Основные педагогические парадигмы.
Развитие педагогики и образования в современном мире - многосторонний, масштабный процесс. Школа и педагогика приближаются к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Этот процесс на Западе во второй половине ХХ века был пронизан идеями, пафос которых во многом характеризуется кризисом сложившихся философских, социальных и педагогических воззрений. Поколеблена вера во всевластие человека над природой. Подвергнут сомнению беспредельный рационализм. Очевидны стремления к максимальному плюрализму, вариативности, множественности мнений и суждений, предельной индивидуализации воспитания. Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры.
Среди важных мировых тенденций развития педагогики и образования второй половине ХХ века - курс на демократизацию школьных систем; диверсификацию и дифференциацию образования; гуманистическую направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизацию классно-урочной системы; педагогизацию новейших технических средств; интеграцию школьного и внешкольного воспитания и образования.
Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходили при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового содержания. Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен как современный мир. В индустриально развитых странах школы и педагогическая наука была заняты широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), непрерывное образование, поликультурное воспитание и пр. В странах “третьего мира” речь шла чаще о проблемах, которые на Западе потеряли актуальность: ликвидация неграмотности, всеобщность образования и т.п.
Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется. К числу наиболее влиятельных можно отнести социальную и феноменологическую парадигмы. Соответственно в теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных подхода: с позиций социологизаторства и (био)психологизма. Главный водораздел между ними - отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания.
Социальная педагогика. Социальная педагогика базируется на традиционной идее о роли воспитания и образования как ретрансляторов культуры прошлого. Обучение и воспитание трактуются как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. В этой связи подчеркивается актуальность сохранения в обновленном виде систематического академического образования. Подобная программа аргументируется в концепциях, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности. Интерпретаторы социального воспитания ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологический и социальный факторы воспитания действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. В школе видят основное социальное условие воспитания. Она представляется специфической моделью общественной среды. При этом едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.
Идейный поток социальной педагогики представляют авторитетные в научном мире мыслители. Так французские педагоги П.Бурдье , Л.Кро, Ж.Мажо считают аксиомой социальную детерминацию процессов развития просвещения, связывают необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, в соотношении между рабочим и свободными временем .
Американские ученые П. Блум, Р.Ганье также акцентируют роль и значение общественного фактора в становлении личности. Ими предложена рационалистическая педагогическая модель, где упор сделан, прежде всего, на проблеме усвоения знаний и социальной адаптации молодежи через образование. П.Блум и Р.Ганье утверждают, что всякая образовательная программа может быть переведена в “поведенческий репертуар” знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Успешное обучение должно обставляться определенными условиями: внутренними ( наличие у учащихся необходимых понятий и навыков) и внешними ( организация процесса обучения, структура изучаемого материала и пр.)
Свое понимание социальной педагогики у японских ученых. Так Кейко Секи, Тадаши Эндо и др. считают, что воспитание через социум не только позволяет осваивать картину мира, но также помогает умерять эгоцентризм отдельной личности. Педагоги Японии полагают, что ребенок должен быть готов без боязни вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь. Особый упор ставится на воспитании группового сознания, которое позволяет личности с максимальной отдачей вкладывать силы, знания, профессиональные умения в общественно значимые ценности, исключать враждебное отношение к социальной действительности.
Феноменологическая педагогика. Иной взгляд на образование у представителей феноменологического направления. Они исповедуют приоритет индивидуально ориентированного, гуманистически направленного воспитания и образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. Разделяя такой подход, представители, например, нового воспитания и гуманистической психологической школы, рассматривают как веление дня поворот в воспитании к личности ребенка.
Идеи нового воспитания влиятельны во Франции. Один из его лидеров Роже Галь (1906-1966) определяет личность, прежде всего, как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность взаимодействия личности со средой, а, с другой - провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.
Новое воспитание особенно опирается на исследования по психологии ребенка. Так, черпаются аргументы в идеях швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который при изучении механизма познавательной деятельности ребенка открыл новые явления: эгоцентризм мышления, нечувствительность к логическим противоречиям, мировоззренческий идеализм. Им предложена периодизация развития детского интеллекта от рождения до 14-15 лет, на заключительном периоде которого возникает способность к суждениям посредством гипотез. Обучение, по Пиаже, должно состоять, прежде всего, в создании ситуаций, мотивирующих активность ребенка.
С европейским новым воспитанием перекликаются суждения лидеров гуманистической психологической школы в США: А.Маслоу (1908-1970), К.Роджерс (1902-1987). Они высказали озабоченность в связи с процессом дегуманизации воспитания и настаивали на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей человека, бережном отношении к личности, предложили педагогам отказаться от традиции быть господами своих подопечных. Так, Карл Роджерс, аргументируя свою концепцию личностного самоопределения («Я – концепцию»), советует научить воспитанника поступать, сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса – «злых людей не должно быть; если человек жесток и черств, таким его сделало воспитание».
