Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Попытки дать определения понятиям «профессионализм» и «компетентность» не раз предпринимались учеными-юристами. Наиболее удачные строятся на следующих рассуждениях.
Профессия является родом деятельности, занятий человека, который владеет комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Объектами общественно полезной деятельности людей могут быть как явления природы и техники (естественнонаучные явления), так и различные сферы деятельности самих людей[6].
Профессионализм муниципального служащего предполагает как знание (полученное в результате обучения в образовательном учреждении) общей характеристики определенной сферы, и управлении которой он принимает участие, так и особенностей этой сферы, ее специальных функций и задач.
Совокупно принцип профессионализма и компетентности предполагает в деятельности муниципального служащего:
- наличие необходимого образования;
- практическое знание служащим своего дела;
- наличие необходимого стажа и опыта;
- знание структуры управления муниципальной службой, схем служебных взаимоотношений;
- регулярное и качественное выполнение функций служащим, последовательное решение поставленных перед ним задач;
- постоянное совершенствование профессионализма служащего (повышение квалификации, получение дополнительного образования, пр.).
Следует отметить, что принцип профессионализма и компетентности можно отнести и к принципам организации муниципальной службы, так как на нем должны базироваться подбор, расстановка и перемещение кадров.
5. Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Под ответственностью в праве понимается мера воздействия на нарушителя. Также ответственностью называется мера принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий и в форме ограничений психологического (личного) характера (например, дисциплинарная ответственность) или имущественного (например, административная ответственность).
Ответственность всегда связана с принуждением, с применением установленных законом мер воздействия на правонарушителя и сопровождается наступлением отрицательных, неблагоприятных последствий для него. Обязательным условием привлечения лица к ответственности является правонарушение.
Статьей 14 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей призван обеспечить не только служебную дисциплину, но также качество и своевременность выполнения служащими обязанностей. Данный принцип находит свое выражение не только в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, но и в должностных инструкциях муниципальных служащих.
6. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Этот принцип можно отнести как к принципам деятельности муниципального служащего, так и к принципам организации муниципальной службы. Мы рассмотрим его в данной группе, так как реализация этого принципа имеет первостепенное значение именно в повседневной деятельности муниципального служащего.
Правовая защищенностьвыражается в том, что муниципальный служащий не может быть произвольно привлечен к ответственности или уволен с муниципальной службы. Для перевода муниципального служащего на другую муниципальную должность муниципальной службы необходимо получить его согласие (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством).
Правовая защищенность также заключается в том, что никто не вправе заставить муниципального служащего исполнять незаконные приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. Органы местного самоуправления обязаны создать муниципальному служащему условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей, а также предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск.
Муниципальный служащий и члены его семьи должны защищаться от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Он имеет право на обращение к вышестоящим должностным лицам органов местного самоуправления, в орган управления муниципальной службой или в суд для разрешения споров, связанных с прохождением муниципальной службы. Это могут быть споры по проведению квалификационных экзаменов, аттестации, содержанию выданных характеристик, приему на муниципальную службу, ее прохождению, реализации прав муниципального служащего, переводу на другую муниципальную должность муниципальной службы, дисциплинарной ответственности, увольнению с муниципальной службы. Это также один из элементов правовой защищенности муниципального служащего.
Социальная защищенностьпроявляется в том, что муниципальному служащему обеспечиваются следующие гарантии: медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные социальные гарантии для муниципальных служащих. Например: постановка на учет для улучшения жилищных условий, предоставление жилой площади, улучшение жилищных условий; предоставление санаторно-курортных путевок; бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме такси) в пределах муниципального образования; скидка в оплате жилищных услуг занимаемой муниципальными служащими и членами их семей общей площади, коммунальных услуг; переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; бесплатный отпуск всех лекарственных средств по рецептам врачей ему и членам его семьи при амбулаторном лечении, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно-ортопедической помощи; доплата к пенсии по старости и инвалидности I и II групп; другие.