Основные направления развития педагогической мысли
Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется.
К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести традиционную парадигму, рационалистическую модель и феноменологическое направление.
Традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Подобная программа аргументируется в социопедагогических концепциях Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.
Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум(род. 1913), Р. Ганье(род. 1916), Б. Скиннер (род. 1904) и др. - США) концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.
Иной взгляд на образование у представителей феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американского мыслителя А. Маслоу (1908-1970). Они исповедуют гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении.
В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления: с позиций социологизаторства и с позиций (био)психологизма. Главный водораздел между ними - отношение к социальным и биологическим закономерностям воспитания.
Мощный идейный поток представляют сторонники ведущей роли социума в воспитании личности. Например, подходы социальной педагогики разделяют многие ученые США. Ряд американских педагогов предлагает так называемую стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся.
По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции. Интерпретаторы социального воспитания П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др. ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определение) при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность.
Немало сторонников социальной педагогики в Японии. Например, профессор Огава считает, что воспитание как освоение картины мира возможно лишь через социум, т.е. оно должно быть прежде всего общественным. Многие японские педагоги стоят за то, чтобы умерять эгоцентризм отдельной личности. Они полагают, что ребенок должен быть готов без боязни вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь.
Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспитания. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.
(Био)психологическое направление воспитания поддерживают представители ряда идейных течений, прежде всего, экзистенцалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологической школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т.е. поворот к личности ребенка.
Идеи нового воспитания распространены во Франции (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют личность прежде всего как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность, большое значение взаимодействия личности со средой, а с другой - провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.
Лидеры гуманистической психологической школы американцы А. Комбс, А. Маслоу, К. Рождерс - высказывали озабоченность, вызванную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, предлагают педагогам отказаться от традиции быть господами по отношению к своим подопечным. Так, К. Роджерс, аргументируя свою "Я-концепцию", советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса - "злых людей не должно быть". Если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.
Приоритеты и проблемы воспитания и образования
Перед мировым сообществом стоит глобальная цель - определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей. В число таких приоритетов и проблем входят воспитание толерантного (от лат. tolerantia - терпение) отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; личностных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помогать другим людям; воспитание во имя мира. В каждой стране подобные приоритеты и проблемы рассматриваются сквозь призму национальных и общественных особенностей.
На рубеже 1980-1990-х гг. закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.
Продолжается полемика по проблеме воспитание и политика.
На Западе традиционно сильна концепция воспитания вне каких-либо политико-идеологических установок. Но, как показывает опыт, воспитание вне политики является скорее декларацией, чем действительностью, поэтому вопросы воспитания остаются заметным объектом внимания различных политических сил.
На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.
Наряду с интернациональным воспитанием приобрел злободневность учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств (поликулътурное воспитание). Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное воспитание, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям. Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен. Актуализация поликультурного воспитания вызвана процессом интеграции, а также политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире. Поликультурное воспитание призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.
Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой. Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии.
В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности. Так, в США, будучи связано с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афро-американцев. В Западной Европе поликультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угрозы целостности государства. Но объективно оно стоит на повестке дня. Многомиллионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой - сохранения собственной культурной идентичности.
Серьезные проблемы в воспитании возникли на фоне процессов, урбанизации и экологического кризиса. Сокращаются масштабы детских контактов. Жизнь школьников все более регламентируется рутиной учебных занятий. Все эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Современная цивилизация порождает среди молодежи пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Изъяны в духовном развитии молодежи - результат множества факторов. Среди них следует назвать и пробелы в воспитании.
В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалитаризма (эгалитаризм - всеобщая уравнительность) и единообразия общего образования. Другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям,склонностям и интересам.
Идея демократической системы образования предполагает прежде всего доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек.
Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке.
Реализация права на образование остается актуальной из-за социального неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения. Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами получения образования. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе.
Существенная проблема в современном мире - проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.
Школьные системы
Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью. На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей. В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах обучение религии - частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования. В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.
Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы.
На исходе столетия определились главные тенденции развития педагогического образования: ориентация на высшее образование как условие для приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.
Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.
Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в этих странах во второй половине 1900-х гг., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом.