Что такое «профстандарт педагога»

Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др. А всего их должно быть более 300.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

Профессиональные стандарты применяются:

работодателями - при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

образовательными организациями профессионального образования - при разработке профессиональных образовательных программ;

при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профстандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов - учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

обучение;

воспитательную работу;

развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109, а ответственной организацией-разработчиком - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».

Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Система критериев дифференциации уровней стандарта профессиональной деятельности педагога включает:

описание особенностей выполнения тех или иных трудовых действий педагогом на каждом уровне профессионального развития;

описание компетенций, требуемых для выполнения трудовых функций и трудовых действий педагогом;

описание технологии оценки соответствия педагога одному из уровней.

Уровни профессионального развития педагога:

Первый уровень - уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.

Второй уровень - уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей - дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком, одаренные дети. Или с выполнением функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.

Третий уровень - уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Педагог может остаться на данном уровне и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности или на получение права на прохождение на следующий уровень.

Четвертый уровень - педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Литература:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями)

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Интернет-ресурс: http://www.edu.ru;

Журнал «Образование и право»

Санитарно эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 1178 - 02).

Конституция РФ. – М., 2014

Конституция РК. Сыктывкар, 2013

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

1. Государственную политику в сфере образования устанавливают:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления;

г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

2. Стратегию развития образования в Российской Федерации устанавливает:

а) Министерство образования и науки Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в каждом субъекте Российской Федерации;

г) органы местного самоуправления в границах своего муниципалитета.

3. Государственно-общественный принцип управления образованием закреплен в:

а) Конституции Российской Федерации:

б) в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

в) Федеральном законе «О высшем послевузовском и профессиональном образовании»;

г) законах субъектах Российской Федерации об образовании.

4. Общественными органами, участвующими в управлении образованием являются:

а) местная администрация;

б) управление образованием;

в) попечительский совет;

г) родительский комитет.

5. Основным нормативным правовым актом, устанавливающим государственные требования к структуре, содержанию и организации общего образования в России, до 1 сентября 2013 г. является:

а) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

б) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

в) Трудовой кодекс Российской Федерации;

г) все законодательные акты.

6. К числу лиц, обучающихся по программам общего образования, относятся:

а) аспиранты и докторанты;

б) обучающиеся, магистры, аспиранты и докторанты;

в) аспиранты, адъюнкты, докторанты, соискатели;

г) учащиеся, воспитанники.

7. Закрепляется ли Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» надомное обучение?

а) да, б) нет

8. Какие формы образования выделяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?

а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне таких организаций

б) в очной, очно-заочной или заочной формах

в) в форме самообразования и семейного образования

г) в очной, очно-заочной или заочной формах и в форме самообразования и семейного образования.

9. Программы профессионального обучения относятся к образовательным программам среднего общего образования?

а) да, б) нет.

10. Перечень структурных подразделений общеобразовательной организации является закрытым (исчерпывающим)?

а) да, б) нет.

11. Руководитель образовательной организации запретил создание и деятельность любых общественных объединений в возглавляемой им организации. Дайте в соответствии с законодательством оценку его решению:

а) соответствует законодательству, так как образовательные организации должны, прежде всего, осуществлять образовательную деятельность;

б) такое решение могло быть принято совместным приказом органа юстиции и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере образования;

в) руководитель образовательной организации мог запретить деятельность только отдельных видов общественных объединений;

г) решение данного вопроса не входит в компетенцию руководителя образовательной организации.

12. Укажите перечень заболеваний (утвержденный Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих") при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности:

а) перечень социально значимых заболеваний;

б) перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

13. Общественное объединение, уставные цели которого предусматривают осуществление защиты прав обучающихся, обратилось в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования с запросом о предоставлении копии документов, принятых в течение последнего года по вопросу развития образовательных организаций в сельской местности. Какой ответ должен дать орган государственной власти:

а) если к информации не ограничен доступ, то в течение тридцати дней со дня регистрации запроса о предоставлении информации предоставить запрашиваемую информацию или в иной срок, если информация не может быть предоставлена в течение тридцати дней;

б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования должен обратиться в прокуратуру и органы юстиции с сообщением о признаках экстремизма в деятельности общественного объединения, обратившегося с запросом;

в) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право потребовать у общественного объединения обоснования необходимости запрашиваемой информации;

г) такая информация может предоставляться только органам государственной власти и органам местного самоуправления.

14. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени имеют:

а) педагогические работники сельских образовательных организаций;

б) все педагогические работники;

в) педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организаций;

г) все педагогические работники, имеющие педагогический стаж 25 лет.

15. Меры социальной поддержки, в том числе в области жилищного обеспечения, педагогических работников могут устанавливаться:

а) исключительно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в федеральных законах;

б) федеральными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если такие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены федеральными законами;

в) федеральными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

г) меры социальной поддержки в области жилищного обеспечения могут устанавливаться исключительно федеральными нормативными правовыми актами, а все остальные меры социальной поддержки – как федеральными нормативными правовыми актами, так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации