Упражнения по воспитанию зрительной памяти и оптических дифференцировок
Виды работ.
1) Логопед расставляет ряд предметных картинок (от 3 до 6). Ученики, запомнив ряд, отворачиваются. Логопед изменяет порядок. Ученик должен восстановить первоначальный ряд.
2) Зрительный диктант:
а) Рассмотреть данный логопедом ряд геометрических фигур и запомнить его;
б) образец закрывается;
в) выложить ряд геометрических фигур на парте по памяти из цветных трафаретов;
г) проверить составленный ряд по образцу.
3) Выложить по образцу из палочек.
Знакомство со строением и функциями речевого аппарата
Конспект занятия 1.
Тема: «Органы речи».
Оборудование: органы речи в разрезе (графическое изображение или муляж).
план
1) Сравнение неречевых и речевых звуков.
2) Знакомство со строением речевого аппарата.
3) Наблюдение за его деятельностью.
4) Закрепление темы (тренировка детей).
Ход занятия
Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шум разрываемой бумаги, шорох бумаги и т. п. (дети могут продолжить перечисление) и для сравнения: а-а-а, ш-ш-ш. Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в труде, в быту, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?) - (Так, учителя и родители передают вам свои знания и опыт.) Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить и вы поймете всю трудность своего положения.
Что же это за органы, которые создают речь?
Попробуйте сами назвать их. (Ответы учащихся.)
Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.
- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания (рассматривают изображения речевого аппарата в разрезе), повторяют названия органов артикуляции. Отмечают, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы идаже полость носа. Попробуйте произнести звуки н, м, зажав нос, — не получится.
— Органы дыхания служат одновременно и органами речи (Легкие, бронхи.)
— Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук, например звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения, в гортани, выдыхаемая воздушная струя заставляет дрожать две натянутые «струны» —голосовые связки, если они сомкнуты - здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. (Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь (дрожа) – издают звук.)
Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить надо не случайный набор звуков или слов, а разумные речи. Вспомните пословицу: «Сначала подумай, а потом говори»—или другую: «Говори с умом». Значит, руководит органами речи наш мозг.
Итак, назовем все органы, которые принимают участие в речи: органы дыхания, голосовой отдел речевого аппарата, органы артикуляции, и так не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.
Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата». (Повторный показ по таблице.)
Конспект занятия 2.
Тема: «Образование звуков».
План занятия
1) Беседа по домашнему заданию (строение речевого аппарата).
2) Повторение предыдущей темы.
3) Наблюдение за работой органов речи:
а) образование гласных первого ряда;
б) образование согласных (на сохранных звуках).
4) Выведение таблицы (или заполнение таблицы).
Ход занятия
Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграды, зависит, какие звуки образуются (произносятся) — гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно – различными изменениями положения языка, губ и других органов – поэтому так много звуков в нашем языке.
Гласные звуки (а, о, э, у, ы, и) произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положение губ. Самый широкий звук – а (раствор рта между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро).Губы свободны, не напряжены и не округлены. (Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный а– с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал). Если мы на звуке а сузим наполовину раствор рта (до одного пальца) и округлим губы, то получим звук о. Усвоив артикуляцию гласного о, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный о превратился в э. По аналогии образуем звук ы-ы-ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку - услышим звук у-у-у.. Если оставим челюсти в том же положении, а губы растянем в улыбку, получим звук и и т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных». (Протяжно произносим а-а-а-а-а и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы – отчетливо слышим превращение а – в о.) (Дети упражняются в усвоении гласных артикулем. Дозировка материала для одного занятия зависит от возможностей артикуляционной моторики детей конкретной группы.)
Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая за отсутствием преграды в ротовой полости для выдыхаемой воздушной струи и за работой голосовых связок (они дрожат, следовательно, работают — издают голос).
Итак, гласные звуки образуются голосом. Не случайно они называются гласными, т.е. голосными (состоят из чистого голоса, без примеси шума). А теперь пронаблюдайте следующее. Я хочу разрезать ножом лист бумаги пополам, иначе говоря, нож встречает на своем пути преграду. Если нож бездействует — тишина. Если нож разрывает преграду — шум. Сравните с образованием согласных звуков. Если выдыхаемый воздух встречает преграду и разрывает ее — получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, а потому это звук речи. Понаблюдаем за образованием звука к. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдох пойдет через нос. Преграду мы не разрушаем — шума нет, нет звука. При разрушении преграды образуется звук: п, п, п (голосовые связки не дрожат, голоса нет, только шум). Если к глухому п дадим голос — получим звук б. (Проверьте работу голосовых связок на звуке б—они дрожат.) Следовательно, звук б образуется из шума, как и при звуке п, плюс голос. Это звонкий согласный звук (проверить рукой вибрацию голосовых складок).
Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице (см. ниже). В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляя карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях.
Итак, запишем в таблицу все три способа образования звуков.
Образование звуков
Гласные | Согласные | |
глухие | звонкие | |
Нет преграды | Преграда есть | |
Только голос а, о, у, э, ы я, е, ю, е, и | Только шум п, ф, к, т, ш, с ц, ч, щ, х | Шум и голос б, в, г, д, ж, з л, м, н, р |
Рассмотрим место преграды при образовании отдельных согласных звуков.
п — сомкнутые губы «взрываются»; воздух их прорывает — шум, т. е. звукп,а с голосом — звук б;
м — сомкнутые губы не размыкаются, воздух проходит через нос (контроль зеркалом). Голосовые связки дрожат (есть голос);
т — кончик языка упирается в корни верхних резцов: если преграду не разрушать, не будет шума, звука. Если «взорвать» — получим звук т, если добавить голос—д',
в — нижняя губа смыкается с верхними резцами. Выдыхаемая воздушная струя с трудом проходит через эту щель со звуком, напоминающим вой (в-в-в...). Если убрать голос—ф(только шум).
· Прослушать стихотворение Е. Измайлова «Как появились буквы» (см. конспект: «Буквы русского алфавита»).
· Покажите букву, которая стала обозначать звук а; ш; и др.
- А это, что за буква? (Выборочно – по кассе букв.)
- Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.
· Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А. Шибаева.
Азбука веселых человечков
На арене Астоит- А бедняжка буква Ы
Начинает алфавит. ходит с палочкой, увы!
Букву П в спортивном зале Двое ношу понесут -
Перекладиной назвали. букву Н уж тут как тут.
Г узнаешь без труда: В букве В,наверно, вата -
Очень горбится всегда. оттого и толстовата.
Буква У – два длинных ушка. Вот фигура хороша:
З– простая завитушка. этак Е, а этак Ша.
Р – согнула ручку: Буква Эна эС дивится
С кем пройтись под ручку? словно в зеркало глядится:
сходство есть наверняка,
Буква Х все ходит, ходит – только нету «языка».
Место, что ли не находит?
Иглядит украдкою
Взялись за руки друзья на сестру – Икраткую:
и сказали: «Ты да я- ей понравился берет -
станет МЫ». А между тем у нее такого нет…
получилась буква эМ.
Для чего у Щи Ц
Буква Ч сказала: «Есть!», коготочек на конце?
Отдала кому-то честь. – Щекотать, царапать - вот
коготок зачем растёт!
Посмотри на колесо:
Покатилась буква О. И сейчас же, точно лев,
Чтоб она не укатилась, стала фыркать буква эФ.
Крепко к столбику прибью.
Что случилось? Что случилось? Тэ стоит на каждой крыше -
Получилась буква Ю! телевизор смотрят – тише!
Л – немножко инвалид: Буква Б с большим брюшком,
Ножка левая болит. в кепке с длинным козырьком.
Эта буква широка Мягкий знакживёт беспечно,
И похожа на жука, он без кепки ходит вечно.
Да при этом, точно жук, А упрямый твёрдый знак
Издает жужжащий звук. кепку носит только так!
Это – Ж, а это – Ка:
целый жук и полжука.
О – как обруч. Захочу –
По дороге покачу!
Дстоит надежно очень.
Конспект занятия 3.
Тема: «Звуки речи» (продолжение).
Цель: тренировать учащихся в различении гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Оборудование: таблица звуков.
Ход занятия
1) Логопед. Вспомним, ребята, что означают слова «звук» и «буква». (Учащиеся объясняют понятия звук и буква.) Логопед обращает внимание детей на особенность называния буквы в отличие от звука: буква к (ка), звук к, буква р (эр), звук р, буква с (эс), звук с и т. д.
Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) звуков не обозначают.
2) Логопед предлагает детям рассмотреть таблицу звуков. Различные группы звуков обозначены в ней разными цветами.
