Детей в зависимости от направления

(г. Кемерово, 2017 г., n=40 чел., в чел.)

Устраивают ли расходы на дополнительное образование Направление детей дополнительного образования Да Нет Затрудняюсь ответить Всего
естественнонаучное
техническое
туристско-краеведческое
художественное
социально-педагогическое
физкультурно-спортивное
Другое (изучение иностранного языка)
Всего

Самыми доступными для бюджета родителей являются естественнонаучное и туристско-краеведческое направления дополнительного образования, так как в основном, занятия ведутся в учреждениях, услуги которых предоставляются бесплатно.

С помощью картографирования была изучена территориальная доступность учреждений дополнительного образования детей. Нами было рассмотрено, насколько ребенок, проживающий в любом районе нашего города, имеет доступ ко всем направлениям дополнительного образования. В результате работы было составлено 6 карт г. Кемерово, на которых видно, в каких районах расположены те или иные учреждения дополнительного образования детей. Исходя из полученных карт, можно говорить о том, что:

1. Естественнонаучное направление дополнительного образования в нашем городе представлено всего тремя основными учреждениями: ГУДО «Областная детская эколого-биологическая станция» и два МБОУДО «Городская станция юных натуралистов». По карте видно, что большая часть Рудничного и Заводского районов (в том числе пригород), Кировский и Ленинский районы отдалены от этих учреждений, что будет затруднять доступ детей к занятиям по этому направлению.

2. Учреждений дополнительного образования детей, связанных с техническим творчеством и робототехникой, количественно больше и благодаря этому, данное направление можно считать доступным для детей всех районов (кроме части Заводского и пригорода Рудничного районов). Так как современное общество диктует моду на данное направление дополнительного образования, то можно заметить появление в городе частных кружков, клубов технической направленности (Радиотехник, Роботрек, Lego-техник, театр роботов).

3. В городе Кемерово всего два учреждения, которые специализируются в туристско-краеведческом направлении. Это городской и областной центры детского и юношеского туризма и экскурсий в Ленинском и Центральном районах соответственно. Дети, проживающие во всех остальных районах города, «отдалены» от занятий в данных учреждениях.

4. К художественному направлению относится большой спектр учреждений, среди которых есть как бюджетные (дворцы, дома, центры творчества), так и автономные (к ним чаще всего относятся детские школы искусств). И те, и другие оказывают целый комплекс услуг в различных направлениях: хореография, музыка, изобразительное искусство, театр и т. п. В каждом районе есть целый ряд учреждений, в которых может заниматься ребенок.

5. Социально педагогическое направление в нашем городе представлено только платными услугами (в основном это центры раннего развития детей), что уже является барьером для занятия в этих учреждениях. Нас же интересуют бюджетные учреждения, куда дети могли бы ходить бесплатно.

6. Физкультурно-спортивное направление представлено так же, как и художественное, большим числом учреждений. Но на наш взгляд, важным является доступ к ДЮСШ, где основной объем услуг является бесплатным. По составленной карте видно, что дети всех районов имеют доступ к таким учреждениям в плане территориальной близости, не считая территорий частного сектора некоторых районов.

Особое внимание хочется обратить на жилой район Лесная Поляна. На данной территории сформировалась специфичная система детских учреждений, и нет учреждений дополнительного образования детей, которые характерны для всех других районов (дома творчества, школы искусств, станции и т. д.). Безусловно, это связано с недавним образованием этого района и его новаторскими особенностями. В рамках этой информации стоит изучить, насколько эффективны новые формы дополнительного образования по сравнению с «традиционными» учреждениями, пришедшими к нам еще из СССР.

Так в г. Кемерово актуальны такие барьеры, как дороговизна дополнительного образования (в том числе дополнительные расходы) и территориальная отдаленность (особенно характерно это для окраин Заводского, Рудничного районов, некоторых жилых территорий Кировского района), ограничивающие доступ детей к дополнительному образованию. Стоит так же отметить, что учреждения дополнительного образования некоторых направлений, предоставляющие услуги бесплатно являются особенно отдалены для некоторых микрорайонов, в то время, как учреждения, оказывающие платные услуги, территориально доступны почти для всех.

