Глава 1. Процесс профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов как педагогическая проблема
Введение
Актуальность темы исследования. Уникальность современной социально-культурной и экономической ситуации в России состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые возникают перед специалистами. Сегодня актуальной становится проблема самосовершенствования личности.
Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития[1].
Важной предпосылкой, обусловливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к предъявляемым к нему требованиям. Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа высококвалифицированного специалиста, культурного человека.
Профессиональное самосовершенствование специалистов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, происходит в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования.
Реформирование пенитенциарной системы в России сопровождается существенными изменениями, в которых большой акцент делается на кадровое обеспечение учреждений, исполняющих наказания. В результате перед вузами Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) стоит задача подготовки профессионально и юридически грамотных, мобильных сотрудников, ориентированных на решение труднопрогнозируемых задач, адекватно воспринимающих идеи реформирования. Именно такие сотрудники могут составлять профессиональное ядро кадров органов и учреждений ФСИН России[2].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[3] в рамках кадровой работы предполагает:
- подготовку высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
- повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Несмотря на глубокую общетеоретическую и методологическую разработанность проблемы самопознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г Спиркин, И.И. Чеснокова,
Е.В. Шорохова и др.), профессиональные аспекты формирования «образа Я» начали освещаться в психологической литературе сравнительно недавно.
Высшие формы самопознания и самореализации рассматривались в работах Е.П. Белозерцева, И.А. Колесниковой, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, Л.И. Рувинского, И.С. Якиманской и др.
В педагогической теории и практике идет постоянный поиск путей содействия максимальному раскрытию индивидуальных, личностных возможностей личности (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).
Объектом исследования в работе является профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов.
Предметисследования – организация процесса самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов.
Целью работы является рассмотрение профессионального самосовершенствования сотрудника правоохранительных органов и его организации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие профессионального самосовершенствования сотрудников.
2. Изучить особенности и характеристику процесса профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов.
3. Раскрыть приемы стимулирования сотрудников правоохранительных органов к самовоспитанию.
4. Охарактеризовать организацию дополнительного образования сотрудников правоохранительных органов.
Гипотезаработы: профессиональное совершенствование сотрудников будет наиболее эффективно, если:
- профессиональное совершенствование сотрудника будет тщательно и грамотно организовано;
- применяются меры стимулирования сотрудников правоохранительных органов к самовоспитанию;
- при определении методов самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов будут учитываться их индивидуальные особенности.
В работе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза теоретической информации, методы сравнения.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение
Исходя из содержания вышеизложенного материала можно сделать следующие основные выводы.
Профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов предполагает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач. Условиями стимуляции и организации профессионального самосовершенствования сотрудников является создание системы обучения, специальных программ развития профессионализма сотрудника, а также целенаправленное формирование мотивации к саморазвитию.
Особую роль в достижении высокого уровня профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов занимают вопросы профессионального самосовершенствования.
Так, под профессиональным самосовершенствованием сотрудника правоохранительных органов следует понимать сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Процесс самосовершенствования сотрудника осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования.
Следует отметить, что стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого. Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию.
Субъектом самовоспитания является сотрудник правоохранительных органов, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители различных уровней, сотрудники кадровых подразделений, коллеги. Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.
Сотрудники правоохранительных органов должны учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности как вспециальных учреждениях дополнительного профессионального образования, так и самостоятельно (заниматься самообразованием), поскольку политическая и криминогенная ситуация в стране не стоит на месте.
Основная цель дополнительного обучения состоит в углублении и совершенствовании профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения своей служебной деятельности в соответствии с требованиями современного законодательства. Более того, организация непрерывного процесса обучения стимулирует у сотрудников побуждение учиться дальше, повышать свой профессионализм путем самостоятельного овладения необходимой информацией, развития творческих способностей, формирования умений самостоятельного анализа изучаемого материала
Таким образом, профессиональное совершенствование выступает важным компонентом в формировании грамотного кадрового состава сотрудников правоохранительных органов.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Юридическая литература, 2007 – 39 с.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. - №9. - 16.01.1997.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, № 43, ст. 5544.
Введение
Актуальность темы исследования. Уникальность современной социально-культурной и экономической ситуации в России состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые возникают перед специалистами. Сегодня актуальной становится проблема самосовершенствования личности.
Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития[1].
Важной предпосылкой, обусловливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к предъявляемым к нему требованиям. Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа высококвалифицированного специалиста, культурного человека.
Профессиональное самосовершенствование специалистов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, происходит в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования.
Реформирование пенитенциарной системы в России сопровождается существенными изменениями, в которых большой акцент делается на кадровое обеспечение учреждений, исполняющих наказания. В результате перед вузами Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) стоит задача подготовки профессионально и юридически грамотных, мобильных сотрудников, ориентированных на решение труднопрогнозируемых задач, адекватно воспринимающих идеи реформирования. Именно такие сотрудники могут составлять профессиональное ядро кадров органов и учреждений ФСИН России[2].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[3] в рамках кадровой работы предполагает:
- подготовку высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
- повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Несмотря на глубокую общетеоретическую и методологическую разработанность проблемы самопознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г Спиркин, И.И. Чеснокова,
Е.В. Шорохова и др.), профессиональные аспекты формирования «образа Я» начали освещаться в психологической литературе сравнительно недавно.
Высшие формы самопознания и самореализации рассматривались в работах Е.П. Белозерцева, И.А. Колесниковой, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, Л.И. Рувинского, И.С. Якиманской и др.
В педагогической теории и практике идет постоянный поиск путей содействия максимальному раскрытию индивидуальных, личностных возможностей личности (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).
Объектом исследования в работе является профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов.
Предметисследования – организация процесса самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов.
Целью работы является рассмотрение профессионального самосовершенствования сотрудника правоохранительных органов и его организации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие профессионального самосовершенствования сотрудников.
2. Изучить особенности и характеристику процесса профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов.
3. Раскрыть приемы стимулирования сотрудников правоохранительных органов к самовоспитанию.
4. Охарактеризовать организацию дополнительного образования сотрудников правоохранительных органов.
Гипотезаработы: профессиональное совершенствование сотрудников будет наиболее эффективно, если:
- профессиональное совершенствование сотрудника будет тщательно и грамотно организовано;
- применяются меры стимулирования сотрудников правоохранительных органов к самовоспитанию;
- при определении методов самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов будут учитываться их индивидуальные особенности.
В работе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза теоретической информации, методы сравнения.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Процесс профессионального самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов как педагогическая проблема