Электромагнитные топливные форсунки
Назначение
Электромагнитные топливные форсунки (с электромагнитными управляемыми клапанами) впрыскивают топливо во впускной коллектор под давлением, создаваемым в топливной системе. Такие форсунки обеспечивают очень точное дозирование количества топлива, требуемого двигателем. Пусковой сигнал рассчитывается системой управления и подаётся на форсунки задающими каскадами электронного блока управления двигателя.
Устройство и принцип действия
Электромагнитные форсунки (рис. 2) состоят из следующих основных компонентов:
• Корпус форсунки 9 с электрическими разъёмами 8 и гидравлическими соединениями 1;
• Катушка возбуждения электромагнита 4;
• Игла форсунки 6 с якорем и сферическим запорным клапаном;
• Седло клапана 10 с сопловыми отверстиями на пластине 7;
• Пружина 5.
Для обеспечения бесперебойной работы форсунки её детали, которые контактируют с топливом, изготовлены из нержавеющей стали. Форсунка защищается от загрязнений сетчатым фильтром на впуске топлива.
Соединения
В современных форсунках подача к ним топлива обычно осуществляется в осевом направлении сверху вниз («top feed»). Трубопровод подачи топлива закрепляется на форсунке с использованием специальных зажимов, которые обеспечивают надёжное выравнивание и фиксацию. Уплотнительное кольцо 2 на гидравлическом соединении 1 герметично соединяет форсунку с топливным коллектором. Форсунка соединяется с электронным блоком управления через электрический разъём.
Работа форсунки
Когда напряжение на электромагнитный клапан не подаётся (клапан обесточен), игла форсунки с шаровым уплотнительным клапаном прижимается к коническому седлу под действием пружины и давления топлива. Система топливоподачи, таким образом, отсоединена от впускного коллектора. Как только на электромагнитный клапан подаётся напряжение (ток возбуждения), в нём возникает магнитное поле, которое втягивает иглу форсунки с якорем. В результате сферический запорный клапан поднимается с седла, и начинается впрыск топлива. Как только ток возбуждения выключается, игла форсунки под действием пружины снова опускается, и клапан садится на седло.
Впрыск топлива
Распыливание топлива осуществляется сопловыми отверстиями в пластине распылителя. Сопловые отверстия в пластине выполняются штамповкой, что обеспечивает высокий уровень воспроизводимости цикловой полдачи топлива. Пластина с сопловыми отверстиями невосприимчива к образованию отложений. Форма струи топлива, выходящей из форсунки, зависит от числа и расположения сопловых отверстий.
Очень хорошая герметичность форсунки обеспечивается принципом уплотнения коническое седло/шаровой клапан. Форсунка устанавливается в специальное отверстие во впускном коллекторе и герметизируется нижним уплотнительным кольцом. Величина подачи топлива в единицу времени определяется следующими факторами:
• Давление в топливной системе;
• Противодавление во впускном коллекторе;
• Геометрия зоны выхода топлива.
Конструктивные типы
С течением времени форсунки всё больше и больше совершенствовались и адаптировались к постоянно повышающимся требованиям, касающимся технологии, качества, надёжности и снижения массы. В результате это привело к различным конструкциям форсунок.
Форсунка типа EV6
Форсунка EV6 - это стандартная форсунка для современных топливных систем (рис. 2 и За). Она отличается небольшими габаритами и незначительной массой, благодаря чему является предпосылкой создания компактных модулей в системах впрыска топлива.
Кроме того, форсунка EV6 прекрасно работает в условиях сильно нагретого топлива, то есть имеет малую склонность к образованию пузырьков пара топлива. Это облегчает применение систем без рециркуляции топлива (RLFS), в которых температура топлива в форсунках выше, чем в системах с линией возврата топлива. Благодаря износостойким поверхностям количество пива, впрыскиваемого форсункой типа 6, отличается высокой степенью воспроизводимости в течение длительного срока самой форсунки, благодаря очень хорошей герметичности такие форсунки способны выполнить все требования, которые в перспективе будут относиться к обеспечению нулевой испаряемости топлива.
5 достижения лучшего распыливания топлива был разработан вариант форсунки с пневматическим распылением («air shrouding»).
Тонкое распыливание и, соответственно, хорошее испарение топлива может быть достигнуто и другими способами. В будущем кроме пластин с четырьмя сопловыми отверстиями будут использоваться пластины с числом сопловых отверстий от десяти до двенадцати. Такие многосопловые форсунки будут способны создавать очень тонко распыленное топливо - «топливный туман».
Существует большой ряд форсунок, предназначенных для различных областей применения. Они отличаются различной длиной, величиной расхода топлива и электрическими характеристиками. Форсунки типа EV6 удобны также для работы с топливами, содержащими до 85% этанола.
Форсунка типа EV14
Дальнейшая модернизация привела к созданию форсунки типа EV14 (рис. ЗЬ), сконструированной на базе форсунки EV6. Эта форсунка отличается ещё большей компактностью, что позволяет интегрировать её в топливный коллектор. Форсунка EV14 выпускается в трёх разных вариантах по длине - компактная, стандартная, длинная. Это позволяет индивидуально адаптировать её к различной геометрии впускного коллектора двигателя.
Рис.2
1-Гидравлическое соединение 2-Уплотнительное кольцо 3-Сетчатый фильтр 4-Магнитная катушка возбуждения 5-Пружина 6- Игла форсунки с якорем и шаровым клапаном 7-Пластина с сопловыми отверстиями 8-Электрический разъём 9-Корпус форсунки 10-Седло клапана
Рис.3
а – Стандартная EV6 b – Компактная EV14
Образование факела распыливания топлива
Образование факела распыливания топлива форсункой, то есть форма факела распыливания, угол его раскрытия и размер капель в спектре распыливания оказывает значительное влияние на формирование топливовоздушной смеси. Для того чтобы соответствовать индивидуальным конструкциям впускных коллекторов и различной геометрии головки блока цилиндров, требуются различные варианты исполнения факелов распыливания топлива. На рис. 4 показаны наиболее распространённые формы факелов распыливания.
Узкая («карандашная») струя Тонкая, концентрированная, с высоким импульсом струя топлива образуется при истечении из одного соплового отверстия в пластине распылителя форсунки. Такая форма струи практически исключает смачивание стенок впускного коллектора. Такие форсунки наиболее удобны для использованияв узких впускных коллекторах и там, где требуется длинный путь топлива от точки впрыска до впускного клапана.
Рис.4
а -Узкая струя b - Коническая струя
с - Двойная струя d - Смещённая струя
Такие форсунки имеют ограниченное применение из-за низкого уровня распыливания.
Коническая струя
В этом случае из пластины распылителя выходит определённое число отдельных струй, комбинация которых образует коническую струю.
Хотя форсунки с конической формой струи обычно используются при одном впускном клапане на цилиндр, но они подходят также и для
Двойная струя цилиндров с двумя впускными клапанами.
Форсунки с образованием двойных струй часто используются в двигателях с двумя впускными клапанами на цилиндр, а двигатели с тремя клапанами на цилиндр обязательно должны оснащаться форсунками с двумя факелами распыливания топлива. Сопловые отверстия в пластине расположены таким образом, что из форсунки выходят две топливные струи, которые направлены на соответствующие впускные клапаны или на разделительную поверхность между ними. Каждая из этих струй может быть составлена из нескольких индивидуальных струй.
Смещённая струя
В такой форсунке струя топлива (одиночная или двойная) впрыскивается под углом к продольной оси форсунки (угол у). Форсунки с такой формой факела распыливания топлива применяются в случаях затруднённой установки.
Виды впрыска топлива
Вместе с продолжительностью впрыска топлива другим важным параметром для оптимизации расхода топлива и состава отработавших газов является момент впрыска по углу поворота коленчатого вала. Возможные изменения зависят здесь от используемого вида впрыска топлива (рис. 5).
В современных системах впрыска топлива обеспечивается или последовательный впрыск, или индивидуальный впрыск для каждого цилиндра (SEFI и CIFI, соответственно).