Таким образом, дополнительное образование детей играет большую роль, как для отдельной личности, так и для общества. Нужно оценивать вклад в него как долгосрочные инвестиции в будущее развитие российского общества. Именно поэтому проблемные вопросы, связанные с ним, должны активно изучаться в рамках социологии образования, чтобы привлечь внимание общественности и государства. Углубление исследований в рассматриваемой области будет способствовать формированию государственной политики, задача которой будет связана с расширением доступа всего населения к ресурсам дополнительного образования детей.

Литература и источники

1. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М.: Владос, 2015. – 352 c.

2. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 135 с.

Научный руководитель – канд. социол. наук, доцент Орлова А. В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 316.35

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Сопко О. А.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

В настоящее время большое значение приобретают вопросы формирования кадров в организации. Особую роль играют молодые специалисты. Но, кого можно отнести к категории «молодой специалист», знает не каждый. Особенно тогда, когда почти отсутствуют специальные документы, положения, которые определяют признаки данного статуса.

На законодательном уровне закрепленного понятия «молодой специалист» не существует, также данное понятие отсутствует и в современном Трудовом кодексе РФ. Ранее в Кодексе законов о труде РФ молодым специалистом считалось лицо, окончившее образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования[1]. В настоящее время дать понятие «молодой специалист» можно исходя из положений региональных нормативно-правовых актов:

1. Возрастное ограничение: возраст не должен превышать 35 лет. В некоторых российских регионах эта цифра равна 30 годам.

2. Наличие соответствующей образовательной базы:

· Начального образования – профессиональное техническое училище;

· Высшего или среднего профессионального образования, которое было получено по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем аккредитацию на государственном уровне. Некоторые регионы устанавливают в качестве дополнительного условия обучение на бюджете.

3. После обучения и получения диплома, первая трудовая деятельность должна осуществляться на предприятии бюджетной сферы.

Главной особенностью является то, что статус молодого специалиста можно получить только один раз. Но существует ряд условий, при наличии которых, данный статус можно получить повторно или продлить его: призыв на воинскую службу; прохождение стажировки с целью повышения квалификации; поступление в магистратуру или аспирантуру; беременность или декрет.

Статус молодого специалиста характеризуется как особыми правами и дополнительными гарантиями, так и обязанностями его носителя по сравнению с другими категориями работников. Права и гарантии предоставляют молодым специалистам правовые возможности пользоваться определенными социальными благами, а обязанности предусматривают правовую необходимость определенного поведения.

Молодой специалист – это тот, кому оказывается поддержка со стороны регионального законодательства. Данному статусу предоставляются следующие гарантии: единовременные выплаты при трудоустройстве, выплаты с целью возмещения расходов на транспорт, предоставление льготных кредитов и субсидий для приобретения или строительства жилья либо предоставление корпоративного жилья, беспроцентные ссуды на обустройство, а так же частичное или полное возмещение расходов на оплату содержания детей в дошкольных и других учреждениях.

Молодой специалист – это работник, который только что закончил учебное заведение. При первом трудоустройстве молодого специалиста в организацию, наступает период перехода от теоретических знаний к применению их на практике. Зачастую, этот период самый тяжелый, так как помимо новых обязанностей, молодой специалист приходит в новый, давно сложившийся коллектив, у которого свои правила и нормы. Адаптация на новом рабочем месте является одним из важнейших испытаний, особенно для тех, кто пришел в организацию впервые.

Адаптация молодого специалиста – это не просто процесс приспособления к новым условиям, а еще и активное овладение правилами и нормами коллектива, производственными знаниями и соблюдение традиций организации. Так, молодой специалист всегда проходит четыре уровня адаптации: профессиональный, социально-психологический, санитарно-гигиенический, технический [2].

Особенности адаптации молодых специалистов заключаются в том, что они затрагивают все сферы взаимодействия работника: как в этой организации с другими ее участниками, так и с самой организацией. Адаптация молодого специалиста проходит дольше и труднее всего. Не каждый способен пройти успешно адаптацию на рабочем месте, что приводит к быстрому увольнению и к потере статуса молодого специалиста.

Успешное прохождение адаптационного периода молодого специалиста в организации – заслуга помощи всех организаций, в которых обучался работник. Работу по адаптации в организациях с молодыми специалистами важно начинать осуществлять уже в образовательных учреждениях основного образования. В данном случае возможна такая форма работы как экскурсии в организации либо встречи с будущими работодателями, немаловажными являются производственные практики. Со стороны организации, руководители могут разрабатывать специальные программы для адаптации молодых специалистов, в которых прописываются периоды адаптационного процесса и необходимые мероприятия для помощи и поддержки молодых специалистов.

Особой формой работы с молодыми специалистами со стороны организации является наставничество. Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне [3]. Наставник для молодого специалиста – это опытный, работающий долгое время в организации, имеющий большой стаж работы в определенной области коллега. Наставник осуществляет не только профессиональную, но и эмоциональную ориентацию своего подопечного.

Изучение направлений работы организаций с молодыми специалистами является важным, так как руководители, которые трудоустраивают в свои организации молодых специалистов, должны продумать и организовать эффективную работу по успешности и ускорению процесса адаптации молодых специалистов.

Нами было проведено нестандартизированное интервью, в процессе которого мы решили рассмотреть, как осуществляется помощь в образовательных учреждениях, в которые по статистике трудоустраивается очень малое количество молодых специалистов. Респондентами выступали: представители администрации школы – директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель методического объединения естественнонаучного цикла, а также молодые специалисты – учитель физики и математики и учитель географии и химии.

В ходе интервью было выявлено, что молодые специалисты, при малом количестве работающих молодых специалистов в организации, помощь в их адаптации осуществляется. Помимо работы методического объединения с молодыми специалистами, осуществляется и наставническая помощь. Наставник помогает в составлении рабочих программ по предметам, заполнении документации, составлении конспектов уроков и электронных образовательных ресурсов к ним, также проводит мониторинг адаптации молодого учителя, строит с ним показательный урок и помогает «открыться». Параллельно руководителем методического объединения ведется работа по подготовке и участию молодого учителя в конкурсах профессионального мастерства и конференциях по педагогическим вопросам, так же молодым педагогом готовятся дети для участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Эта работа направлена на формирование портфолио личностных достижений педагога и способствует успешному прохождению учителем аттестации на квалификационную категорию. В помощи адаптации также задействовано руководство учреждения, в основном оно выполняет контролирующую и разъяснительную функции. Отрицательной чертой является то, что не каждый из работников организации готов стать наставником, так как данная деятельность основана на безвозмездной основе и никаким образом не поощряется.

Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что с одной стороны, осуществление помощи в адаптации молодого специалиста в организации оказывается и несет положительную динамику: молодой специалист активно и легко проходит свой период адаптации, и руководители организации должны продумывать меры помощи, а также совершенствовать их с учетом мнений молодых специалистов. С другой же стороны, такое направление работы как наставничество является хорошим вариантом помощи, так как происходит тесный контакт молодого специалиста со своим наставником, но в тоже время, не каждый из членов коллектива организации изъявит желание помогать новому работнику или же будет качественно осуществлять свою роль помощника.

Литература и источники

1. Трудовой кодекс России – http://www.trudkod.ru (дата обращения: 10. 03. 17)

2. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании / В. В. Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 6. – С.41-48.

3. Котова, С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С. А. Котова // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 28-31.

Научный руководитель - канд. соц. наук, доцент Орлова А. В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК: 316.4: 329

ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ
Сулаева А.Ю.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Интернет – серьезный мобилизационный инструмент политических технологий. Его появление значительно повлияло на весь политический мир и формы политического участия. Политические организации не могли не отреагировать на такие изменения в информационно-коммуникационных потребностях граждан.

Политические партии играют важную роль в политической жизни общества. В качестве общей, широкой трактовки политические партии представляют собой организованные группы единомышленников, которые выражают интересы определенной группы, общности, класса и стремятся к достижению определенных политических целей [1, с. 310].

По данным исследования (21-22 марта 2015 г. проведенного в 130 населенных пунктах 46 субъектов РФ, опрошено 1600 человек) социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние девять лет количество граждан, которые посещают интернет ежедневно, выросло почти в 10 раз. Распространение интернета в России привело к преобразованию формата политических коммуникаций, увеличению роли новых медиа в процессах взаимодействия политических партий с населением / пользователями [2, с. 316].