Звуки речи
I Гласные (зеленые) а, о, у, э, ы
я, ё, ю, е, и
II Согласные звонкие (красные), б, в, г, д, ж, з
парные глухие (синие)п, ф, к, т, ш, с
III Звонкие без пары,
соноры (желтые) л, м, н, р
IV Глухие без пары (коричневые) щ, ц, ч, х
V Полугласный (лиловый) й
3) Учащиеся записывают таблицу в тетрадь после ее рассмотрения и разбора.
Задание. Прочитать слова, записать и указать гласные и согласные звуки.
Образец: рак; р—согласный, а—гласный, к—согласный.
Сок, дуб, пенал, пирог, забор, сарай, мак, майка, щи, маяк, стол, чашка, эхо, грибы, клей.
Задание. Прочитать слова, списать их. Подчеркнуть цветным карандашом гласные буквы.
Задача, яблоки, сухари, виноград, малина, девочка, Родина, курица, груша, забор, лошади, заводы, бумага, масло, гусеница, товарищи, черемуха, тетради, кукушка, смородина.
Задание. Прочитать и записать текст, устно указать гласные и согласные звуки.
На лугу лошади. У конуры злой пес. На солнышке греется кот.
УРОЖАЙ
Школьники засадили огород морковкой, капустой, луком. Летом дети поливали, пололи овощи. Какой богатый урожай собрали осенью! Славно поработали ребята!
Конспект занятия 4.
Тема: «Составление схемы слов».
Цель: тренировать детей в звуковом анализе слов. Наглядно объяснить слогообразующую роль гласных.
Оборудование: бусы двух цветов; предметные картинки.
Ход занятия
Логопед показывает предметную картинку с изображением осы и проводит с детьми звуковой анализ: сколько звуков в слове, в какой последовательности они расположены, какие звуки гласные и какие согласные.
Логопед. Сейчас мы с вами, разобрав это слово, сумеем составить его схему с помощью вот этих бус. (Логопед показывает пластмассовые бусы со сцеплением (без нитки).
Условимся обозначать гласный звук белой бусинкой, согласный звук — красной.
Итак, первый звук о — гласный. Обозначим его белой бусинкой. Следующий звук с — согласный. Присоединим к белой бусинке красную. Третий звук а--- гласный. Добавляем белую бусинку. Прочитайте по этой схеме слово. Вспомните, какие звуки (гласные или согласные) образуют в слове слог. Проверьте, сколько белых бусинок в этой схеме (2). Сколько хлопков слышно при делении слова «оса» на слоги? (2)
Логопед показывает картинку с изображением слона. Проводится аналогичный разбор слова слом и составляется схема из бус. Сопоставляется количество гласных (белых бусинок) с количеством хлопков при делении на слоги (1).
Повторяется вывод: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. На последующих занятиях рассматриваются подобным образом слова другой слоговой структуры с составлением схем.
Задание. Рассмотреть и назвать предметные картинки.Отобрать теслова, структура которых соответствует данной схеме.
Образец:
●●●●●
сумка кошка и т. п.
Задание. Рассмотреть данную схему слова:
а) выписать из книги слова данной структуры, например: пошёл, вагон;
б) придумать слова данной слоговой структуры.
Образец: ●●●● (мама) ...
●●● (кот) ...
●●●●● (сумка) ...
●●●● (стол) ...
●●●●●● (машина) ...
Гласные буквы и их дифференциация
Способы обозначения мягкости согласных на письме
В данном разделе рассматриваются парные гласные, их сходство и различие. Подчеркивается свойство гласных второго ряда передавать на письме мягкость впереди стоящего согласного звука. По аналогии рассматривается также второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Дети упражняются в различении на слух твердых и мягких согласных фонем.
При дифференциации гласных звуков следует иметь в виду, что иногда детям дается это труднее, чем дифференциация согласных, так как различение согласных звуков опирается часто на видимую и почти всегда хорошо осязаемую артикуляцию.
В разделе дается дифференциация наиболее часто смешиваемых гласных: ы – и, а – о, о – у, ё – ю.
Парные гласные
Конспект занятий
Тема: «Сходство парных гласных».
Цель: тренировать детей в умении наблюдать и сравнивать артикуляцию гласных звуков. План занятия
1) Сравнение парных гласных по артикуляции. (Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него.)
2) Упражнения в подборе парных гласных.
Ход занятия
Логопед. Назовите все гласные буквы нашего языка. Теперь повторите за мной их парами использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков), следя внимательно за раскрытием рта и положением губ:
А о э у ы
Я е ё ю и
Логопед. Почему они называются парными? Сейчас потренируемся в подборе парных гласных.
Например: Логопед. Учащиеся.
О ё
у ю и т. д.
Можно ли считать парными звуками уи я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?
Затем дети выполняют письменные задания.
Задание 1. Из данных слов выбрать и записать в тетрадь только те, в которых встречаются парные гласные:
Соня, Аня, Лёня, Ваня, козёл, руки, утюг, вилы, приду, поёт, сливы, полёт, скамья, мухи, столы, котёл, ивы, уют, грибы, липы, лапы, знамя, космос, костёр, память, поэт, боксёр, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, рука, клюнул, крыша, крыши, скамья, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
Задание 2. Списать предложения, подчеркнуть слова с парными гласными.
Заяц спасся от волка. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Плыть в бурю опасно. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.
Задание 3. Самостоятельно придумать слова с парными гласными.
Способы обозначения мягкости согласных на письме
Конспект занятий
Тема: «Различие парных гласных».
Цель: учить (тренировать) детей различать на слух (в произношении) твердые и мягкие согласные и передавать на письме мягкость согласных с помощью гласных 2-го ряда.
Ход занятия
Итак, мы узнали, что образуются парные гласные звуки во многом сходно. В чем же различие этих гласных звуков?
Задание. Хором прочитать прямые слоги:
а о э у ы а о э у ы
М Н
я ё е ю и я ё е ю и
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда.
Аналогично – с согласными н, с и др.
Вывод. Гласные второго ряда: я,е, ё, ю, и — обозначают мягкость стоящего впереди согласного звука.
Задание. Тренировка в чтении слогов.
да – дя са – ся ба – бя
до – дё со—сё бо - бё
Работа с остальными слогами проводится устно с перекидыванием мяча.
ра — ря па — пя за — зя
ро — рё по — пё зо — зё
Задание.Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:
а) изолированно – услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):
б- бь, в – вь, г – гь, ди т.д.
Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;
б) в слогах (перекидывая мяч):
да-дя до-дё ду-дю ды-ди
ро-рё со-сё фы-фи ту-тю
ня-на вё-во лю-лу би-бы
Задание. Запись слогов под диктовку.
а) за-зя ва-вя та-тя ба-бя сы-си фы-фи ды-ди;
б) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;
в) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю…
Задание.Из ряда слогов выписать:
а) слоги с твердым согласным;
б) слоги с мягким согласным.
са, се, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни, зе
Устно придумать с ними слова.
Задание. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий), стоящих в начале слова. Объяснить разницу в написании слов:
мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол – вёл.
Задание. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:
начинать – начинять потомки – потёмки
поток – потёк слог - слёг
Задание. Подобрать мягкую пару к услышанному твердому согласному звуку.
Образец: Логопед Учащиеся
л ль
с сь
Дети подбирают примеры на любую фонему, названную логопедом.
0бразец: фь — фиалки, фикус, фигураи т д.
Логопед объясняет детям, что у звуков ж, ш, ц — нет мягкой пары. Например: ши (шы), жи (жы.). Эти звуки не смягчаются ни при каких условиях, они всегда звучат твердо. Поэтому и существует правило: ши, жи пиши с буквой и, несмотря на то что слышим ы.
Задание. Прочитать скороговорку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным (или Проследить, как меняется звучание согласного в при соседстве с различными гласными):
Я во двор вола вела.
За рога вола вела.
Я вела во двор, а вол
в огород меня завёл.
Задание. Прочитать и списать данные ниже предложения. В выделенных словах вставить пропущенные гласные: а ия, о и ё, у и ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.
УВ..ли зав..ли цветы. Мы играли впр..тки. Жор.. р..д, что попал в первыйр..д. Над..иД..ша ед..т
кашу.
Братприв..з двав..за сена. Мы услыхали р..в коровы. Она упала вр..в. УАл..ши новыекал..ши.
Л..ша л..вит рыбу. У т..ти Т..ни естьт..лка Т..мка. Мы ид..м в наш д..м. БратД..ма д..ма.
Ил..ша водит вшкол.. Л..шу. Л..ся л..бит пироги сл..ком. Пет.. послали нап..чту. Павл..ша ест
Кл..кву.
Задание.В данных текстах указать согласные, мягкость которых передается на письме следующей за ними гласной.
