Подвижные игрушки и игрушки с подвижными деталями - вид конструирования игрушек на уроках технологии и внеурочных занятиях в начальных классах
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки, считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы. Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Спрос на игрушки возрастает с ростом городов и на ряду с кустарным производством, развивается фабричное производство игрушек[Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т.1 : А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : БРЭ, 1993. - С. 338.].
Игрушки различаются по: материалам, из которых изготовлены игрушки; способам изготовления; способу использования детьми и их воспитательному воздействию. В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр: 1. Сюжетные или образные игрушки (куклы,фигурки животных и т.д.), 2. Технические (машины, механизмы, транспортные средства), 3. Игровые строительные материалы (конструкторы), 4.Дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.), 5. Игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.), 6. Театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), 7. Звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.), 8. Игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем), 9. Игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка[Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста – [Электронный ресурс] - [Режим доступа] - http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00242217_0.html].
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль[Воспитание гражданина[Электронный ресурс] - [Режим доступа] - makarenko-museum.narod.ru ].
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Особое место среди игрушек занимают подвижные игрушки и игрушки с подвижными деталями, в основе которых лежат разнообразные виды движения, но запускаемые без электронно-механических приспособлений.
Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. - это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника.
Примерно в XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными и на Руси. Предположительно в Нижегородской области. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
Динамические игрушки. Игрушки этого типа можно условно поделить по характеру движения: игрушки-каталки, крутящиеся (юла, волчок), качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка и др.), лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз), шагающие игрушки (шагающие куклы, скачущая белка). Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки)[Русская динамическая игрушка[Электронный ресурс] - [Режим доступа] - handicrafts.drugiegoroda.ru]
Из динамических игрушек, особое место занимают игрушки Богородские. Они бывают на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. По принципу действия различают: игрушки-разводы, игрушки с балансом, дергуны (дергунчики), карусель, игрушки на тумбочке с кнопкой, игрушки – карусель.
Игрушки - разводы– игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой.От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок.
Игрушки с балансом. Особенное в этих игрушках то, что при сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла.
Все соединительные нити должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, или покачаешь по кругу, и игрушка оживает. Ритмом движения можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише.Отвесы, называемые по традиции балансами, делают разными способами. Чаще всего их точат на токарном станке в виде шариков, строгают и режут в виде многогранников разных форм. Движение игрушки прямо зависит от веса баланса, он должен быть оптимальным[Русская динамическая игрушка[Электронный ресурс] - [Режим доступа] - handicrafts.drugiegoroda.ru]
Дергуны. Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками.
Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны.