Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «эмоциональное выгорание» В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.
«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяемся разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Приспособительным назначением «выгорания» является возможность снижать расходование энергетических ресурсов и предохранять тем самым организм от угрозы истощения. Однако, как многие адаптационные реакции, этот защитный механизм обладает лишь относительной целесообразностью и его негативные последствия проявляются в снижении успешности профессиональной деятельности и ухудшении отношений с партнерами, а в некоторых случаях могут сопровождаться появлением различного рода психосоматических расстройств. Таким образом, достигнутое состояние «защищенности», на самом деле приводит к профессиональной дезадаптированности и нарушению контактов с другими людьми. Поэтому можно считать достаточно обоснованным подход к проблеме «эмоционального выгорания» как особому виду профессионального заболевания («болезнь общения»).
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
«Синдром эмоционального выгорания/сгорания» («СЭВ», «СЭС»), а также «Синдром профессионального выгорания» («СПВ») (в данном случае мы будем понимать эти определения, как сиснонимы) - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
· Эмоциональную истощенность.
· Деперсонализацию (цинизм).
· Редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для обучения, лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
В настоящее время, под эмоциональным выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание:
- большое количество социальных контактов за рабочий день,
- предельно высокая ответственность,
- недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости,
- необходимость быть все время в «форме».
Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь большие внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
1. К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 ч. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.
2. К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
3. К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:
- на первой начальной стадии у педагогов наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил или беспричинная агрессия.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока:
Индивидуальные факторы.
1) Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.
2) Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов.
Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания.
3) Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы [7, 10] считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания.
Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.
4) Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам – начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.
Поведение типа «А». Для развития выгорания важно и то, как учитель справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного (поведение типа А).
Мини-тест «Принадлежите ли вы к людям типа А?»
1. Вы всегда всё делаете очень быстро?
2. Проявляете нетерпение, потому что вам кажется, что все делается очень медленно?
3. Всегда думаете одновременно о двух и более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел?
4. Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов?
5. Всегда стараетесь «втиснуть» в своё расписание больше дел, чем вы можете надлежащим образом выполнить?
6. Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чём говорите, например, сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу?
7. Оцениваете себя в зависимости от того, сколько успели выполнить?
8. Проходите мимо интересных событий и вещей?
Если положительных ответов больше, чем отрицательных, то очевидна склонность к поведению типа А.
5) «Болезненная зависимость» от работы. «Трудоголизм» и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Мини-тест «Трудоголик ли вы?»
1. Встаёте ли вы рано, несмотря на то, что поздно легли, работая дома до поздней ночи?
2. Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Считаете ли вы, что перерывы на обед – пустая трата времени?
3. Составляете ли вы подробный список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневник и исписанные календари – непременные атрибуты трудоголиков.
4. Вам трудно “ничего не делать”? Можете ли вы сидеть без дела?
5. Вы энергичны и стремитесь к соревнованию?
6. Работаете ли вы по выходным и в отпуске?
7. Можете ли вы работать всегда и везде?
8. Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда вы в последний раз брали отпуск?
9. Боитесь ли вы выхода на пенсию?
10. Нравится ли вам ваша работа?
Если вы ответили “да” больше чем на 5 вопросов, вполне вероятно, что вы - трудоголик.
6) Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем.
Организационные факторы.
1) Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.
2) Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.
3) Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.
Состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания, это дает возможность разработать меры по его предупреждению.
При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы: наблюдение за деятельностью педагога, беседа, тестирование, анкетирование и др.
Методики:
· Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (автор -В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
· Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов)
· Опросник Плутчика-Келлермана- Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях)
· Тест САН (самочувствие, активность, настроение).
· Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).
· Диагностика нейротизма (шкала невротизма из опросника Г. Айзенка).
· Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
Профилактика профессионального выгорания. С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями.
В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни).
Во-вторых, это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
В-третьих, необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
В-четвертых, если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.
