Раздел 2. Исторический подход к развитию представлений о человеке и его возможностях.
ТЕХНОЛОГИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ
Программа, методические указания
по изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения
Казань 2016
УДК 159.9
ББК 88
П86
Технологии самоорганизации и самообразования: программа, методические указания по изучению дисциплины / Сост.: Г.В. Завада, Л.М. Романова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2016. – 30 с. В данной методической разработке представлены требования по изучению дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования», описаны ее разделы в соответствии с компетенциями бакалавров по всем направлениям подготовки в КГЭУ. В методических указаниях предъявлены основные требования к выполнению, содержанию и оформлению контрольной работы. Даны темы контрольных заданий с краткой аннотацией к их основному содержанию, а также список основной и дополнительной литературы. Предназначены для студентов заочного обучения подготовки бакалавров,изучающих дисциплину «Технологии самоорганизации и самообразования». |
П86
УДК 159.9
ББК 88
© Казанский государственный энергетический университет, 2016
Введение
Данное пособие разработано с целью оказания методической помощи при изучении дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования» студентам заочной формы обучения бакалавров по направлениям подготовки «Электроэнергетика и электротехника»,
Дисциплина «Технологии самообразования и самоорганизации» относится к базовой части ОП к типу К.М.03.01. По характеру освоения является обязательной на первом году обучения бакалавров.
В процессе изучения дисциплины студентами заочной формы обучения выполняются контрольные задания. Контрольные задания выполняются после того, как прослушана установочная лекция, изучены настоящие методические указания и основная часть дисциплины.
Предлагаемые методические указания должны помочь студенту выбрать тему контрольной работы, подобрать необходимую литературу, собрать и обработать материал, правильно его оформить. При выполнении заданий предполагается, что студент имеет представление о физиологии, приобрел некоторые навыки по изучению специальной литературы, поскольку в дальнейшем основной упор в подготовке делается на реферирование научной литературы по психологии, педагогике, философии, социологии и проведение учебного исследования в ходе выполнения самостоятельных работ. Эти навыки должны быть максимально использованы при выполнении контрольной работы. К выполнению контрольной работы студенты должны подходить творчески. Качество ее оценивается, прежде всего, по тому, как правильно и самостоятельно освещена тема.
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является формирование общекультурных компетенций, способствующих решению задач в рамках различных видов деятельности бакалавров по всем направлением подготовки.
Задачами дисциплины являются:
- изучение феномена самообразования и самоорганизации для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности;
- изучение особенностей деятельности и поведения личности с точки зрения основных форм, методов, технологий и средств самообучения и саморазвития.
2. Компетенции студента, необходимые для изучения дисциплины
До изучения дисциплины обучающийся должен
знать: основные явления и процессы в жизни общества, социальных группах; основные философские понятия; элементарные понятия об обществе и системе образования.
уметь:грамотно и уверенно докладывать изученный материал;
владеть:русским языком и культурой речи; основными логическими операциями; навыками бесконфликтного общения.
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Технологии самообразования и самоорганизации» формируются общекультурная компетенция: способность к самообразованию и самоорганизации (ОК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- основы структуры личности, эмоционально-волевой сферы, своего характера, личностного роста и развития;
- основные компонентов самоорганизации (самовоспитание, самообучение, самоконтроль)
- знание особенности деятельности и поведения личности;
- приемов и техник, повышающих эффективность организации человеком собственной деятельности, научной организации умственного труда;
- сущности, значимости, методов и форм самообразования.
2. Уметь:
- работать с литературой в различных формах; осуществлять информационный поиск с использованием различных средств
- определять долгосрочные и краткосрочные цели деятельности;
- планировать рабочее время и личную деятельность;
- контролировать и оценивать ход и результаты деятельности;
3. Владеть:
- приемами самообразовательной деятельности;
- пониманием соответствия жизненных выборов индивидуальным особенностям личности, соответствия образа «Я» и профидентичности личности.
4. Программа учебной дисциплины
«Технологии самообразования и самоорганизации»
4.1. Структура дисциплины
Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Семестр | Форма промежуточной аттестации | Форма самостоятельной работы | Часы учебных занятий | Примечание | |||
всего | лекции | практика | СР | ||||
Зачет | Контрольная работа |
Образовательные технологии, применяемые при проведении занятий, представлены в виде интерактивных лекций с использованием презентаций в объеме 4 часов.
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общие основы самоорганизации и самообразования личности.
Цель и задачи изучения дисциплины. Порядок работы и требования к лекционным, практическим занятиям и самостоятельной работе.
Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации. Саморегуляция, самоуправление. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.
Раздел 9. Образование: обучение и воспитание
Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Обучение как составная часть педагогического процесса. Методы, средства и формы организации обучения. Воспитание как психолого-педагогическое взаимодействие. Специфика воспитательного воздействия. Место и роль и корпоративного образования в системе образования Российской Федерации.
Содержание обзорных лекций
№ п/п | Темы лекций |
Общие основы самоорганизации и самообразования личности | |
Личность и деятельность: темперамент, характер, способности, направленность личности; мотивы, цели, функции, виды и результаты деятельности |
Содержание практических занятий
№ | Темы практических занятий |
Способности к самоорганизации и самообразованию (психодиагностика) | |
Индивидуально-типологические свойства личности (психодиагностика) |
4.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
а) основная литература:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 384 с.
2. Завада Г.В., Романова Л.М., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учебное пособие / Г.В. Завада, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014. – 140 с.
б) дополнительная литература:
3. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е.П. Белозерцев [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
4. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика: конспекты лекций / Г.В. Завада, Э.М. Бурцева, Л.М. Романова. – Казань: КГЭУ, 2008. – 58 с.
5. Психология и педагогика: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика» / Сост.: Г.В. Завада, Э.М. Бурцева. – Казань: КГЭУ, 2008. – 47 с.
6. Психология и педагогика: метод. указания к сам. работе / Сост. Э.М. Бурцева и др. – Казань: КГЭУ, 2010. – 24 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
8. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА - М, 2007. – 295 с.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебник / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 672 с.
11. Петровский А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2007. – 512 с.
12. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И.История педагогики и образования: учеб. пособие. / Под ред. З.И.Васильевой. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 416 с.
14. Реан А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
15. Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Бурганова, Г.В. Завада, А.Г. Фролов. – 2-е изд. – Казань: КГЭУ, 2009. – 136 с.
16. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учебное пособие / под. ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
17. Райгородская И.А., Райгородская Ж.И. Лекции по антропологии: уч. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Иркутск: РИО САПЭУ, 2013. – 214 с. – Эл. ресурс. электронной библиотечной системы – режим доступа: https://www.book.ru/book/912135/view/1
5. Общие рекомендации по работе над дисциплиной
Самостоятельная работа по рекомендуемой программе курса «Технологии самоорганизации и самообразования» является основной формой обучения студента-заочника. Она включает освоение базовых понятий и категорий каждой темы дисциплины, ее содержания на основе изучения основной и дополнительной литературы; самопроверку полученных знаний по прилагаемым контрольным вопросам и тестовым заданиям, а также выполнение контрольных работ.
В цикл заочного обучения в университете входят лекции, семинары, а также индивидуальные и коллективные консультации. Темы, рассмотренные на лекциях и семинарах, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы курса. Цель семинаров заключается как в закреплении лекционного материала, так и в обсуждении результатов самостоятельной работы студентов над программой дисциплины.
Формой контроля по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования» для студентов заочной формы обучения является зачет.
Самостоятельная работа с книгой и самопроверка
При изучении дисциплины и подготовке к занятиям студентам рекомендуется пользоваться основной и дополнительной литературой. В список литературы входят учебники, курсы лекций, словари, энциклопедические издания. При изучении каждой темы желательно выделять основные понятия, выписывать краткие формулировки и основные положения, так проделанная в течение семестра работа поможет при подготовке к зачету и в написании контрольной работы.
В конце данной разработки представлены вопросы для самопроверки, необходимые при самоконтроле полученных знаний, вопросы к зачету и комплекс тестовых заданий.
Консультации
Для руководства и более успешной самостоятельной работы студента заочной формы обучения ведущими лекторами предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации, в рамках которых преподаватель выявляет неясные вопросы и проблемы, существующие в группе по отдельным темам дисциплины, трудности при подготовке контрольных заданий, а также оказывает помощь студентам, обратившимся с конкретными вопросами по содержанию или методике преподавания курса, помогает им выработать индивидуальный сценарий самостоятельной работы над учебными проблемами, контрольными заданиями.
5.3. Контрольные задания
Темы контрольной работы даются в пределах основного содержания изучаемой дисциплины. Охватить содержание всей дисциплины не является задачей контрольной работы, она должна содержать часть материала определенного раздела курса. Контрольная работа может иметь как теоретический, так и практический характер. Она может основываться на постановке опытов и наблюдений, на проведении психологического исследования, на обобщении собственного опыта.
Работа над контрольным заданием должна идти систематически на протяжении всего семестра, согласно графику. Реферат должен быть сдан в соответствии с установленным сроком. Тематика рефератов, методические указания и требования по их выполнению представлены в соответствующих разделах данной методической разработки.
Порядок сдачи зачета
Согласно учебному плану по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования» студент заочной формы обучения должен сдать по итогам работы зачет. К зачету допускаются студенты, сдавшие на положительную оценку контрольную работу.
Критериями при оценке знаний по дисциплине на зачете являются:
– глубина знаний о сущности научного предмета, методологии и методов психологии и педагогики, их особенностях, связи и отличиях от других гуманитарных наук;
– четкость представлений об основных разделах психологии и педагогики;
– степень владения категориальным аппаратом психологии и педагогики;
– четкость знаний базовых понятий, а также теоретических отличий различных психологических направлений и образовательных парадигм;
– уровень знаний особенностей влияния различных факторов на развитие человека (биологические, социальные), понимание особенностей психического развития в филогенезе и онтогенезе;
– уровень умения анализировать психологические явления и процессы, опираясь на категориальный аппарат отдельных подходов и теорий;
– уровень умения анализировать педагогический процесс, опираясь на выбор форм организации, методов средств обучения и воспитания;
– уровень умения применять свои познавательные способности и планировать индивидуальную образовательную траекторию.
Зачет носит форму устной беседы по двум вопросам из составленного списка; при этом краткое содержание ответа должно быть продублировано отвечающим письменно. Зачет принимает ведущий лектор совместно с другими преподавателями кафедры.
6. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины
Дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразования» разбита на разделы и основные темы, по которым представлены вопросы для самопроверки, а также литература для изучения материала.
Раздел 1. Общие основы самоорганизации и самообразования личности.
Литература: [1], с. 9-33 и с. 207-246; [2], с. 5-16; [4], с. 3-9; 7, с. 10-89; [9], с. 3-52 и с. 131-160; [10], с. 7-131 и с. 484-500; [11], с. 3-205; [12]; [15], с. 3-20, [17].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие науки используют термины «самоорганизация» и самообразование» личности?
2. Какова структура самоорганизации и самообразования личности, их взаимосвязь?
Раздел 9. Образование: обучение и воспитание
Литература: [1], с. 256-314; [2], с. 97-118; [4], с. 36-58; [15], с. 73-105.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «образование».
2. Опишите образование как общечеловеческую ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
3. Какова структура педагогического процесса?
4. Охарактеризуйте методы, средства и формы организации обучения.
5. Сравните процессы воспитания и обучения с позиции психолого-педагогического взаимодействия.
7. Методические указания к выполнению и оформлению контрольных заданий
По дисциплине предусмотрено написание контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями к выполнению и оформлению контрольных заданий.
Ознакомившись с программой дисциплины, студент должен выбрать вариант контрольной работы в соответствии с номером зачетной книжки. В процессе выполнения контрольной работы студент должен не только собрать материал, тщательно изучив рекомендованную литературу, но и провести серьезную обработку изученного материала: сравнение фактов, явлений, процессов, их анализа, обобщение материала всей темы.
Выполнение данной работы является одной из важнейших форм самостоятельного изучения учебных предметов в вузе и преследует следующие цели:
- более углубленное ознакомление с одной из основных тем дисциплины;
- формирование умения ориентироваться в учебной, а также в научной литературе и работать с ней;
- выработка навыков самостоятельной аналитической работы.
После выбора тем студент, прежде всего, должен изучить соответствующие разделы учебников, учебных и справочных пособий, другую научную литературу по теме (не менее 2-3 наименований). На этой основе составляется план контрольной работы, в котором должны быть раскрыты основные вопросы. План работы должен включать введение, основную смысловую часть (по пунктам или параграфам) и заключение (основные выводы).
После изучения необходимой литературы студент должен обработать весь полученный материал и дать самостоятельное изложение материала темы. Не следует ограничиваться только учебниками, а необходимо изучить монографическую литературу, близкую к теме, и статьи журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Педагогика», «Профессиональное образование» и др. Необходима специальная работа над понятийным аппаратом, использование справочной литературы для ознакомления с персоналиями, научными теориями и концепциями. Простое переписывание текста из литературных источников не допускается. Работа должна быть написана стилистически ясным и грамотным языком.
Следует обратить внимание на оформление работы. При этом необходимо придерживаться следующих правил:
1. Работа должна быть выполнена на листах формата А4. Объем работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста: шрифт Times New Roman; 14 пт.; интервал – полуторный. Однако объем может варьироваться в зависимости от сложности и характера темы. Страницы следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний преподавателя.
2. Титульный лист работы должен быть сделан по образцу (см. Приложение 1).
3. На второй странице работы (см. Приложение 2) указывается план изложения темы (содержание), на последней – список используемой литературы. Каждый вопрос необходимо рассматривать отдельно, выделяя его в самостоятельную рубрику. Приводимые в работе цитаты, фактический и цифровой материал необходимо сопровождать ссылками на источник непосредственно в тексте или в сноске, указывая автора, название первоисточника, место издания, издательство, год издания, страницу.
Работа должна выполняться строго по варианту. Задания другого варианта не засчитываются. В каждом варианте два вопроса: первый – представляет собой теоретический реферат по теме, второй – состоит из описания результатов прохождения диагностирующей методики, а также их анализа.
После получения прорецензированной работы, как незачтенной, так и зачтенной, студент должен исправить все отмеченные преподавателем (рецензентом) ошибки и недочеты; выполнить все его рекомендации. В случае незачета работы вся работа должна быть выполнена заново.
Исправленная и дополненная работа сдается с ранее прорецензированной. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце списка использованной литературы несколько чистых листов для всех исправлений и дополнений в соответствии с указаниями рецензента.
Контрольные работы, выполненные без соблюдения указанных правил, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.
Контрольную работу следует подписать, поставить дату её выполнения и представить в сроки, определённые факультетом. Если работа оценена положительно, то студент допущен к собеседованию на зачете.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации.
2. Результаты теста Е.Ю. Мандриковой на уровень самоорганизации деятельности и их анализ.
Вариант 2.
1. Саморегуляция, самоуправление, саморазвитие.
2. Результаты теста Дж. Стивенсона на уровень зрелости сознания и самосознания и их анализ.
Вариант 3.
1. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания.
2. Результаты теста на интеллект (IQ) и их анализ.
Вариант 4.
1. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.
2. Результаты методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» и их анализ.
Вариант 5.
1. Дуальность природы человека: соотношение биологического и социального, души и тела в человеке.
2. Результаты теста «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (в адаптации Н.В. Паниной) и их анализ.
Вариант 6.
1. Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними.
2. Результаты теста «Опросник межличностных отношений (ОМО)» (А.А. Рукавишников) и их анализ.
Вариант 7.
1. Факторы, влияющие на формирование личности.
2. Результаты планирования методом «Альпы» на одну неделю и их анализ.
Вариант 8.
1. Возрастная периодизация. Теория Э.Эриксона.
2. Результаты методики С.Р.Пантелеева на исследование самоотношения и их анализ.
Вариант 9.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: З.Фрейд.
2. Результаты оценки проявления общей дезадаптации и их анализ.
Вариант 10.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж.Уотсон.
2. Результаты опросника А.К. Осницкого на социально-психологическую адаптивность (СПА) и их анализ.
Вариант 11.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: А.Маслоу.
2. Результаты теста самоактуализации и их анализ.
Вариант 12.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Г. Олпорт.
2. Результаты теста Л.Л. Терстоуна «Скрытые фигуры» и их анализ.
Вариант 13.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Д. Кеттел.
2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.
Вариант 14.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Л.С. Выготский.
2. Результаты теста В. Павлова на выявление готовности к саморазвитию и их анализ.
Вариант 15.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: С.Л. Рубинштейн.
2. Результаты теста определения направленности личности и их анализ.
Вариант 16.
1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж. Келли.
2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.
Вариант 17.
1. Социальная направленность, социальный опыт.
2. Результаты методики «Способность самоуправления» и их анализ.
Вариант 18.
1. Интеллект и самосознание личности.
2. Результаты теста Н.С. Копеиной по изучению индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) и их анализ.
Вариант 19.
1. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности.
2. Результаты теста Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» и их анализ.
Вариант 20.
1. Целеполагание деятельности. Требования к постановке целей деятельности.
2. Результаты заполнения матрицы Эйзенхауэра на одну неделю и их анализ.
Вариант 21.
1. Планирование деятельности: кратко-, средне- и долгосрочное.
2. Результаты постановки целей деятельности (на день, месяц, год) и их анализ с помощью технологии SMART.
Вариант 22.
1. Продуктивная деятельность: показатели, уровни продуктивности.
2. Результаты проведения методики хронометража в течение одного рабочего дня и их анализ.
Вариант 23.
1. Темперамент: понятие и структура, свойства и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
2. Результаты теста Г. Айзенка и их анализ.
Вариант 24.
1. Темпо-ритмические характеристики человека. Физический, психический и интеллектуальный ритмы человека.
2. Результаты методики определения суточных биоритмов и их анализ.
Вариант 25.
1. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов.
2. Результаты теста Х.Зиверта внешней и внутренней мотивации и их анализ.
Вариант 26.
1. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера.
2. Результаты теста Леонгарда-Шмишека и их анализ.
Вариант 27.
1. Потенциал личности. Самомотивация. Модель самоорганизующейся личности.
2. Результаты опросника Милорадовой и Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» и их анализ.
Вариант 28.
1. Эмоции и чувства личности. Психологическая устойчивость личности.
2. Результаты опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН) и их анализ.
Вариант 29.
1. Самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории.
2. Результаты методики А.А. Азбель по изучению статусов профессиональной идентичности и их анализ.
Вариант 30.
1. Механизмы психологической защиты личности.
2. Результаты «Опросника структуры психологических защит (тест СПЗ)» и их анализ.
9. Вопросы к зачету по дисциплине
На зачете студенту предлагаются один вопрос (из продвинутого уровня) и одно практическое задание (из высокого уровня сформированности компетенций). Сформированность базового уровня связана с выполнением основных заданий в течение семестра и выражена в подготовке и защите контрольной работы. Критериями ответа на вопросы зачета являются: полнота ответа, аргументированность и самостоятельность изложения.
Продвинутый уровень
1. Охарактеризуйте сущность понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность и укажите взаимосвязь между ними.
2. Объясните, в чем заключается системный подход к пониманию человека.
3. Перечислите основные факторы развития личности и укажите значение каждого.
4. Расскажите, какие основные периоды в развитии проходит человек (можно использовать любую возрастную классификацию развития).
5. Перечислите основные психологические теории личности, кратко охарактеризовав предмет исследования.
6. Дайте определение деятельности и представьте схематично структуру деятельности.
7. Расскажите основное назначение техники SMART при постановке целей деятельности
8. Объясните специфику краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности с учетом конкретной методики планирования.
9. Охарактеризуйте, в чем заключается техника хронометража в анализе продуктивной деятельности.
10. Объясните суть темпо-ритмических характеристик человека.
11. Покажите взаимосвязь индивидуального стиля деятельности (в том числе учебной) от темперамента и других личностных особенностей.
12. Что собой представляет потребностно-мотивационная сфера личности и каковы возможности ее диагностирования?
13. Опишите понятие профессиональной карьеры и охарактеризуйте основные этапы ее планирования.
14. Объясните значение и особенности самообразовательной деятельности человека.
15. Опишите возможности корпоративного образования в системе образования Российской Федерации.
Высокий уровень
1. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): У девочки отмечается медленность в моторике и речи, мышлении, других психических процессах, возникновении чувств, переключении с одной деятельности на другую. Ответ объясните.
2. Представьте на кольцах Эйлера понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
3. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Дамир отличается от своих сверстников сообразительностью, образным мышлением. Ответ объясните.
4. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Василий студент группы ТТ- 2-15. Ответ объясните.
5. Назовите основные методы самообразования, покажите их особенности, преимущества и ограничения.
6. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем распределении времени между занятиями спортом и учебой. Ответ объясните.
7. Представьте схематично структуру личности согласно идеям З.Фрейда и кратко опишите содержание её компонентов.
8. Укажите основные проявления самоорганизация (т.е. что характерно для самоорганизующейся личности).
9. Назовите характеристики самоактуализирующихся людей и объясните те основания, с помощь которых они были сформулированы.
10. Укажите с помощью кругов Эйлера, составляющих содержание понятий, взаимосвязь между понятиями: самоорганизация, саморазвитие, самоуправление, самообразование.
11. Опишите сущностные характеристики самообразования.
12. Расскажите, как менялось отношение к самообразованию личности в истории человечества.
13. Опишите наполнение основных умений самообразовательной деятельности и проанализируйте уровень их развитости у себя.
14. Проведите сравнение объективистской и субъективистской антропологических концепций.
15. Расскажите о роли самообразования в жизни великих людей (достаточно одного примера).
10. Тестовые задания
1. Выберите один правильный ответ:
Способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, это –
а) самоорганизация личности б) самообразование личности в) самоуправление личности | г) саморазвитие личности д) самовоспитание личности е) нет правильного ответа. |
2. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации через выделение и изучение свойств или комплекса свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность, характеризует подход:
а) деятельностный б) личностный в) интегрированный | г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа. |
3. Вставьте пропущенные слова:
Личность (в широком смысле) – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как ___________ (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как ___________ преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.).
4. Сформулируйте определение Человека:
Установите соответствие между умениями самообразования и их характеристиками:
1. Познавательно-коммуникативные 2. Организационные | А) умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска; работать в различных режимах поиска; тезировать, аннотировать и реферировать источники |
3. Информационно-поисковые 4. Контролирующие | Б) умения организовать самостоятельную работу; понимать предложенные цели, формировать их самому, рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования; составлять план работы… |
5. Представления об идеальном человеке в первобытном обществе связано с:
а) гармоничным сочетанием интеллектуального и физического
б) подготовкой членов военной общины, военно-патриотическое воспитание
в) формированием человека в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости от страта
г) практическим воспитанием и формированием трудовых навыков
д) формированием нравственности - «чистоты сердца», достигаемой путем соблюдения постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам
6. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации через рассмотрение самоорганизации как процесса, состоящего из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков), характеризует подход:
а) деятельностный б) личностный в) интегрированный | г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа. |
7. Расставьте в порядке реализации пять функциональных компонентов процесса самоорганизации:
1 Планирование.
2 Целеполагание.
3 Анализ ситуации.
4 Коррекция.
5 Самоконтроль.
8. Установите соответствие между названием антропологических концепций и их характеристиками:
1.Субъективистские 2.Объективистские 3.Синтетические 4.Контролирующие | А) рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, Мирового разума или Бога. |
Б) бытие человека и мира познается из самого человека, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. |
9. Выберите один правильный ответ:
Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:
А) когнитивная психология
Б) гуманистическая психология
В) психоанализ
Г) гельштатпсихология
Д) бихевиоризм
10. Установите соответствие между видами самоорганизации и их характеристиками:
1.«Силовая» самоорганизация 2. Регулируемая самоорганизация 3. Открытая самоорганизации | А). развитие регулярной и систематической положительной обратной связи позволяет участникам (элементам) осознать свои позиции…. |
Б). все отношения между элементами являются положительными, все элементы поддерживают друг друга…. | |
В). развитие и последующая нейтрализация антагонизма переменных системы, ограниченного некоторым конечным пределом, и затем достижение бесконфликтного поведения элементов и системы в целом… |
Приложение 1
Образец