Мотивация к учебной деятельности .
– Добрый день, ребята!
– Посмотрите, пожалуйста, на доску.
МОРОЗ | ДОБРО | РАСХОД | ||
ДОЛГ | ПРОИГРЫШ |
–Какое слово может быть лишним? Почему? (Добро – это слово вызывает положительные ассоциации, а все остальные слова – отрицательные.)
– С какими числами вы познакомились на прошлых уроках? (С рациональными числами.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА |
– Чему вы уже научились? (Отмечать числа на координатной прямой, находить модули чисел, сравнивать рациональные числа.)
– Как вы думаете, какой следующий шаг в изучении рациональных чисел вы должны сделать? (Научиться выполнять действия с рациональными числами.)
– Сегодня мы и начнём делать шаги в этом направлении.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
1) Заполните таблицу.
a | –5,4 | 3,75 | 1,5 |
b | 1,2 | –1,25 | –0,3 |
|a| + |b| |
(6,6; 5; 1,8.)
Учащиеся выполняют задание на планшетках, результаты показывают учителю, при необходимости проводится коррекция ошибок.
– Какую закономерность вы заметили? (Числа расположены в порядке убывания.)
– Назовите противоположные числа каждому из полученных результатов.
(–6,6; –5; –1,8.)
– В каком порядке они расположены? (В порядке возрастания.)
– Верно ли утверждение, что модули противоположных чисел равны. (Да, верно.)
2) Сравните. Что интересного вы заметили?
–6,6 * –5 –1,8 * –3,4
|–6,6| * |–5| |–1,8| * |–3,4|
Учащиеся выполняют задание на планшетках, результаты показывают учителю, при необходимости проводится коррекция ошибок.
(–6,6 < –5; |–6,6| > |–5|; –1,8 > –3,4; |–1,8| < |–3,4|)
3) Придумайте ситуацию, математической моделью которой могут служить данные выражения:
(– 5) + (–2) (– 9) + (+4) |
4) Постройте математическую модель, описывающие данные изменения, и результат запишите с помощью положительных и отрицательных чисел:
× Доход 5 руб. и расход 8 руб.
× Долг 30 руб. и долг 40 руб.
× Выигрыш 7 очков и проигрыш 2 очка
× Уменьшение температуры на и уменьшение на
( + 5) + (– 8) = – 3
(– 30) + (– 40) = – 70
( + 7) + (– 2) = + 5
(– 3) + (– 9) = – 12
– Что мы сейчас повторили? (Все, что знали про положительные и отрицательные числа.)
– Какое следующее задание должны выполнить, и с какой целью? (Пробное задание, для того, чтобы мы поняли, что мы не знаем и что сегодня будет нового.)
− Найти сумму чисел и доказать свое решение:
(– 1,327) + ( ) |
(+ 4,7) + (– 9,2)
− Кто не справился с заданием, сформулируйте своё затруднение. (Я не смог найти сумму чисел одинаковыми знаками и разными знаками.)
− Кто выполнил задание, как вы можете доказать, что выполнили его правильно?
− Сформулируйте своё затруднение. (Я не могу доказать, что выполнил сложение правильно.)
Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти сумму двух отрицательных чисел и сумму чисел с разными знаками.)
– Почему это задание вызвало у вас затруднение? (Мы не знаем способа сложения чисел с одинаковыми и разными знаками.)