Ситуация «Магазин «Детский мир» (аппликация)
Для участия в этой ситуации детям необходимо самостоятельно объединиться по четыре человека и согласованно в технике аппликации оформить один из отделов в магазине детских игрушек («Транспорт», «Куклы большие и маленькие», «Музыкальные инструменты для детского оркестра», «Театр в гостях у ребят» и т.д.). Дошкольникам необходимо договориться и решить, какие игрушки будут продаваться в их отделе, кто из них будет работать над изображением какой игрушки, каким образом они разместят игрушки на стеллаже магазина.
Ситуация «Сапожки для Снегурочки» (рисование, аппликация)
Детям необходимо из предлагаемых выбрать пару сапог на правую и левую ножку, придумать узор, нарисовать и подарить Снегурочке; «Шапочка и шубка для Снегурочки или для маленькой Герды из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева».В паре дети придумывают узор и распределяют между собой, кто будет изображать его на шапочке, кто на манжетах шубки. «Чайный сервиз для наших гостей».Вместе придумать узор для чайной посуды, договориться и изобразить его, один из детей на блюдце, другой – на чашке или на чайнике и сахарнице.
Примеры организации совместно-последовательного способа организации сотрудничества
Этот способ широко может использоваться в содержании заданий по изобразительной, коммуникативной деятельности, на экологическом, математическом содержании. В каждом случае определяется проблемная ситуация, решение которой требует взаимосвязи детей в процессе поэтапного достижения общего результата.
Ситуация «Автозавод» (ручной труд)
Цель: совершенствовать практические умения изготовления игрушек (автобусов) по образцу из коробочки прямоугольной формы; закреплять умения деления листа бумаги на квадраты путем складывания; проявлять выдумку при оформлении поделки
Материал: прямоугольные листы бумаги формата А4, набор цветной бумаги, белые картонные шаблоны колеса, водительского окна, пассажирского окна, двери, фар, открытки, из которых можно вырезать отдельные элементы для украшения автобуса
Предварительная работа: Воспитатель с детьми проводит беседу о заводе, на котором изготавливают различные автомобили. Для этого можно использовать фотографии из разных журналов. В беседе подчеркивается, что на заводе работает много людей: конструктор придумывает машины и изготавливает их впервые, бригада специалистов по сборке делает машины по образцу конструктора, художники-дизайнеры разрабатывают дизайн (оформление) машины, делают их удобными для использования.
Ситуация начинается с вовлечения детей в игру «Автозавод». Воспитатель объявляет: «Внимание! Внимание! Начинает работать автозавод, он будет выпускать автобусы!» При приеме на работу воспитатель обращает внимание детей на две коробочки, в которых лежат разрезанные открытки. В одной коробочке лежат изображения общего контура автобуса для «специалистов по сборке автомобиля». В другой коробочке лежат полные изображения автобусов для будущих «художников-дизайнеров». Дети достают открытки из обеих коробок. Кто соединит две половинки так, чтобы получилось целое изображение, тот с тем и будет создавать автобус. Кто вытягивает контур автобуса, будет «специалистом по сборке», кто достанет полное изображение, становится «художником дизайнером». Далее картинка может пригодиться для украшения игрушки.
Ход работы:
Воспитатель объясняет, что он, как «конструктор», уже изготовил образец автобуса. Предлагает детям внимательно его рассмотреть и подумать, как он сделан. После дети приступают к работе.
В завершении работы можно устроить автосалон, где каждая пара рассказывает о преимуществах своей модели автобуса, а также о процессе его создания.
Ситуация «Юные модельеры».Работа проводится с подгруппой детей. Детям предлагается создать платья для осенней (зимней, летней, весенней) принцессы. При выполнении работы использовать цвета, характерные для определенного времени года. Воспитатель загадывает детям загадки о временах года. Кто быстрее отгадает, тот выбирает себе по желанию партнера. Далее они договариваются между собой о том, какие лучше использовать цвета, чтобы колоритнее передать образ принцессы, какой рисунок создадут, кто что будет делать.
В завершении работы устроить показ моделей, когда участники каждой команды расскажут о том, как они вместе дружно и творчески работали.
Примеры организации совместно-взаимодействующего способа сотрудничества