18.2. Актуальные проблемы теории и практики воспитания и образования.
Приоритеты воспитания. Перед мировой педагогикой и школой стоит глобальная цель - определить иерархию приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; персональных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; воспитание во имя мира.
Серьезные трудности в воспитании возникли на фоне урбанизации и экологического кризиса. Жизнь учащихся все более регламентируется рутиной учебных занятий. Современная цивилизация порождает в подрастающем поколении пессимизм, антигуманизм, снижение этического и нравственного уровня. Мир переживает вспышку молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, преступности. Изъяны в духовном развитии молодежи - результат множества слагаемых. Среди них - и проблемы воспитания и образования.
Вопрос демократизации образования. В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема осуществления демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия общего образования. Другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.
Понятие демократической системы образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, организацию учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Составная часть демократизации образования - гарантия права на образование. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности к той или иной образовательной подготовке. Достижение права на образование остается актуальным ввиду социального неравенства, которое ограничивает для многих возможность обучения. Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами, препятствующими получение достойного образования. Образование и педагогика поставлены перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе. Гарантии права на образования предусматривают - обеспечение обязательного обучения. Между тем по-прежнему остро стоит проблема непосещаемости школы. Она особенно распространена в странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Проблема качества образования. Поддержание образования на высоком уровне – важное условие динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в образовании. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование. В США к 1985 г. полное среднее образование имело свыше 80 % взрослого населения.
Успехи образования отнюдь не безоговорочные. Они сопровождаются снижением качества подготовки учащихся. Подъем планки минимальной обучения породил развитие нового явления – функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.
Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он означает широкий спектр учебно-организационных мер, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.
Вопрос о педагогических инновациях. Организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет определенные недостатки. Учащиеся нередко оказываются несостоятельны, когда от них требуются самостоятельность, инициатива, творчество. Глубокие корни пустили малопродуктивные методы обучения – заучивание, повторение, гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения остается подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на “учителя как центр обучения”, на “среднего учащегося ”, что далеко от запросов, способностей, устремлений молодежи. Необходимость преодоления экзаменационных барьеров с их стандартами и регламентациями нередко лимитирует живую мысль школьников и студентов.
В зарубежной педагогике необходимость обновления воспитания и обучения не вызывает сомнений. Наиболее непримиримую позицию занимают сторонники т.н. неинституционной педагогики. Один из ее зачинателей И.Иллич (род. 1926) (США) заявляет, что современная школа обречена на исчезновение и что следует полностью изменить ориентиры образования. Большинство педагогов, впрочем, далеко от подобного радикализма. Они хотят “влить новое вино в старые мехи”, т.е. совершенствовать существующую школу посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания.
Воспитание и политика. ВпедагогикеЗапада традиционно сильны стремления осуществлять воспитание вне политико-идеологических установок. Но, как показывает опыт, подобное воспитание является скорее декларацией, чем действительностью. Мировая школа уделяет значительное внимание воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу предлагается включать учебные ролевые игры (“Выборы”, “Стачка”, “Суд” и пр.), отводить больше места в учебном процессе общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980–1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.
Нравственное воспитание. Основой воспитания является духовное, нравственное формирование личности. Но трактовка этого педагогический процесса в мировой педагогике противоречива. С одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой, – получают распространение идеи, исходящие из необходимости развития самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.
В столкновении этих идей неоднозначно трактуется место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. По-прежнему сильна традиция, согласно которой педагог обладает неким правом “вето”, а его суждения должны быть для воспитанника непререкаемыми. Вместе с тем такой подход выглядит все более несостоятельным. Послушанию, основанному на безусловном авторитете педагога, противопоставляются иные характеристики педагогического труда: любовь к детям, инициативность, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями. Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются идеи гуманного, свободного воспитания. Усиливаются внимание к условиям жизни школьника. Возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Все большую популярность приобретает идеи, которые основаны на сотрудничестве учителя и ученика, когда воспитанник становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается обстановка радости и творчества.
Зарубежная школа накопила определенный запас идей гуманного воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.
Самоуправление учащихся и воспитание. Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления на Западе – система, при которой ученики помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов. Ученическое самоуправление, однако, не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оно находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. По этой причине были предложено создавать школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности – вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие в учениках самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Школьные советы улучшили психологический климат в школе. Тем не менее, и они не помогли полностью изжить авторитарное отношение педагогов к учащимся.
