Процедуры панчакармы в зависимости от направления удаления амы

Вамана карма Движение вверх

Насья карма Зона капхи

Виречана карма Движение вниз

Зона питты

Басти карма Движение вниз

Зона ваты

Рактамокшана карма Движение к периферии

Через кровеносные сосуды

Вамана и насья — две из пяти карм — происходят в верхней капха-зоне тела и используют для удаления амы движение дош снизу вверх. Связанные с капхой токсины накапливаются преимущественно в верхней части тела. Дважды вдень, в периоды активизации капхи, доши вытягивают капхистые яды из глубоких тканей в пустоту желудочно-кишечного тракта. Поскольку именно в этом месте накапливается капхистая ама, для избавления от нее в панчакарме используют ваману — терапевтическую рвоту. Потому что рот самое близкое отверстие к этой зоне, и путь через рот — самый короткий путь избавления от капхистых токсинов.

Насья, или шировиречана, является вспомогательной процедурой, цель которой помочь при выполнении ваманы открепить аму и удалить избыток капхи из горла, носа, придаточных пазух и других структур головы и шеи. Насья представляет собой введение лекарственных средств в носовой проход. Она стимулирует секрецию, которая способствует удалению токсинов из этой области. Первостепенным эффектом этой процедуры является улучшение связи между чувствами и органами чувств за счет открытия шрот, по которым передается чувственная информация.

Виречана и басти используют движение ваты вниз для удаления связанных с ней токсинов и отходов. Виречана работает с зоной питты, основными органами которой являются тонкий кишечник и печень. Басти очищает зону ваты и сосредоточивается на толстом кишечнике. Питта- и вата-ассоциированная ама выбрасывается из организма через прямую кишку и анус вследствие близости этого выхода из тела. Виречана очищает организм от избытка питты и от питта-ассоциированной амы, которая естественным образом накапливается в зоне питты в период питты. Терапия басти вводит лекарственные субстанции в толстую кишку через анус для стимуляции изгнания вата-ассоциированной амы, которая собирается там в период ваты. Последняя из перечисленных процедур, рактамокшана, удаляет питта-ассоциированные токсины из крови.

Пять перечисленных процедур в совокупности составляют панчакарму. Теперь рассмотрим данные процедуры в подробностях.

Вамана (терапевтическая рвота)

Вамана — одна из самых загадочных терапевтических процедур аюрведы. Большинство людей связывают рвоту с тошнотой и слабостью. По этой причине они «не успевают подумать о рвоте, как их уже тошнит». Терапевтическая рвота — на удивление гладкая и безболезненная процедура, вызывающая минимум тошноты, потуг и дискомфорта. Эта процедура для удаления избытка капхи и капхистой амы была создана так, чтобы быть максимально удобной, легкой и естественной. Если организм был правильно подготовлен, вамана не требует усилий и эффективно удаляет токсины из зоны капхи.

Залогом успешной ваманы является использование специальных трав, обладающих рвотным действием. К ним относятся яштимадху — лакричник и маданпхал (Рандия димоторум). Эти горячие, сильные и проникающие травы стимулируют агни и вайю бхуты. Действие этих трав достигает тонких каналов зоны капхи, в которых оно разжижает и приводит в движение аму. Как огонь всегда стремится вверх, так и действие этих трав устремляет капхистую аму вверх от места ее пребывания в желудке.

Вамана подходит не всем. Обычно ее применяв ют только при заболеваниях, связанных с дисфункцией капхи или накоплением капхистой амы. К ним относятся все болезни дыхательной системы, бронхиальная астма, аллергии, хронические простуды, сахарный диабет, атеросклероз, ревматические заболевания, артрит и некоторые хронические проблемы кожи (псориаз, экзема, витилиго). Вамана помогает также при некоторых вирусных заболеваниях (герпес зостер).

Эта процедура противопоказана ослабленным, истощенным, пожилым людям, маленьким детям и беременным женщинам, больным туберкулезом, плевритом; лицам, страдающим пневмосклерозом и другими формами сниженной жизненной емкости легких, гепатитом, жировой дистрофией или циррозом печени, тяжелыми заболеваниями сердца и гипертонией.

При указанных заболеваниях, а также при серьезном нарушении функции ваты вамана может оказаться слишком тяжелой процедурой.

Перед тем как перейти к описанию ваманы, я хотел бы привести для примера один случай из моей клинической практики. Ко мне пришел человек с серьезными кожными проблемами. Все тело этого человека было покрыто сыпью и красными пятнами, которые чесались и мокли. Все врачи, с которыми больной имел дело, были озадачены этими симптомами, так как заболевание напоминало экзему и псориаз одновременно. Лекарства приносили временное облегчение. Человек был на консультации у гомеопата и получил гомеопатическое лечение. Однако эффект от этого лечения длился всего три месяца. Затем все симптомы возобновились, состояние ухудшилось и совсем вышло из-под контроля. Больной был несчастен и плакал, что не может больше терпеть. Я увидел, что человек страдает от кризиса ядовитой амы, объяснил ему панчакарму и пригласил на лечение. Удивительно то, что уже после трех дней снеханы и сведаны покраснение кожи и зуд уменьшились, мацерация (намокание пятен) прекратилась. Еще до начала основных процедур, к седьмому дню пурвакармы, симптомы у моего пациента уменьшились почти на 85%. После завершения шодханы и лекарственных процедур кожа пришла в порядок.

Похожий случай был со мной и в первые годы практики. Ко мне привели 34-летнюю женщину с хронической аллергической бронхиальной астмой. Она принимала стероидные гормоны и использовала бронходилататоры уже в течение многих лет. Каждый месяц, или раз в два месяца, с приступом она попадала в больницу, где ей с большим трудом подбирали лечение, но и оно не могло контролировать ее состояние. Женщина находилась в депрессии, к ней приходили мысли о самоубийстве.

При осмотре выяснилось, что эта больная с детства страдает плохим пищеварением и удалением отходов (запорами). Следуя моему предложению, я провел несколько курсов панчакармы с акцентом на ваману, насья и басти. Десять месяцев спустя приступы прекратились. Мы стали сокращать дозу гормональных препаратов и ингаляций, и после очередного курса женщина полностью освободилась от лекарственной зависимости. Моя бывшая пациентка вышла замуж, родила ребенка и ведет нормальную жизнь. Она приучилась следовать здоровому питанию, образу жизни и время от времени пьет кой-какие настои, чтобы поддерживать силу пищеварительного агни и своевременно удалять из своего организма токсические вещества.

Процедуры панчакармы в зависимости от направления удаления амы - student2.ru

Правильная подготовка к вамане

В качестве подготовки к вамане в течение семи дней пациент получает снехану и сведану до наступления признаков полного внутреннего и внешнего промасливания. Как уже говорилось, аюрведический врач убеждается в этом, главным образом, по состоянию кожи — она должна стать мягкой, блестящей и маслянистой. Он также оценивает фекалии, которые приобретают слегка маслянистые свойства и увеличиваются в объеме (количестве). При полном промасливании дхату избыток масла и ги придает телу и фекалиям маслянистый запах. Пациент готов и на следующее утро можно планировать ваману, которая проводится в период активности капхи. Пациенту советуют воздержаться от физической деятельности в вечер перед ваманой и рано лечь спать, чтобы не отвлекать доши от выполнения основной задачи. Всегда полезна медитация, которая успокаивает ум и тело. Ночью перед процедурой пациент принимает пищу, которая стимулирует капху, — сладкую, тяжелую, прохладную, клейкую и маслянистую, как, например, йогурт, молоко, бананы и суп из урад дала. Попадая в желудок, такая пища увеличивает его объем и стимулирует капха-ассоциированные токсины к изгнанию, поскольку желудок не может удержать такое количество капхи.

Перед отходом ко сну пациент принимает травяной настой для увеличения секреции желудка, что еще больше увеличивает последний в объеме. Эта трава — вача (аир, Acaromus Calamus) — использовалась мастерами аюрведы в течение тысяч лет. Ей свойственна горячая энергия, которая вызывает разжижение амы в желудке. Поскольку действие вачи сопровождается повышением температуры, эта трава «работает снизу вверх» и поддерживает рвоту. В общей сложности пациент принимает менее грамма вачи.

После приема вачи пациент не пьет и не ест до самой процедуры.

Просыпаясь на рассвете, пациент мочится и опорожняется, как обычно, но ничего не ест и не пьет. Запустение желудка стимулирует выделения из окружающих его тканей. После этого пациент получает легкое промасливание и прогревание, чтобы повысить температуру тела и обеспечить расширение тонких каналов. Большинство людей не испытывали на себе терапию вамана, поэтому очень важно, чтобы для технической поддержки и ободрения с человеком всегда был аюрведический врач. Хочу предупредить, что вамана — очень деликатная процедура, и ее должен проводить только тот врач, который специально обучен панчакарме.

Проведение ваманы

Ваману всегда проводят рано утром, когда в окружающей среде доминирует яла бхута, а в теле — капха-доша. Нормальная деятельность дош приводит к тому, что в это время в зоне капхи находится наибольшее количество водянистых выделений, которые поступают с токсинами из дхату в пустоту желудка. Поскольку ранним утром наибольшее количество капхистой амы доступно для удаления, это самое благоприятное время для ваманы.

Процедура начинается с того, что пациент съедает 300 мл жидкой каши, приготовленной из пшеницы и молока. Это еще больше стимулирует выработку водянистых выделений и увеличивает объем желудка. Каша имеет приятный сладковатый вкус, который уменьшает тревожность пациента относительно лечения. Покончив с кашей, пациент принимает травы, стимулирующие рвоту. Они сильно активизируют агни и вайю, имеют вяжущий и горький вкус и вытягивают в желудок нечистоты из окружающих тканей. В классических текстах упоминаются 355 веществ рвотного действия. Обычно используются плоды дерева мадан, которые называются мадан фал. Высушенный и истолченный плод размешивается с медом, смесь оставляется на ночь и затем доводится до состояния пасты. Примерно 1/2 чайной ложки этой приятной на вкус пасты дают пациенту, он слизывает ее языком. Чтобы обеспечить минимум усилий и дискомфорта при рвоте, пациент должен выпить большое количество теплого лакричного чая, который был заранее (накануне вечером) приготовлен методом холодного настоя. Лакричник (солодка), или яштимадху (Glycirizza glabra), является великолепным активатором и посредником движения липкой тяжелой амы из тканей. Она принадлежит к классу трав, которые стимулируют выделения, не становясь при этом частью тканей (не ассимилируясь). Она движется по всему телу, собирая субстанции, которые не принадлежат дхату, и затем изгоняется. Лакричник быстро увеличивает объем желудка. В какой-то момент пациент чувствует, что начинается спонтанное опустошение желудка, которое происходит приступами, но без рвотных позывов. При непереносимости лакричника можно заменить его соком сахарного тростника или соляным раствором.

Во время ваманы пациент должен выпить как можно больше лакричного чая, чтобы наполнить желудок (до 4 л). Это помогает сделать его содержимое жидким, а затем эффективно удалить. Через несколько минут после наполнения желудка пациент почувствует жар, и вскоре начнутся спонтанные сокращения (рвота). Врач поощряет пациента не сопротивляться. При правильной подготовке рвота происходит без напряжения и дискомфорта. Необходимо помнить, что рвота — это такой же естественный рефлекс, как дефекация или чихание. Телу не приходится сильно напрягаться.

Рвотные вещества действуют в течение 30 — 40 мин. Затем их действие стихает. Вся процедура длится около часа. Из-за пшеничной каши и лакричного чая первоначальный вкус рвоты будет сладким и довольно приятным. Пациент должен продолжать рвоту, пока не почувствует горький или кислый вкус. Это указывает на полное опустошение желудка — начинается выброс содержимого зоны питты (тонкого кишечника). В этот момент позывы, как правило, прекращаются, и процедура заканчивается. Если некоторое количество лакричного чая прошло в кишечник, он выйдет со стулом. Необходимо предупредить пациента, что жидкий стул — два или три раза в течение последующих часов — это вполне нормальное явление.

После прекращения рвоты пациенту необходимо отдохнуть и на протяжении остатка дня избегать нагрузок, стресса и половой активности. Вамана истощает пищеварительный огонь. В течение 4-5 часов после процедуры следует воздержаться от пищи и всякого питья, кроме слабого рисового отвара. Некоторое время пациенту потребуется пища, которую легко переваривать и которая позволит пищеварительному огню постепенно восстановиться.

Во время ваманы повышается частота сердечных сокращений и давление крови. Поэтому их нужно отслеживать (по необходимости). Врач измеряет и сравнивает общее количество выпитого чая и съеденной каши с количеством изгнанных рвотных масс. Как правило, отношение составляет 3:4 (на 3 л выпитой жидкости 4 л рвотных масс). Разница складывается из объема амы и избыточной капхи, удаленных из организма. Врач внимательно наблюдает за цветом, консистенцией и запахом рвоты. Это дает ему подробную информацию об эффективности лечения.

Вамана помогает при всех болезнях капха-типа. После нее пациент чувствует легкость и прояснение сознания. Чувства обостряются. Дышать становится легче и свободнее. Если после ваманы провести правильно подобранные последующие процедуры, пациент также обнаружит существенное улучшение своего пищеварения.

Телу присуще естественное желание избавиться от токсинов, и вамана является естественной процедурой для удаления нечистот, связанных с капхой. При хорошей подготовке и правильном проведении вамана не требует усилий и протекает почти столь же легко, как зевание или чихание. Она задействует внутренние очистительные механизмы. В результате пациент получает немедленное облегчение симптоматики, вызванной капха-ассоциированными токсинами.

Наши рекомендации