Тема 7. прием на муниципальную службу
1.Основные требования к муниципальному служащему
1.Основные требования к муниципальному служащему
Статьей 3 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлено: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принаддежности к общественным объединениям».
Данное положение о недопущении установления при приеме на муниципальную службу, а также ее прохождении каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений фиксируется во всех законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе и правовых актах органов местного самоуправления с незначительными изменениями, не меняющими суть этого основного принципа муниципальной службы.
Федеральное законодательство (ст. 20 Закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации») содержит лишь общее указание о требованиях, предъявляемых к муниципальному служащему, а точнее к кандидату на замещение муниципальной должности: «Требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации».
Однако федеральным законодательством установлено, что право поступления на муниципальную службу имеют граждане:
1) Российской Федерации (ст. 7);
2) не моложе 18 лет (ст. 7);
3) в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой (ст. 5).
Законодательством большинства субъектов Российской Федерации установлено, что на муниципальную службу принимаются граждане, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Обобщая положения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, можно выделить следующие случаи, когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу или занимать должность муниципальной службы:
1) признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) лишение его права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) наличие, в соответствии с заключением медицинского учреждения, заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих муниципальных должностей федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ;
4) отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
5) близкое родство или свойство (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому;
6) отказ от представления предусмотренных законом сведений. В данном случае имеются в виду сведения (декларация[7]) о полученных гражданином доходах и об имуществе, принаддежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения, которые гражданин при поступлении на муниципальную службу обязан представить в налоговые органы.
В некоторых субъектах РФ данный перечень условий, ограничивающих право граждан на поступление на муниципальную службу, расширен.
Гражданин Российской Федерации может быть принят на муниципальную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по соответствующей должности. Квалификационные требования к служащим, замещающим муниципальные должности, определяют соответствие профессиональной подготовки кандидата функциям и полномочиям, установленным по данной муниципальной должности.
Основные квалификационные требования устанавливаются в зависимости от особенностей муниципальной должности муниципальной службы и полномочий соответствующих органов местного самоуправления и отражаются в должностной инструкции.
Критерии квалификационных требований, предъявляемых к муниципальным служащим, составляют:
а) уровень профессионального образования;
б) стаж и опыт работы по специальности;
в) уровень знания Конституции РФ, действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
По общему правилу, лицам, замещающим муниципальные должности, необходимо знать и уметь применять основные положения Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации, устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования.
Конкретные квалификационные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет выявить два основных способа изложения квалификационных требований к муниципальным служащим, замещающим различные муниципальные должности муниципальной службы, исходя из классификации муниципальных должностей муниципальной службы:
- комплексный;
- с разделением критериев на требования к стажу и образованию.
В первом случае излагаются общие требования и к уровню образования, и к стажу по каждой категории и группе должностей; во втором - такие требования разделены по критериям.
В качестве примера первого способа изложения можно привести положение Закона Оренбургской области о муниципальной службе. В соответствии с этим законом гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо иметь:
1) для высших муниципальных должностей муниципальной службы
-высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации должностей муниципальной службы;
-стаж муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
2) для главных муниципальных должностей муниципальной службы
-высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по
специализации должностей муниципальной службы;
-стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет
3) для ведущих муниципальных должностей муниципальной службы
-высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным;
-стаж муниципальной работы на старших должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.
4) для старших муниципальных должностей мунимуниципальной службы
-высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муни1.Требования к муниципальному служащему
ципальное управление» либо по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным;
-стаж работы по специальности не менее трех лет.
5) для младших муниципальных должностей муниципальной службы
-среднее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным (решение о признании образования равноценным принимается органом по вопросам муниципальной службы);
-без предъявления требований к стажу работы.
Наглядной демонстрацией второго способа изложения служит положение Так, в соответствии с вышеуказанным законом, гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, необходимо иметь:
1.Образование
Для высших, главных, ведущих и старших муниципальных должностей муниципальной службы
- высшее профессиональное образование по специализации государственных или муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным[8].
Для младших муниципальных должностей муниципальной службы
- среднее профессиональное образование по специализации государственных или муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным[9].
2. Стаж и опыт работы по специальности
Для высших муниципальных должностей муниципальной службы
-стаж муниципальной службы на главных муниципальных должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет.
Для главных муниципальных должностей муниципальной службы
- стаж муниципальной службы на ведущих муниципальных должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.
Для ведущих муниципальных должностей муниципальной службы
-стаж муниципальной службы на старших муниципальных должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.
Для старших муниципальных должностей муниципальной службы
- стаж работы по специальности не менее трех лет.
Для младших муниципальных должностей муниципальной службы
- без предъявления требований к стажу.
Другие дополнительные требования к должностям муниципальной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в отношении муниципальных служащих этих орган З), не противоречащими нормам действующего законодательства.
В исключительных случаях муниципальные служащие, не имеющие специальной подготовки, установленной квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть признаны соответствующими занимаемой должности.