Воспитывающее обучение. Традиционная сфера интересов в мировой педагогике - воспитание в процессе обучения. Учебные программы современной школы за рубежом непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания учащихся. На особом месте при этом стоят предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки и пр.). Эти предметы рассматриваются как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.
В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях. Учебные программы предлагается обогащать новыми дисциплинами, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообразовательный материал. Эту тематику и материал включают и в традиционные предметы школьного образования.
Поликультурное воспитание. На исходе XX столетия закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего на Западе в воспитание внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Приобрело актуальность воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на такое воспитание. Один из таких проектов – учебные заведения международного бакалавриата, цель которых – воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений из 83 стран.
В педагогике и образовании особую злободневность приобрела необходимость учета культурных и воспитательных интересов субкультур в пределах общего образовательного пространства. Соответственно этому были сформулированы идеи поликультурного воспитания. Одним из первых теоретиков, выдвинувших в 1970-1980-х гг. эти идеи, явился американский педагог Дж. Бэнкс.
Концепция поликультурного воспитания означает признание необходимости в воспитании и образовании культурно разнообразного взаимодействия; учет в воспитании культурной принадлежности;усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни; формирование положительного отношения к многообразию культур и их представителям; рассмотрение культурного многообразия как позитивного условия воспитания; предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных этнокультурных групп; вариативность педагогических методик приобщения воспитанников к культурному многообразию. Ведущей целью поликультурного воспитания является устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих культур, с одной стороны, и малых культур, с другой. Соответственно ставятся две основных задачи : сохранение культурного многообразия; воспитание в духе общенациональной общности. При поликультурном воспитании изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественнонаучного циклов, программу которых должны пронизывать идеи многокультурности. Важную роль играет двуязычное и многоязычное обучение. Применяются также диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлексивные методы и пр. Подобные формы и методы следует использовать с учетом конкретных педагогических задач.
Педагогическая роль новейших технических средств. В мировой педагогике идет осмысление педагогической роли новейших технических средств, являющихся плодом технотронной революции. Сторонники использования компьютерной техники в образовании опираются на ряд дидактических идей. Среди них - идея программированого обученияамериканца Б.Скиннера (1904 -1990). Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания. Иначе трактовал проблему другой американский педагог - Г.А.Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обеспечить общий для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.
В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы и стратегия применения новой техники в образовании. Сторонники технического детерминизма полагают, что электронное обеспечение поможет снять проблемы неуспеваемости, взаимодействия учащихся и преподавателей, индивидуализации преподавания и учения, экономии бюджета.
Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения. Работа с новейшей техникой позволяет осуществить две капитальные образовательные функции: приобретение определенных знаний и умений, а также использование при преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы по информатике, электронике, работа на компьютере и пр. Во втором случае активизируется и оптимизируется учебный процесс ( персональные учебные задания, работа с “электронным редактором”, наглядное обучение)
Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, способом самообразования, корректировки классно-урочной системы. Вместе с тем использование этих средств породило трудности и проблемы. Не хватает педагогов, квалифицированно владеющих новой техникой. Нет уверенности в однозначно позитивных последствиях применения новейшей техники. Так, не решен вопрос, обеспечивает ли она прочное закрепление знаний. Не закрыта проблема гигиены и охраны здоровья детей при работе с электронными устройствами.
Во 2-ой половине XX в. начался новый важный этап осмысления роли технических средств в образовании технических средств. Первыми ласточками этапа были магнитофон, телевизор, обучающие машины механического типа. Они позволили по-новому организовать наглядное обучение, активизировали учащихся. Обучающие машины помогали контролировать степень формальных знаний. В 1960-х гг. школы ведущих стран, прежде всего США, стали использовать электронное оборудование. Был разработан применительно для школы сравнительно несложный компьютерный язык.
К насыщению образования новейшей техникой подталкивает перспектива их применения. Прогнозируется, что к началу 3-го тысячелетия до 60–70 % занятого населения ведущих стран мира будет пользоваться электронным оборудованием, и школа стремится быть готовой к этой ситуации. В развитых странах создаются общенациональные структуры ресурсов информационных, аудио и видеосредств для учебных заведений. Появляются специализированные хранилища таких ресурсов: аудио- и видеоцентры, особые учебные классы с новейшим оборудованием. Возникают планетарные электронные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользователей.
Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса. Среди них приоритетными оказались компьютеры и видеосистемы. Лучшие учебные компьютерные программы составляются так, чтобы неверный ответ учащегося был непременно скорректирован машиной. Такие уроки превращаются в увлекательную игру.