Для реализации коммуникации политических партий с населением / пользователями в интернете создаются веб-сайты, то есть своеобразные площадки, которые представляют политическую партию в сети. В этом контексте сайты политических партий – своеобразные веб-агитаторы и веб-пропагандисты.

Политические интернет-технологии открывают принципиально новые возможности взаимодействия и коммуникации: упрощают получение обратной связи, делают еще более доступной политическую информацию, становятся источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков, создают инновационные формы участия населения в политическом процессе. Для политических деятелей и партий интернет-технологии – это фактор поддержания имиджа, проведения непрерывной, долгосрочной политической кампании, что открывает возможности участия более широкого круга лиц в управленческих процессах государства.

Политические партии – своеобразный политический институт, который требует специфического подхода. Ни один из современных методов анализа социальных и политических явлений не может полностью отразить реальность во всех ее проявлениях из-за ее противоречивости и сложности. Один из методов, который зарекомендовал себя в социологии политики – компаративистский анализ (впервые использовался при политических исследований).

Известный российский исследователь Александр Кулик считает, что одна из главных задач такого анализа – это «помочь партиям самоидентифицироваться, объективно оценить свое место, а также потенциальные и реальные возможности с тем, чтобы они могли служить гарантом социальной стабильности, играть адекватную роль в становлении гражданского общества» [3, с. 33].

Изучение политических партий как политико-социального феномена – одно из наиболее перспективных и значимых направлений современной общественной науки. При этом прикладных и теоретических исследований явно не хватает. Известный немецкий социолог Вальтер Зульцбах еще в начале прошлого века в своей работе «Основы образования политических партий» отмечал: «Политические партии играют важнейшую роль в жизни общества, ежедневно им посвящается столько речей, газетных статей, разговоров, но литература, в которой идет речь о глубинных причинах образования партий, по сравнению с ними ничтожно мала» [4, с. 63]. С того времени прошло более века, но фактически ничего не изменилось: работ, посвященных политическим партиям в сети, так же очень мало.

Нами был проведен компаративистский анализ интернет-активности российских политических партий: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия». Анализ проводился по следующим критериям сравнения: посещаемость официальных сайтов политических партий (рейтинг LiveInternet.ru); наличие и количество участников сообществ партий в социальных медиа; наличие канала на сервисе видеохостинга «YouTube»; наличие официальных сайтов лидеров политических партий; активность политических партий в социальной сети «Твиттер»; содержательный контекст официальных сайтов политических партий.

В ходе анализа было выявлено, что современные политические партии не оставили без внимания ни одну платформу современных медиа. В настоящее время присутствие политических партий в социальных медиа – это важнейший инструмент политической коммуникации с электоратом, который включает создание имиджа и партийное строительство.

Компаративистский анализ интернет-активности политических партий выявляет одну важную тенденцию – население/пользователи интернета выбирают в поисках информации о партиях не официальные сайты, а персональные страницы и предельно демократичные сетевые дневники - блоги.

Учитывая интернет-активность населения / пользователей и новые IT-реалии, а также масштабы страны, пиар-агенты партий придумывают совершенно новые подходы донесения своей точки зрения до населения / пользователей социальных сетей. Именно интернет может максимально широко распространить информацию о партии, о ее целях при достаточно умеренных затратах в сравнении с традиционными СМИ.

Интернет сегодня – непременный атрибут информационно-коммуникативных процессов современного поля политики. Возникновение такого технического средства общения, как Интернет, создало в сфере политических коммуникаций и в информационном пространстве политики качественно новую ситуацию. Роль интернета в политическом коммуникационном пространстве увеличивается и выражается в различных формах: в активном использовании политическими партиями интернет-коммуникаций, в применении интернет-проектов на выборах разного уровня, а также в постоянном появлении новых форм политической интернет-активности.

Общемировые тенденции развития политических коммуникаций позволяют сделать вывод, что веб-сайты большинства активных российских политических партий – мощный коммуникационный ресурс, активно работающий на укрепление партийных брендов, который также является реальным средством реализации партийной политики.

Литература и источники

1. Политическая социология. Учебное пособие. В двух частях. Часть 1. Власть и гражданское общество / Мокшин В. К., авт. Шубин С. И. – Архангельск: Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова, 2014. – 364 c.

2. Чижов, Д. В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет / Д. В. Чижов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. –2016. –№ 1. –С. 313–338.

3. Кулик, А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология исследования / А. Кулик // Мировая экономика и международные отношения. –1994. –№ 2. –С. 27-38.

4. Зульцбах, В. Основы образования политических партий / В. Зульцбах. – М.: Европа, 2006. – 291 с.

Научный руководитель – канд. соц. наук, доцент Головацкий Е. В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».

УДК 304.44

БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: PRO AND CONTRA
Франг Д. Э.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Проблемы социального неравенства, безработицы являются актуальными для любого общества. Развитие научно-технического прогресса, автоматизации производства еще больше усугубляют эти проблемы. В связи с этим в настоящее время во многих странах активно обсуждается, а в некоторых уже реализуется идея безусловного базового дохода. Однако среди ученых и жителей разных стран неоднозначное отношение к данному социальному проекту.

Безусловный базовый доход – это социальный проект, предполагающий регулярную выплату установленной суммы денег каждому члену определённого сообщества со стороны государства или другого социального института. Такие выплаты производятся членам сообщества независимо от уровня его доходов и не требует выполнения за это какой-либо работы.

Считается, что идею безусловного дохода сформулировал Томас Пейн ещё в 1795 году. Об этой идее вспомнили во второй половине XX века, но по-настоящему популярной она стала последние годы.

Проект постепенно разрабатывается и внедряется в разных странах. Основной смысл везде остаётся один, однако в каждом обществе или стране где он реализован имеются свои особенности в самой концепции, разработчики подстраивают проект так, чтобы он мог приносить максимальную пользу обществу, проживающему на той территории, где будет реализован. Существуют государственные и негосударственные инициативы, направленные на внедрение в жизнь проекта безусловного дохода. Данные проекты пока базируется на временной основе и чаще всего имеют пилотный характер.

В настоящее время опытов приведения данного проекта в жизнь уже несколько, с 1 января 2017 года безусловный базовый доход был принят в Финляндии. В рамках данного проекта государство будет выплачивать двум тысячам жителей страны по 560 евро в месяц на протяжении двух лет.

В апреле 2016 года был проведён общеевропейский опрос населения, который показал, что 64% жителей Евросоюза поддержали бы введение безусловного базового дохода. Что показало готовность и желание жителей к переменам, тем более таким кардинальным. Однако данный проект пригоден не для всех стран. Например, в начале июня в Швейцарии был проведён референдум, жителям страны был задан вопрос: не будут ли они против того чтобы ежемесячный безусловный базовый доход составил у взрослых жителей 2500 франков, что равняется 2600 долларам. По итогам референдума 77% швейцарцев высказались против. И это решение является довольно логичным, ведь власти предложили выплачивать данную сумму только тем, кто зарабатывает меньше гарантированного минимума, а таких в стране очень мало. Получается подавляющее большинство граждан Швейцарии стали бы «донорами» и обеспечивали бы доходами бедных сограждан. [1]

В ближайшие годы такой проект будет реализован ещё в ряде стран и городов, таких как Канада (провинция Онтарио), Силиконовая долина, Кения. Ранее уже проводились эксперименты в Индии, Уганде и ещё в нескольких городах США. Так, например, Аляска выплачивает всем жителям по 2000 долларов в год за счёт доходов от продажи нефти. Это тоже является одним из проявлений данного социального проекта, ведь люди получают деньги независимо от того работают они или нет, просто источник финансов является другим.

В Кении выплата минимальных доходов осуществляет благотворительная организация GiveDirectly, один из спонсоров которой – корпорация Google. GiveDirectly отобрала шесть тысяч беднейших кенийцев, гарантировав им минимальный доход ($0,7-1,1 на человека в день, или $250-400 в год) на десятилетний срок. Как показывают предварительные эксперименты, кенийцы счастливы: выплата позволяет им меньше голодать, они становятся здоровее, растет удовлетворенность жизнью, возникает возможность инвестировать в ремонт дома, покупку сельскохозяйственных животных. Аналогичный эксперимент в Индии дал похожие результаты. Бедность исчезает, у людей освобождается время для образования и воспитания детей.

