Особенности и характеристика процесса профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов
Особенностями профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является:
- высокий уровень правовой регламентации,
- властный, обязательный характер профессиональных полномочий сотрудников,
- процессуальная самостоятельность и персональная ответственность,
- высокий уровень перегрузок.
Творческий, нестандартный характер профессионального труда сотрудников правоохранительных органов определяется разнообразием и неординарностью решаемых сотрудником профессиональных задач.
Профессионализм сотрудников правоохранительных органов означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач[8].
Профессионализм деятельности сотрудников правоохранительных органов обеспечивается следующими общими параметрами профессионализма личности:
- высоким уровнем социализации и эмоционально-волевой устойчивостью личности сотрудника,
- профессиональной компетентностью как свойством личности,
- организаторскими способностями и творчеством сотрудника.
Рассматривая структуру профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов, необходимо выделить ее составляющие:
- умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей,
- умение слушать и выслушивать,
- широкий кругозор;
- речевая (коммуникативная) культура,
- наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к ею поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделирован, именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»,
- проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек веет да может стать лучше;
- способность сопереживания;
- наблюдательность,
- глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом;
- решение нестандартных ситуаций, высокая степень саморегуляции[9].
Таким образом, Кайдаш А.В. определяет профессиональную компетентность сотрудника правоохранительных органов как интегративное свойство личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности социально- и личностно-значимых компетенций в системе правоохранительной деятельности[10]. Таким компетенциями являются:
1. Специальная компетенция - система психологического, морального и деятельного состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в узкой сфере деятельности. Она формирует и развивает профессиональную направленность и систему профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих приобретению, расширению и использованию опыта решения типовых профессиональных задач.
2. Интеллектуальная компетенция - особый тип организации знаний, система базовых интеллектуальных качеств личности компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области (в том числе и в экстремальных условиях). Интеллектуальная компетентность сотрудников правоохранительных органов влияет на успешность их профессиональной деятельности.
3. Коммуникативная компетенция является формой интеракционного приспособления и функциональная направленность поведения, основанная на совокупности навыков (низший уровень коммуникативной способности) и умений (средний уровень коммуникативной способности) общения. Коммуникативная компетентность как условие успешной служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов в экстремальных и штатных ситуациях, является компонентом личности, наиболее подверженным коррекции и развитию психолого-педагогическими средствами.
4. Психолого-педагогическая заключается в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности (рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность и др.), позволяющее выполнять социально-ценностные и профессиональные функции в обществе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения[11].
Основополагающим условием успешного развития профессионального самосовершенствования является устойчивая мотивация его профессиональной деятельности, которая детерминирует этот процесс. С.П. Егорычев считает, что мотивация профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет свою специфику, в которой иерархия ценностных ориентаций по степени значимости распределяется следующим образом: профессиональные традиции, конформизм, безопасность, универсализм, гедонизм, доброта, власть.
Е.Ю. Панченков в свою очередь полагает, что в основе мотивации профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов лежат:
- побуждения профессионального характера (четкие и реальные оперативно-служебные цели и задачи в борьбе с преступностью, повышение престижа службы);
- удовлетворение личностных и материальных потребностей и благ (высокое денежное довольствие и наличие реальных льгот, действенная система поощрений и гарантий, социальная и личная защищенность);
- мотивы социального характера (осознание важности и социальной значимости оперативно-служебной деятельности)[12].
Кроме этого, внутренними условиями профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов являются:
- профессиональная подготовка,
- создание условий для творческой самореализации личности сотрудника,
- определение соответствия личностных и профессиональных качеств требованиям правоприменительной деятельности,
- нацеленность на самообразование, саморазвитие, совершенствование,
- достижение высших уровней профессионализма личности и правоприменительной деятельности,
- целенаправленное формирование системы коммуникативных, социально-перцептивных, интерактивных, профессионально-правовых, психологических знаний, умений и навыков, составляющих основу развития профессионализма сотрудника правоохранительных органов.
Внешними факторами оптимизации профессионального самосовершенствования являются:
- создание системы обучения, специальных программ развития профессионализма сотрудника;
- целенаправленное формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности, мотивационной готовности сотрудника правоохранительных органов к овладению технологиями развития профессионализма.
Т.С. Купавцев и др. считают, что задача оптимизации педагогического обеспечения самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов должна решаться комплексно – каждый участник целостного педагогического процесса системы профессионального образования должен быть нацелен на достижение высочайшего уровня компетентности в каждом звене профессиональной подготовки[13]. Для этого необходимо ориентироваться на основные положения педагогики сотрудничества, на реализацию общепедагогических принципов, инновационных технологий, прогрессивных методик, эффективных методических приемов.
Педагогика сотрудничества предполагает, что характер образовательной системы должен быть личностно – ориентированным. Она представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности[14].
Основными положениями этой педагогики являются отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея постановки трудной цели и внушение уверенности её преодоления, самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию.
Таким образом, профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач. Условиями стимуляции и организации профессионального самосовершенствования сотрудников является создание системы обучения, специальных программ развития профессионализма сотрудника, а также целенаправленное формирование мотивации к саморазвитию.