Принципиально новый путь обучения открыли компьютерные игры. Едва ли не главная их функция – обучение. На дисплее оживают фантазии школьника, предметы и явления окружающего мира. Возникает особый виртуальный мир, похожий на подлинный и отличающийся от него. Учащийся получает возможность управлять изображениями, т.е. почувствовать их наглядно. Компьютерные игры позволяют приобрести обобщенное представление о сходных ситуациях или предметах и, следовательно, развивают абстрактное мышление. Идет формирование логического мышления, поскольку школьник осознает, что предметы на экране – лишь знаки реальности. Улучшаются память и внимание детей. Игровая мотивация переходит в учебную, когда возникает интерес к содержанию задания. Кроме общеразвивающих игр, есть специальные компьютерные игры.
Параллельная школа. Мировая педагогика отводит особую воспитательную роль средствам массовой информации – так называемой параллельной школе. По масштабам воздействия на молодое поколение в “параллельной школе” лидирует телевидение . В ведущих странах мира сложились сети учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к окружающей действительности. Все больший масштаб набирают новейшие средства просвещения, в особенности паутина всемирной компьютерной связи (интернет).
Зарубежные педагоги считают необходимым тщательно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы. Педагогика исходит из того, что средства массовой информации помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых, что следует осуществлять специальную работу для педагогически оправданного усвоения различной информации.
На особое место среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, ставится деятельность, получившая наименование пресса в школе. Пресса в школе – специально организованная работа с учащимися для педагогически оправданного усвоения различной информации, поступающей из газет и журналов. Она популярна в старших классах школ ведущих стран мира.
Пожизненное воспитание. Начиная с 1960-х гг. мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Сами идеи уходят в древность и зафиксированы в народной педагогике (“век живи, век учись”). В современной цивилизации эти идеи приобрели огромную актуальность и значимость, будучи ответом, на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.
Под пожизненным воспитанием имеется ввиду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного (институционного) и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Суммируя концепцию пожизненного воспитания, можно выделить в ней следующие характеристики: образование не заканчивается с окончанием формального обучения и продолжается в течение всей жизни человека; учебные заведения, играют важную роль в образовании, но уже не занимают монопольного места; образование отличается гибкостью и диверсификацией программы, методов и сроков. Пожизненное воспитание ставит стратегическую педагогическую цель - формировать способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно.
В странах Запада и Японии ставятся задачи систематического осуществления пожизненного воспитания. Препятствием для пожизненного воспитания рассматриваются слабые связи, а зачастую и барьеры между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность во многих странах школьных кооперативов, культурно-просветительских центров (школа как центр общинного воспитания – США, воспитательный город – Франция, Дом свободного времени – Северная Европа и др.).
Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.
Тесно связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрагогика). Западные специалисты подчеркивают, что андрагогика не является аналогом концепции пожизненного воспитания, будучи одной из ее составляющих.
18.3. Организация и практика общего образования.
Почти во всех ведущих странах мира образование – приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в этих странах во 2-ой половине XX в., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом. Важные тенденции проявляются при реформировании управления образованием. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.
Системы общего образования. Во 2-ой половине ХХ столетия в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения. В значительной мере покончено с формальными инструментами селекции учащихся по социальному положению. Школьные системы сделались более гибкими и открытыми как по горизонтали, так и вертикали.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью. На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей. В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах обучение религии – частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования. В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
Программы общего образования. Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении. Пример этого – включение в школьные программы экологической тематики.
В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционный тип – обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее специальные программы, адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения. Специальные курсы могут быть углубленными и облегченными.
Наряду с традиционными обязательными и специальными программами все большее распространение получают так называемые интегративные программы. Классический пример интегративного курса – программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний. Задача интегративного курса – ознакомить с основными явлениями и закономерностями тех или иных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.
Во 2-ой половине XX в. мировая общеобразовательная школа приступила к реформам учебных программ . При сохранении известного консерватизма в вопросах содержания образования реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению, придать ему иной баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного. Изменения в программах производились двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь – традиционный. Он предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, увеличивается объем), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин. Интенсивный путь – создание программ, иных по целям, структуре и содержанию. Программы интенсивного типа ориентированы, прежде всего, на полноту переживания, осознания и осмысления учебного материала.
Дифференциация общего образования. “Школьный взрыв” (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Основными формами дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе. Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво. Она нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами которого оказываются платное обучение и система экзаменов.
К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: младшей средней школы (США и Япония), объединенной школы (Англия), общей школы (Германия), единого коллежа (Франция).
После неполной средней школы дифференциация продолжается в учебных заведениях полного общего образования разного типа: грамматической и современной школах (Англия), реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция), старшей средней школе (США, Япония). Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ.