Воспитание и школа в античном мире.
Воспитание вгомеровскую эпоху( IХ –VIII до н.э) время, в которое жил создатель «Илиады» и «Одиссеи» Гомер, стали для античной педагогики периодом закладывания фундамента всей системы образования эпохи Древних Греции и Рима. Героические поэмы не только определили первоначальные воспитательные идеалы, но и сказались на содержании всех уровней обучения вплоть до наступления Средних Веков и даже дольше. Фрагменты из гомеровских песен, пересказы сюжетов сопровождали школяров на протяжении более чем полутора столетий. Из сочинений Гомера вычитывали педагогические образцы. Знание его текстов свидетельствовало об общей образованности, о знакомстве с представлениями о «героическом детстве», характерном для аристократической культуры – адресата эпоса. Быстрые успехи в обучении, приоритет славы над идеей самосохранения, соревновательность культуры и важность физического развития и военного обучения на фоне знакомства с музыкой и словесностью, подвиг как цель жизни – такие черты старинной античной модели воспитания совершенного человека складываются уже в гомеровские времена.
Временем, сформировавшим собственно древнегреческую цивилизацию, стал период «архаики» VII – VI вв. до н.э. Именно тогда возникает система полисов,небольших городов-государств, где складываются различные системы воспитания. Население полиса представляло собой гражданскую общину, соединенную властью единого закона, хозяйственной самостоятельностью граждан, единством полисной идеологии. Античная система образования строилась на идеях рациональности и автономности личности, примата светского начала, на идеях развития личности и знания как добродетели. Основой педагогики была полисная идеология, идеология коллектива более или менее равноправных свободных граждан, связанных общими обязанностями по отношению к государству. Культура полиса была скорее устной, нежели письменной, поэтому в центр образовательного процесса ставились искусство красноречия (риторика) и искусство правильного сочетания слов (по форме — грамматика, по содержанию — диалектика, т.е. логика и философия). В разных полисах установились различные системы воспитания.
В Спартедоминирующей была роль военно-физического воспитания, которое преследовало цель готовить из детей воинов. С 7 лет мальчики-спартиаты помещались в специальные учреждения – агеллы. Особое внимание обращалось на физическое воспитание: их закаляли, приучали переносить холод и боль; учили бегать, прыгать, метать диск и копьё, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя и т.д. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и воинственные религиозные танцы. Особенностью спартанской педагогической системы было соединение нравственного и политического воспитания во время специальных бесед государственных руководителей с молодёжью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков, о героях Спарты. Учеников приучали к четкости и краткости ответов. В 18-20 лет знатные мальчики переводились в особую группу эфебов и несли военную службу в течение некоторого времени.
В Афинах в V-IV веках до н.э. формировался тип образования, в котором не было резкой милитаризации обучения. Идеальным человеком, сбалансировано прекрасным в физическом и нравственном отношении, для афинской педагогики был человек, стремящийся к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Упор делался на начальное воспитание в семье, на мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебию. Примерно до 7 лет дети воспитывались дома. С 7 до 13-14 лет они обучались у грамматиста и кифариста. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школы молодых афинян сопровождал раб – педагог (букв. «детоводитель»). От данного термина получила свое название наука о воспитании и обучении. У грамматиста детей обучали читать, писать, считать. Кифарист давал литературное и эстетическое образование, преподавая музыку, пение, декламацию (читались, повторялись, выучивались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», других классических античных авторов – вплоть до собственных подражаний им). Пение и струнная игра считалась важнейшим показателем образованности и эрудиции, не знающие этого искусства считались недостаточно продвинувшимися в образовании. В 13-14 лет афинского мальчика ждала палестра (школа борьбы). Пятиборье: бег, прыганье, борьба, метание диска и копья, плавание. В палестре велись также беседы по политическим и нравственным вопросам. Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии, где помимо физического воспитания изучала философию, политику, литературу. С 18-20 лет знатные юноши переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.
Римская культура не сразу приняла школу. Традиционная римская культура, опиравшаяся на идеал крестьянина-воина, требовала, чтобы дети получали образование у себя дома и не подвергались раннему растлевающему влиянию общества. Лучшими учителями считались собственные родители. Традиции частного семейного образования были чрезвычайно сильны в культуре Древнего Рима на всем протяжении ее истории.
Школы в Риме начинают развиваться после завоевания Римом Греции во II в. до н.э. Римские школы делились на школы грамматиста (или «литератора», обучавшего знанию «литер», то есть букв - это начальное обучение), грамматика (язык и литература, «средняя школа»), оратора или ритора («высшее образование»). Грамматисты обучали разные слои свободного населения. Небогатые и незнатные часто не шли далее приобретения умений читать, писать, считать, знакомства с законами, с историей страны и с самыми главными памятниками словесности. В грамматических школах обучались дети более привилегированных родителей. Изучался греческий язык, риторика, математика, философия, этика, литература. Особенно была важна необходимость овладения ораторским искусством, поскольку в условиях античной гражданской общины многое в карьере человека, в авторитетности его семьи зависело от того, мог ли он публично защищать свои интересы, и на каком уровне мастерства ему удавалось это делать. Высшим уровнем обучения свободных римских граждан, не занимавшихся ремеслом, стали школы риторов (ораторов). В них учили риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике, музыке, чтоб последовательно занимать в республике все более ответственные должности (в течение жизни каждый гражданин должен был пройти определенный цикл общественных должностей; это было его правом и обязанностью одновременно). Со временем возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлось подготовка преданных императорской власти чиновников. Системой этих школ формировалась направленная на практическое решение проблем внешнего мира личность, воплощавшая в себе античный вариант так называемой культуры стыда, т.е. культуры, где личность в своем поведении более ориентирована на мнение сограждан (в том числе и из своего рода), чем на внутренние психологические переживания, в большей степени нацелена на наблюдение природы и общества, чем на интроспекцию потаенных сторон своей сущности. Активная направленность античного человека на внешний мир и действие в нем и с ним выразилась в создании прекрасных городов, развитии искусств, эстетике театра, эпической поэзии, философии, ораторском мастерстве, в публичном характере жизни.