказались все молодцами и быстро покинули плот, чтобы оказаться вне, опасности.