У Пети утята, у Димы котята.
Лиза и Катя пошли в лес. Там грибы. Дети рады.Они принесут домой грибы.
Таня носит воду. Ведра полные. Трудно Тане нести ведра. Идет мимо Рая. Подруги вместе несут воду.
Стояли морозы. Дед Глеб ехал в лес. Утром выпал глубокий снег. Дед слез с саней. Воз дров был тяжелый. Он увяз в снегу. Деду помог сын.
Задание. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.
а – я
Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду.
а – е
Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з.
у – ю
Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишн-.
Второй способ обозначения мягкости согласных на письме
(посредством буквы Ь)
Задание. а) Прочитать слова, данные на доске (даются слова во множественном числе). Записать эти слова в единственном числе. Как переедать на письме мягкость последнего согласного в слове единственного числа?
Образец: печати—печать.
карусели - кровати - метели -
соболя - журавли - корабли -
кони - степи - лоси -
голуби - двери - гуси -
б)Подчеркнуть цветным мелком согласные, мягкость которых на письме передается посредством гласныхвторого ряда (в первой колонке). Подчеркнуть другим мелком мягкие согласные в концеслов во второй колонке. Объяснить, как обозначается их мягкость на письме.
Задание. Записать под диктовку слова парами.
Степи — степь, кости — кость, мысли — мысль, мази — мазь, грязи — грязь, ветви — ветвь, лошади — лошадь, двери — дверь, окуни — окунь, сети — сеть, олени — олень, постели — постель, трости — трость, автомобили — автомобиль, площади — площадь, журавли — журавль.
Задание.Прочитать (прослушать) стихотворение.
БУКВА МЯГКИЙ ЗНАК
Мягкий знак — хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у домаугол
Превратился сразу вуголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб намель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть—
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочкоммела.Е. Измайлов.
Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.
Задание. Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними словосочетания:
стал – сталь кон – конь плакат – плакать
был – быль вес – весь цел – цель
кров – кровь мыл – мыль лез – лезь
Задание. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь.
конь – коньки огонь – огоньки
пень – пеньки день – деньки
окунь – окуньки зверь – зверьки
Задание. Записать слова парами, изменяя их по образцу:
встань – встаньте сядь - верь -
надень - кинь - вынь -
Задание. Прочитайте текст упражнения. Сравните по смыслу и по звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается на письме различие в произношении этих слов?
Образец: угол — уголь.
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Сегодня выступает нашхор. Хорь — хищный зверек. Олег ел яблоко. На опушке красиваяель. Мойбрат не разрешаетбрать его книги. Уголь свалили вугол. Лодка села намель. Убери на место мел.
Задание. Устный словарный диктант.
Логопед называет ряд слов. Если в слове есть мягкий знак, учащиеся поднимают карточку с этой буквой.
Мать, бежит, сталь, стоит, кричит, кричать, лошадь, медведь, любит, лез, цель, гусь, олень, жар, пень, жарь, сокол, лось, голубь, смотрит, смотреть, день, очень, берёт, осень, вагон, шагал, сын, степь, сталь, стал.
Задание. Прослушать отрывок из стихотворения.
Бабка баньку затопила,
Мягкий знак позвать забыла.
Тут же банька банкой стала —
Вот как бабка сплоховала.
Задание. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании.
банька — банка; полька — полка; галька — галка.
Бабка баньку затопила,
мягкий знак позвать забыла.
Тут же банька банкой стала –
вот как бабка сплоховала!Е. Измайлов
Задание. Тексты для комментированного письма или графического диктанта:
Вчера был дождь. Таня ходила без пальто. Теперь она больна. Ей больно глотать. В пузырьке горькие капли. Мама даёт их больной дочке.
У Жени корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить лекарство. Женя лёг в постель. Теперь весь день мать около больного сына.
Мыла Ольга в тазу руки. Сильно мылила пальцы. Стало много пузырьков пены. Надулся большой мыльный пузырь. Дунула Ольга на пузырь. Он лопнул. Долго Ольга пускала пузыри. Весь пол мыльной водой залила.
Задание. Списать, вставляя подходящие по смыслу слова.
Гусь ... утки. Муха ... жука. Ручей ... реки. Нитка ... веревки. Волос ... нитки.
Слова для справок: больше, меньше, мельче, тоньше.
Задание. Записать под диктовку.
У пенька опять пять опят.
Подчеркнуть мягкие согласные.