В-пятых, наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
1. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
2. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
3. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
4. В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Поэтому важным является обучение педагогов приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
5. Для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания» широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека.Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.
Помимо специальных упражнений и занятий, представляется важным научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна. Можно предложить педагогам несколько рекомендаций по этому поводу.
Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «выгорания».
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Задания для самопроверки
1. Продумайте и запишите не менее 10 приемов и способов по профилактике эмоционального выгорания.
2. Проведите самодиагностику по методике К. Маслача «Эмоциональное выгорание учителя».
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажи свое мнение. Для оценки степени своего согласия с утверждением, используйте шкалу:
| Бланк для заполнения |
1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
2. Я уверен, что моя работа нужна людям.
3. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.
4. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении.
5. Я не чувствую поддержки родителей своих учеников.
6. Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется, и моя работа приносит мне много радости.
7. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
8. Я часто радуюсь, т. к. вижу, что моя работа приносит пользу детям.
9. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое месте).
10. Я обычно проявляю интерес к ученикам и помимо того, что касается урока.
11. У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.
12. Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
13. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
14. Ученикам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от них.
15.Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
16. Я бы сменил место работы, если бы .представилась возможность.
17. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
18. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
19. Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.
20. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
21. Моя работа плохо на меня повлияла - притупила эмоции, сделала нервным.
22. Мои требования к качеству выполняемой работе выше, чем результат, который я реально достигаю в силу обстоятельств.
23. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, напряженной
24. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
25. Во время работы я чувствую приятное оживление.
26. Мое желание научить школьников, не находит у них поддержки.
27. Мне кажется, что я слишком много работаю.
28. В последнее время я стал более «холодным» по отношению к тем, с кем работаю.
29. Последнее время меня преследуют неудачи.
30. Если бы у меня была другая работа, я был бы более счастлив.
31. Я часто работаю через силу.
32. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
33. Работая с учениками, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от отрицательных эмоций.
34. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
35. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ
Перечислены симптомы и соответствующие номера утверждений (признаков).
Знак (-) перед номером означает, что ответ «да (+) или нет (-)» надо заменить на противоположный. Далее подсчитывается алгебраическая сумма баллов по строкам. Чем выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома «эмоционального сгорания».
1. Неудовлетворенность собой: 1, -8, 15, 22, 29
2. Загнанность в клетку: -2, 9, 16, 23,30
3. Редукция профессиональных обязанностей: 3, -10,17, 24, 31
4. Редукция личных достижений (связана с возникновением равнодушного и негативного отношения к людям, с которыми работают, циничного отношения к труду и объектам своего труда): -4, -11, -18, -25, -32
5. Отсутствие социальной поддержки: 5, -12, 19, 26, 33
6. Эмоциональная опустошенность (связана с возникновением равнодушного и негативного отношения к людям, с которыми работают, циничного отношения к труду и объектам своего труда): -6, 13, 20, 27, 34
7. Личностная отстраненность (деперсонализация связана с возникновением равнодушного и негативного отношения к людям, с которыми работают, циничного отношения к труду и объектам своего труда): 7, -14, 21, 28, 35.
Литература по теме
1. Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога. Рабочая тетрадь. Тамбов: ТОИПКРО, 2010.
2. Аргайл М. Психология счастья. — СПб: Питер, 2003.
3. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя //Народное образование. – 2006. - № 2. – с. 216 – 222.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Учеб. пособие /под. ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007.
6. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов" //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». – 2006/2007г.
7. Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса //Первое сентября. – 2008. - № 9.
8. Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения //Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение»: М, 2007
9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
10. Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Экспресс, 2012.
8. Здоровьесберегающие технологии в образовательной организации. Профилактика и коррекция вредных привычек
(Цит. по: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. – Волгоград : Учитель, 2009.; Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М. : ТЦ «Сфера», 2005; Зотова М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников// Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3).
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в с