В Намибии двухлетний эксперимент 2008-2009 годов привёл к уменьшению бедности, увеличению экономической активности, спаду преступности, улучшению посещаемости школ и здоровья детей в связи с правильным питанием.

Эксперимент в Силиконовой долине собирается проводить венчурный акселератор Y Combinator: сто калифорнийских семей будут получать по $1000-2000 в месяц. Причем претендовать на эту сумму сможет кто угодно – безработные, богатые, бедные: «Мы полагаем, что базовый доход дает людям свободу, и хотим увидеть, как люди распорядятся ею», – декларирует Y Combinator.

В России проблема с социальным расслоением стоит достаточно остро. 1% населения нашей страны контролирует 74,5% процента национального богатства. [2] Поэтому проект о безусловном базовом доходе смог бы сгладить это неравенство. Однако Россия очень большая по численности населения страна и обеспечить всех высоким гарантированным доходом задача не из лёгких.

В марте 2015 года на сайте «Российская общественная инициатива» была опубликована петиция, которая предлагала проголосовать за принятие концепции «Безусловного основного дохода». Петиция быстро собрала необходимые 100 тыс. однако инициатива была отложена [3]. Таким образом, в России данный проект вряд ли будет реализован в ближайшие годы, особенно учитывая текущую экономическую ситуацию в стране.

Реализация безусловного базового дохода имеет ряд преимуществ. Прежде всего, он поможет сгладить классовое неравенство, будет способствовать снижению уровня бедности, росту количество людей, представляющих средний класс. Также снизится уровень преступности в странах, так как зачастую люди воруют от недостатка средств к существованию. Одним из главных аргументов в пользу проекта является то, что у людей будет определённая экономическая «подушка». Сейчас у большинства людей приоритетной целью является как заработать денег, чтобы обеспечить себя и свою семью. Однако если им будет гарантированно выплачиваться определённая сумма денег, люди смогут ощутить большую экономическую независимость и возможность самореализации. Другими словами, они смогут уйти с ненавистной ими работы, на которую ходят лишь для того чтобы заработать деньги, а заняться той, которая действительно их интересует, получить для этого необходимое образование. Появится больше шансов начать своё дело, реализовать собственные задумки, которые будут служить на благо общества. Освобождается больше времени для того, чтобы заняться собственным здоровьем. К плюсам безусловного базового дохода также относится и то что человек сможет больше проводить времени с семьей, матери смогут дольше оставаться дома и заботиться о своих детях, вместо того чтобы сразу после декретного отпуска возвращаться на работу и зарабатывать деньги для семьи. Граждане смогут активнее участвовать в социально-политической жизни страны, ведь у них появится больше свободного времени, не придётся засиживаться на работе, чтобы получить дополнительные деньги. Финансовая стабильность снизит социальную напряженность в обществе. Система выплаты безусловного базового дохода более эффективна, чем система социальных пособий, для которой необходимо регулярно собирать множество документов, подтверждающих право на их получение. Для государства же это является упрощением социальной политики, а также появится возможность существенного сокращения бюрократического аппарата и расходов на его обеспечение.

Противники безусловного базового дохода приводят два основных аргумента: моральный и экономический. Многих пугает тот факт, что, получая хоть и не большой, но безвозмездный доход люди и вовсе не захотят работать, пропадёт мотивация зарабатывать деньги своим трудом. Это может привести к высокому уровню иждивенцев в стране и снижению совокупного национального дохода. Вторым фактором является то, что данный проект требует очень больших затрат, особенно в тех странах, где высокий уровень жизни и большое количество населения. Правительство просто не в состоянии будет выплачивать всем людям гарантированную сумму денег, или же сумма будет настолько мала, что не сможет реализовать тех целей, ради которых, и создан проект. Это может привести к увеличению налогов. Также останутся невостребованными малооплачиваемые должности, как, например, дворник. Люди будут стремиться к более престижной должности, станет меньше рабочей силы и обслуживающего персонала. Дополнительный риск связан с тем, что реализация идеи безусловного дохода может привлечь в страну приток мигрантов из-за рубежа.

Таким образом, идея безусловного базового дохода имеет свои достоинства и ограничения. Для наименее развитых стран этот проект является борьбой с бедностью, а для экономически развитых стран – инструментом освобождения человека от необходимости работать по найму для получения средств к существованию. Люди будут иметь возможность искать работу, в которой смогут реализовать себя, и которая действительно будет им нравиться. Однако остаётся большая проблема, где взять средства для выплат. Для того чтобы обеспечивать население всей страны базовым доходом нужна большая сумма денег, которую налоги покрыть не смогут. Поэтому данный проект сейчас реализуется только как эксперимент и существует локально. Хотя сейчас идея безусловного базового дохода кажется немного утопической, возможно в будущем ее реализация поможет вывести общество разных стран на новый уровень, в котором не будет бедности, каждый человек получит шанс реализовать себя и добиваться того, чего действительно заслуживает.

Литература и источники

1. Грозовский, Б. Минимальный базовый доход: эксперименты из будущего –https://esquire.ru/grozovsky (дата обращения: 26. 03. 17)

2. Что такое безусловный базовый доход и каково получать деньги просто так –https://daily.afisha.ru/brain/4351-chto-takoe-bezuslovnyy-bazovyy-dohod-i-kakovo-poluchat-dengi-prosto-tak/ (дата обращения: 26. 03. 17)

3. Безусловный доход: стимул работать или повод для тунеядства // Политическая Россия общественно-политический интернет-журнал –http://politrussia.com/world/provokatsiya-tuneyadstva-ili-996/ (дата обращения: 26. 03. 17)

Научный руководитель – канд. соц. наук, доцент Маженина Е.А., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 316.35

ВНУТРИКОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОЛЬЗА ДЛЯ РАБОТНИКА?
Чернышева Т. А.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

«Общество нельзя рассматривать лишь как среду, в которой действует организация. Какой бы «частной» ни была она, ее все равно невозможно отделить от общества, она в любом случае выполняет ту или иную социальную функцию», – П. Ф. Друкер [1, 11]. Сегодня руководители организаций приходят к мнению, что социально ответственное поведение по отношению к обществу позволяет достигать преимущества в долгосрочном плане. Набирает обороты проблема корпоративной социальной ответственности (КСО), способствующая расширению функций организации с простого производства товаров и услуг до создания более комфортной среды существования и развития человека.

Наиболее емкое определение КСО, которое будет использоваться в работе, дал Е. А. Костин: «КСО – система ценностей и этических норм, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами» [2, С. 24].

Проблема участия организаций в решении социальных проблем своих работников в настоящее время является актуальной в связи с усложнившимися социально-экономическими отношениями и трансформацией роли российской экономики на международной арене. Главным ресурсом современной организации являются люди. Внутрикорпоративная социальная ответственность – это, прежде всего, забота о сотрудниках организации, сознательное принятие ею определенных обязательств в отношении персонала, даже в неблагоприятных условиях.[3, С. 98].

Внутрикорпоративная социальная ответственность российских организаций находится в процессе становления, но у руководителей постепенно формируется понимание роли организации и сфер ее ответственности. На сегодняшний день уже многие российские организации осознали необходимость внедрения системной внутрикорпоративной социальной ответственности.

Руководители различных организаций убеждают нас в том, что развитие работников является для них важной целью, так же как и оказываемая им помощь через соответствующие программы и корпоративные льготы. По данным опроса Всероссийского центра общественного мнения, проведенном в 2013 году (респондентами явились 1200 российских предпринимателей), наиболее важными направлениями участия организаций в решении социальных проблем большинство опрошенных называли предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий, а также организацию повышения квалификации и переобучения работников [4].

В противовес данным показателям и наблюдениям выступает тот факт, что основными причинами, побуждающими руководителей вести социально ответственный бизнес, являются достижение хорошей репутации в глазах государства, общественности, инвесторов. Так же получение несомненных конкурентных преимуществ, информационная безопасность и желание соответствовать компаниям международного класса, являются побудителями к социально ответственным действиям со стороны руководства.

Таким образом, руководители заявляют, что развитие своего персонала и всячески оказываемая ему поддержка – первостепенно важная черта их социально

Наши рекомендации