Правовые акты органов местного самоуправления
1. В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования; Устав муниципального образования - это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований.
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если
глава муниципального образования является главой местной администрации.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.
Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.
Нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части, противоречащей закону, и должен быть приведен в соответствие с законом. Нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции РФ и законам Российской Федерации системой, издаются муниципалитетами, советами и старостами самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно самим населением.
Муниципальная служба.
Под муниципальной службой понимаетсяпрофессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Федеральный закон закрепляет равный доступ граждан Российской Федерации к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Муниципальная служба основана на следующих принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами;2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий; "4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных Местных традиций;8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;9) внепартийности муниципальной службы.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Федеральный закон устанавливает ограничения, связанные с муниципальной службой. Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;2) быть депутатом выборным должностным лицом местного самоуправления;3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;4) состоять членом органа управления коммерческой организации;5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он "состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды,, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
Федеральный закон, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, устанавливает, что увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:
— достижения предельного возраста (60 лет), установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
— прекращения гражданства Российской Федерации;
—несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего;
— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемому законом тайну.