Алгоритм конструирования технологической карты урока открытия нового знания

Составитель:

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока:

Класс:

УМК:

Цель урока:

Образовательная технология: ТДМ

Планируемый результат Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Личностный, метапредметный Предметный
1. Мотивация
       
2. Актуализация и совершение пробного учебного действия
       
3. Выявление места и причины затруднения
       
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
       
5. Реализация построенного проекта
       
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
       
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
       
8. Включение в систему знаний и повторение
       
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
       
             

Анализ урока осуществляется на основе различных критериев, например:

Критерий Представленность критерия (в баллах ): не представлен – 0, слабо представлен – 1, в полной мере – 2.
1. Достижение предметных результатов  
2. Достижение метапредметных результатов  
3. Достижение личностных результатов  
4. Использование разнообразных методов и приемов  
5. Проблемное изложение учебного материала  
6. Использование различных форм организации деятельности учащихся  
7. Уместное и грамотное использование технических средств  
8. Мотивация и стимулирование учащихся к учебной деятельности (в начале и в течение урока) Вовлечение учащихся в процесс постановки целей и задач урока  
9. Вовлечение учащихся в процесс планирования учебной деятельности на уроке  
10. Организация рефлексии учебной деятельности (в течение и в конце урока)  
11. Организация контроля, взаимоконтроля и самоконтроля знаний  
12. Организация оценки, взаимооценки и самооценки знаний (способы, понятность процедуры и критериев оценивания)  
Итого баллов  

Литература

1. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой, №12. – 2011, с.12-18.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю). – М.: Просвещение, 2010.

5. Петерсон Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

7. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012.

8. http://www.school2100.ru – сайт дидактической системы «Школа 2100».

9. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 – сайт дидактической системы «Перспектива».

Задание.

Смоделируйте урок открытия нового знания на основе предложенной технологической карты (тема, уровень, класс на ваш выбор). Обратите внимание на поэтапный результат урока.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы (Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: история и современность).

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем ОО и на основании календарного учебного графика.

Как указано в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва), занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности:

- технической,

- естественнонаучной,

- физкультурно-спортивной,

- художественной,

- туристско-краеведческой,

- социально-педагогической.

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Продолжительность учебных занятий устанавливается в Уставе ОО на основании СанПиН (Требования к организации образовательного процесса (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г.):

VIII. Требования к организации образовательного процесса

8.1. Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

8.2. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.

8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

8.4. В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений.

8.5. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день.

После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.

8.6. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю.

Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.

8.7. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.8. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.

8.9. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

8.10. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Учебные занятия проводятся как в самом учреждении, в кабинете, закрепленном за данным детским объединением, так и на базе других образовательных учреждений, учреждений культуры, в арендованных помещениях и вне учреждения: в местах, соответствующих нормам СанПиН и требованиям охраны труда и техники безопасности. Тема занятия должна соответствовать календарно-тематическому плану. Учебные занятия могут посещать коллеги и родители с разрешения педагога. Администрация образовательной организации имеет право присутствовать на любом занятии. Проверяющие могут потребовать с педагога план занятия, на котором они присутствуют.На каждое занятие составляется план согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию.

Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 2 раза 2 часа 72 часа
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
2 часа 3 раза 6 часов 216 часов
З часа 2 раза 6 часов 216 часов
З часа 3 раза 9 часов 324 часа

Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

Основа проектирования занятия - определение его замысла, то есть четкое представление, для чего оно будет проводиться, как должно быть построено, что учащиеся должны вынести из него. (Цит. по: Байбородова Л.В., Куприянова Г.В., Степанов Е.Н., Золотарева А.В., Кораблева А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 303 c).

Проектирование конкретного занятия начинается с определения его целей, исходя из общего замысла работы по теме. Учитель имеет дело с тремя видами целей – стратегическими, тактическими и операционными.

Стратегические – это перспективные цели, определяющие направление деятельности учителя и учащихся в ходе нескольких занятий (уроков), при изучении большой темы, а иногда и в течение всего учебного года. Они задают общий ход процесса обучения, определяют содержательную и процессуальную стороны каждого занятия, влияют на выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности учащихся и результативность учебного процесса. Стратегические цели формируются на этапе планирования системы занятий.

Тактические – это цели, выстраиваемые в соответствии с представлением о достигнутых результатах учебно-воспитательного процесса. Тактические цели в основном связаны с изучением каждой темы. Они, с одной стороны, ориентированы на обеспечение достижения стратегической цели, а с другой – учитывают особенности класса (возраст, состав и количество учащихся, их уровень обученности, интерес к предмету и т.д.), наличие учебных средств, всякого рода пособий, время, за которое следует достичь цель, и т.п., то есть тактические цели конкретизируют и уточняют стратегические.

Оперативные цели характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов. Они реализуются на каждом уроке. Оперативные цели задают четкую организацию всех действий учащихся с учебным материалом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими учащихся к выполнению требуемых действий. Каждая оперативная цель является шагом в достижении тактической.

Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебное занятие в системе внешкольного учреждения - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Как модель, учебное занятие в учреждении внешкольного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

1. Организация начала занятия, постановка цели и образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Усвоение и закрепление знаний, умений, навыков, а также их практическое применение в сходных ситуациях, использование форм работы творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.

