Исследование процессов памяти людей пожилого

И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Неизвестных Д.Е., Теплинских М.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected], [email protected]

В психологии считается, что память коррелирует со всеми психическими процессами. Этот постулат был выдвинут Л.С. Выготским. На основе данной методологии А.Р. Лурия разработал нейропсихологический подход.

В настоящее время снова возрос интерес к отечественным нейропсихологическим концепциям исследованиям памяти, основоположниками которых являются А.Р. Лурия и Л.С. Выготский и др. В основе своего подхода А.Р. Лурия рассматривает память как «запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызывающие их явления исчезли» [1, 192]. Иными словами, А.Р. Лурия считал, что удержание, импринтинги, воспроизведение информации способствуют накоплению опыта индивида.

Для людей пожилого и старческого возраста важным моментом психического здоровья является эффективное функционирование процессов памяти, которые обуславливают активность всех других психических процессов.

С помощью методики А.Р. Лурия мы задались целью изучить процессы запоминания, сохранения, воспроизведения памяти людей пожилого и старческого возраста. Данная методика была взята из нейропсихологической батареи методов А.Р. Лурия, которая впервые была опубликована в 1978 году [2]. Также на основе данного методического материала, по мнению А.Р. Лурии, можно выявлять объемы внимания, состояния утомляемости, активности и произвольности внимания, а также истощаемость мнемической деятельности при заучивании слов.

Общее количество выборки нашего исследования составило двенадцать человек, возраст которых варьировался от 55 до 94 лет. Средний возраст испытуемых составил 74 года. В выборке преобладают респонденты мужского пола: из них 7 мужчин и 5 женщин. Основой формирования данной выборки являлся их социальный статус – все испытуемые достигли пенсионного возраста, имеют общую профессиональную деятельность (совместно работали на протяжении более десяти лет на одном предприятии) и один уровень образования (среднее специальное). У респондентов наблюдался явно выраженный интерес к нашему исследованию.

При внутригрупповом наблюдении за ходом выполняемой диагностической работы людей пожилого и старческого возраста, которое является важной частью для интерпретации эмпирических данных, было замечено: у 9 испытуемых наблюдалось неустойчивое внимание (75 % от общей выборки), что свидетельствует о низкой концентрации внимания в начале работы и замедленной включаемости в деятельность. Постепенно происходило произвольное сосредоточение в ходе выполнения методики, но достигнутая наивысшая степень сосредоточения не сохранилась и продуктивность ответов испытуемых вскоре вновь снизилась. У одного респондента (8 % от общей выборки) было выявлено улучшение результатов на втором этапе, это связано с большей включаемостью в процесс, развитием интереса к эмпирическому исследованию, соответственно повышению качества устойчивости внимания и слухового запоминания. У 6 испытуемых (50 % от общей выборки) на втором этапе результаты регрессировали, это обуславливается возрастной утомляемостью, истощаемостью внимания, забывчивостью. У одного человека (8 % от общей выборки) был обнаружен устойчиво высокий уровень результатов, который не изменялся на протяжении прохождения всех диагностических этапов методики А.Р. Лурия. Это свидетельствует о наличии у данного респондента высокого уровня кратковременной, оперативной и долговременной памяти, устойчивости и концентрации внимания. У остальных 4-х из 12-ти испытуемых (33 %) равно как и у предыдущего респондента, наблюдались стабильные результаты, но с небольшими изменениями в устойчивости внимания и утомляемости. В момент обследования с помощью наблюдения было выявлено, что у двух респондентов (17 % от общей выборки) проявлялась недостаточная интенция к организованности в выполнении методики и пониманию инструкции в первых двух сериях. У одного из опрашиваемых (8 % от общей выборки) обнаружена конфабуляция, это проявлялось в ложных воспоминаниях, заполнении пробелов в памяти заранее не заданных слов. Данное явление было выявлено у него, как в 1-ой серии, так и при отсроченном воспроизведении. У 4-х испытуемых (33 % от общей выборки) прослеживались трудности удержания последовательности серийной организации стимулов на протяжении прохождения всей методики, у одного из респондентов на последних сериях эти трудности не проявлялись. У 3 испытуемых (25 % от общей выборки) были замечены звуковые замены близкими по звучанию словами, повышенное торможение памяти, также наблюдалась истощаемость и нестабильность мнемической деятельности при заучивании 10 слов. Явно это проявлялось в 1 и 2 сериях и при отсроченном воспроизведении этих серий, а также конкретно на первом этапе при воспроизведении слов через 1 час. Были отмечены трудности переключаемости внимания. Это выражалось в том, что после проведения анкеты возникали трудности в понимании инструкции, 5 респондентам (42 % от общей выборки) необходимо было объяснить повторно цель исследования, инструкцию, напоминать через какой промежуток времени необходимо снова воспроизвести слова. При первичном объяснении цели исследования и инструкции 5 респондентам (42 % от общей выборки) требовалось повторное объяснение, т. к. они в полной мере не поняли задачи и, вследствие чего произошло недопонимание. Трём испытуемым (25 % от общей выборки) так же еще раз был необходимо объяснить инструкции при отсроченном воспроизведении.





При анализе эмпирических результатов мы также опирались на нормативные показатели процессов памяти, выявленные в ходе нейропсихологических исследований А.Р. Лурия [3].

По результатам нашего исследования (см. Рисунок 1) мы наблюдаем динамическую тенденцию к увеличению на первом этапе высоких показателей «кривой запоминания» и снижению данного показателя на втором этапе (через 2 недели). Показатели «кривой запоминания» среднего уровня были явно не стабильны: в последовательных серийных измерениях на первом этапе произошло снижение (5,2), а на втором этапе произошло увеличение значений среднего уровня (8,6) при p≥0,001. Также произошло постепенное снижение результатов показателей «кривой запоминания» низкого уровня в последовательных сериях первого этапа, вплоть до их полного результативного отсутствия.

Наиболее ярко иллюстрируют процессы памяти людей пожилого и старческого возраста отсроченные серии измерений методики А.Р. Лурии (см. Рисунок 2). Так, при отсроченном воспроизведении серийных измерений 1-го этапа было выявлено снижение высокого уровня диагностируемого показателя, отражающее наибольшие изменения (практически в 2 раза (с 9 до 5)) общегрупповых значений «кривой запоминания». При этом произошло увеличение респондентов со средними и низкими показателями общегрупповых значений. То есть, мы можем считать, что результативность процесса запоминания в данной выборке отражает либо его недостаточную эффективность при запоминании новой информации, либо недостаточно развитый механизм мнемической деятельности, возможно обусловленный возрастными особенностями выборки.

исследование процессов памяти людей пожилого - student2.ru

Рис. 1. Результаты первичных серий по методике А. Р. Лурии «10 слов»

Однако сравнительные данные отсроченных измерений «кривой запоминания» 1-го этапа (10-ти минутный) и 2-го этапа (через 2 недели) уже не содержат в себе подобных изменений (см. Рисунок 2), практически не различаясь, что может быть связанно с активной и продуктивной работой процесса воспроизведения.

исследование процессов памяти людей пожилого - student2.ru

Рис. 2. Результаты отсроченных этапов по методике А. Р. Лурии «10 слов»

Итак, вышеописанные показатели людей пожилого и старческого возраста свидетельствуют о достаточно высоком темпе работы процесса воспроизведения и долговременного запоминания заданного объема информации, что в свою очередь указывает на достаточную активность, сохранность и развитость различных видов оперативной, кратковременной и долговременной памяти. Проявленный низкий уровень показателя «кривой запоминания» может указывать на ослабление концентрации и переключаемости внимания, выраженной утомляемости, сниженной продуктивности максимального объема запоминания в процессе заучивания, а значит и сниженном процессе запоминания в целом.

Важно отметить, что регрессирование функционирования памяти наблюдается не у всех лиц пожилого и старческого возраста, у большей части индивидов происходят незначительные ухудшения процессов памяти. Также наблюдалась динамика изменений уровня памяти группы пожилого и старческого возраста и разница в реакции воспринимаемых сигналов при исследовании памяти. Такие результаты, возможно, обусловлены часто демонстрируемой продуктивностью объема кратковременной и оперативной памяти, но при этом быстрой истощаемостью, связанной с возрастными особенностями испытуемых, а также нередко проявляемыми нарушениями устойчивости внимания в удержании последовательности предъявляемого материала. Возрастная психология считает, что процессы памяти «пожилого возраста» работают на основе смыслового наполнения, а «старческий возраст» более продуктивно запоминает смысловые сведения [4]. В среднем для данного возрастного периода объем кратковременного запоминания людей пожилого и старческого возраста был проявлен в пределах средних значений, т. е. их память достаточно сохранна и активна.

Таким образом, подтверждена современность и продуктивность нейропсихологического исследования понятия, процессов, видов и свойств памяти, особенно в области изысканий посвященных изучению особенностей людей пожилого и старческого возраста. В связи с этим мы считаем первостепенным использование нейропсихологического подхода А.Р. Лурии и методики, разработанной на его основе в изучении процессов памяти, особенно на этапе позднего онтогенеза.

Литература и источники

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

2. Альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р.Р. Римский, С.А. Римский. – М.: КСП, 1995. – 400 с.

3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2013. – 167 с.

4. Ермолаева М.В. Психология развития: метод. пособие. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 376 с.

УДК 159.99

Наши рекомендации