Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».
Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы.
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить.
Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем.От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
Список литературы по модулю
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html - Лаборатория профессионального развития личности
http://elite.far.ru - кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.
http://www.voppsy.ru/ - интернет-журнал «Вопросы психологии»
http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/1.html
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
Блонский П.П. Развитие мышления школьника, М., 1935.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В..- М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – Москва: Роспедагенство, 1996. – 374 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Логос, 2000. – 384 с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: МГУ, 1986. - 200 с.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение», 1972.
Латышина Д. И. История педагогики. - М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
Лейтес Н.С. Дети, опережающие свой возраст / Лейтес Н.С. // Дет.тв-во. ... Н. С. Лейтес. - Москва : Академия, 2000. - 416 с.
Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / Йозеф Лингарт. – Москва: Прогресс, 1970. – 685 с.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна . -- М.: Институт практической психологии, 1997. - 256 с.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.
Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. / Р.С. Немов. - М. : Просвещение: Владос, 1994.
Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика,1991. 171 с.
Педагогическая психология: учебное пособие / О.И. Ключко, И.Ф. Суханова. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – с. 121.
Педагогическая психология: учебное пособие / О.И. Ключко, И.Ф. Суханова. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – с. 121
Пискунов А. И., Вендровская Р. Б., Кларин В. М. и др. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под общ. ред. А. И. Пискунова. - 2-е изд. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. – 512 с
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : Учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1999. С.418.
Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с. - (Учебники и учебные пособия).
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т.1 (868), Т.2 (1869);
Задания для самостоятельной работы
Тест для самопроверки
1. Как соотносятся между собой воспитание и обучение в педагогической деятельности:
А) В педагогической деятельности первично обучение, а воспитательный процесс второстепенен.
Б) Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности.
В) Обучение и воспитание в педагогической деятельности никак не соотносятся. Это два не связанных друг с другом процесса.
2. Выберите из списка разделы, входящие в структуру педагогической психологии:
А) психология воспитания и самовоспитания;
Б) психология учения;
В) психология обучения;
Г) возрастная психология;
Д) психология педагогической деятельности и личности учителя;
Д) социальная психология.
3. Существует девять основных проблем педагогической психологии. Как в теории педагогической психологии определяется проблема педагогической запущенности ребенка:
А) не способность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали;
Б) не способность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную неустранимыми причинами, в частности заболеваниями, которые являются причиной задержки психического развития.
4. Выберите методы педагогической психологии, имеющие целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка:
А) Психолого-педагогический эксперимент;
Б) Специальное психолого-педагогическое тестирование;
В) Психологическое консультирование;
Г) Психологическая коррекция.
5. В структуре педагогической деятельности выделяют три компонента педагогической деятельности. Какой из перечисленных компонентов реализует учитель конструируя урок, внеклассное мероприятие, подбирая учебный материал в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и перерабатывая его для изложения учащимся:
А) конструктивный;
Б) организаторский;
В) коммуникативный.
6. Заполните таблицу, используя перечисленные ниже требования к личности педагога:
- любовь к детям;
- общительность;
- наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
- широкая эрудиция;
- артистичность;
- педагогическая интуиция;
- высокий уровень общей культуры и нравственности;
- профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей;
- веселый нрав;
- хороший внешний вид;
- высокоразвитый интеллект;
- чувство юмора.
Главные и постоянные требования, предъявляемые к личности педагога | Дополнительные, но относительно стабильные требования, предъявляемые к личности педагога |
7. Выделяют пять стилей педагогического руководства. При каком стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением:
А) автократический;
Б) авторитарный;
В) демократический;
Г) игнорирующий (либеральный);
Д) непоследовательный.