Известный американский сатирик Марк Твен как-то сказал такую фразу: «Кто не знает, куда направляется, сильно удивится тому, что попал не туда». Как видим, проблема целенаправленной деятельности человека не нова и, в принципе, она сводится, к утверждению: без цели – нет управления, без цели нет результата.

Поэтому при определении целей и задач учебного занятия необходимо исходить из самого понятия цель.

Цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

Цель конкретного занятия это заранее запрограммированный конечный результат учебного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия педагога и учащихся.

Цель выступает как фактор, что обуславливает способ и характер деятельности, она определяет соответствующие способы ее достижения, она не только запроектированный конечный результат, но и исходящий побудитель деятельности.

Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий - абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель: воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков.

Примерная постановка целей: обучение какому-либо конкретному виду деятельности; развитие конкретных личностных (моральных, волевых, эстетических, физических) качеств через обучение; усвоение учащимися конкретных знаний, умений или практических навыков и др.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

Конкретизация цели проходит через определение задач - путей и условий достижения цели.

При определении задач занятия необходимо ставить их с учетом возрастных, психолого-педагогических, гендерных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

При формулировании задач можно пользоваться следующей классификацией:

познавательная или обучающаязадача – формирование специальных знаний, умений, навыков, удовлетворение образовательных потребностей. Определяет конкретно ту часть, порцию знаний, которую должен усвоить учащийся или то умение или отдельную операцию, практическую или теоретическую, которые должны быть сформированы у учащегося на занятии;

развивающая задача - развитие познавательной активности и интереса обучающихся в какой-либо области знаний; интеллектуальных способностей в процессе изучения учебного материала овладения приемами и методами самостоятельной работы; обучения методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; развития изобретательских и конструкторских способностей;

воспитательная задача - создание условий для формирования формирование идейно-политических, моральных, волевых, чувственно-эмоциональных, эстетических, физических качеств личности учащихся;

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, расширить, сформировать и т.д.).

План занятия:

Организационная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

2. Повторение теоретических сведений.

3. Практическая часть.

4. Повторение и закрепление изученного, подведение итогов.

Ход занятия:

1. Организационный момент: приветствие, организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся, проверка готовности учащихся к занятию.

2. Повторение и проверка знаний: (контроль и оценка домашнего задания, выявление типичных ошибок, проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы)

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями: (определение темы и плана занятия, содержания занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, показ практического значения изучения нового материала

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов

Требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей (Маркова С.И. Рекомендации по планированию и проведению занятия в ОДО. - Кемерово 2013// Электронный ресурс: http://gigabaza.ru/doc/91563.html ):

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.

На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.

Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Дошкольный и младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Беседа с игровыми элементами Лекция Проблемная лекция
Сказка Учебная игра Пресс-конференция
Сюжетно-ролевая игра Творческий проект Практические занятия (лабораторная работа)
Игра-путешествие Конкурс (КВН) Семинар
Игра-имитация Заочная экскурсия Тематическая дискуссия
Соревнования, состязания и др. Тематические задания по подгруппам Групповая консультация
Защита творческой работы
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Алгоритм подготовки учебного занятия в дополнительном образовании(цит. по Маркова С.И. Рекомендации по планированию и поведению занятия в учреждении дополнительного образования. – Кемерово, 2013)

1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). - Обозначение задач учебного занятия. - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. - Определение типа занятия. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Анализ проведения занятия на основе современных требований

Тема ___________Возраст детей ________Ф.И.О. педагога_____________

Аспекты качества образования Показатели оценки качества образования
Содержательный аспект – освоение социокультурных и духовно - нравственных категорий на уровне личностного, а не только информационного развития; ориентация в современной социокультурной среде, в отечественном и культурном наследии; формирование основ гражданской и культурной идентичности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, соотечественникам; формирование патриотизма, добросовестного и творческого отношения к труду. Как раскрыты и освоены учащимися категории?
Коммуникативный аспект – развитие эффективного общения: способности присоединяться к партнёру, видеть, слышать, чувствовать каждого, приходить к согласию; уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, быть терпимым к иному мнению; уметь слушать и слышать, поддерживать и завершать общение; использовать эмоции и невербальные средства общения; нормы речевого этикета; выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения в соответствии с возрастом. Какие коммуникативные навыки развивались?
Управленческий аспект - развитие умения выбирать главное в жизни;развитие управленческих способностей: умение управлять собственной деятельностью и деятельностью пары; делать выбор, принимать решение; сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями; структурировать время, выделенное для выполнения задания; умение работать с литературной и иной информацией, управлять своими знаниями, умение вступать и поддерживать дискуссию в соответствии с возрастом; умение быть ответственным. Какие управленческие способности развивались?
Психологический аспект – развитие основных психических функций: целостного восприятия, мышления, чувствования, речи, желания развиваться; развитие мотивации творить добро, обучаться, повторять успешные действия; формирование мотивации на работу в группе и в паре и совместное достижение значимых результатов; эмоциональное развитие ребёнка. Как учащиеся были замотивированы на достижении значимых результатов? Раскройте развитие эмоционально-чувственной сферы детей.
Социокультурный аспект -приобретение социокультурного опыта; выход на осознание смысла служения Отечеству (сегодня, в будущем); получение опыта, который ведёт к самосовершенствованию, духовно-нравственному обогащению, переоценке ценностей, переосмысление прошлого опыта; получение опыта взаимодействия, создающего условия для саморазвития. Какой социокультурный опыт получен детьми?

Наши рекомендации