Психологическая безопасность личности

Безопасность личности как психологическая категория

(Цит. по Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002. 271 с.; Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М., 1998; Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология – М., 1996. 128 с; С.В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины. Серия "Психолог в школе". «Генезис», 2004).

Проблема психологической безопасности в современном мире относится к одной из наиболее актуальных, что обусловлено влиянием возникающих или обостряющихся многочисленных факторов, нарушающих состояние психологической безопасности и психологической защищенности личности.

Психологическую безопасность субъектов образования следует рассматривать как одно из условий определяющих развитие социально и психологически здоровой личности. Рассматривая проблемы психологической безопасности личности в образовательной среде, исследователи (В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн; В.Н. Мошкин; Н.Г. Рассоха, И.В. Абакумова, Т.В. Богуцкая, В.В. Суприянов; Е.Б. Лактионова и др.) отмечают, что, образование, по своей природе, явление организованное, заданное, ограничивающее свободу всех его участников.

Психологическая безопасность в психологии рассматривается на разных уровнях:

- на уровне общества – как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни;

- на уровне локальной среды обитания – это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы;

- на уровне личности, в которой возникает аспект переживания своей защищенности-незащищенности, когда возможно говорить о понимании и представлении, о психологическом насилии и когда конкретные поведенческие акты способствуют нарушению безопасности другого или саморазрушению.

Понятие психологической безопасности неоднородно. Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития».

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Психологическая безопасность личности проявляется в её способности сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. состояние сохранности психики человека;

2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться, по мнению И.А. Баевой, на следующие принципы:

- принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер личности. «В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не логика воздействия»;

- принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие;

-принцип помощи в формировании социально-психологической умелости (набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности).

Секач М.Ф. и Сыманюк Э.Э выделяют следующие показатели психологической безопасности образовательной среды:

- низкий уровень психологического насилия;

- преобладание диалогической направленности субъектов общения;

- позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

- преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

- высокий уровень удовлетворенности школьной средой.

Основополагающими характеристиками психологической безопасности образовательной среды являются:

- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

- укрепление психического здоровья;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Наши рекомендации