Техники и методы консультирования. Классический психоанализ Фрейда.

Это автор трехкомпонентной структуры личности:

1. Ид - оно, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эрос - стремление к удовольствию, Танатос - стремление к разрушению, агрессии, смерти, угасанию.

2 Эго компонент психич аппарата, ответственный за принятие решения, стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствиями с ограничениями. Эволюционирует из Ид

3. Суперэго - сверх Я, интернализованная версия общественных норм и стандартов, приобретается в прроцессе социализации. Ввел понятие - либидо, как сексуальная энергия.

Цель психоаналитической терапии по Фрейду - Где было Ид, там будет Эго ,т.е. психич процессы протек на бессознат уровне, должны быть максимально широко раскрыты и представлены сознанию.

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент проговаривает в слух все мысли и воспоминания. Все возникшие ассоциации это символическое выражение подавленных эмоций, высвобожд психич энергия.

2. Интерпритация сопротивления. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений. Сон - королевская дорога к бессознательному. В его содержании зачастую отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера - замещение , перенос на кого либо чувства например, любви и ненависти. Он обнаруживается в вербальных коммуникациях, , свободных ассоциациях, содержании сноведений. Здесь возможно появление инсайта — озарения, клиент должен перенести все свои проблемы во вне, чтобы осознать связь с актуальными трудностями.

5. Эмоциональное переучиваниеиспользование новых интеллектуальных озарений в повседневной жизни.

6. Интерпретация разъяснениенеясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными.

Включает следующие процедуры:Идентификация(обозначение), разъяснение (собственно толкование), перевод толкования на язык повседневной жизни клиента. Правила интерпритации - иди от поверхности вглубь, интерпритировать то, что клиент уже готов принять, прежде чем интерпритировать необходимо указать на защитный механизм. Основные защитные механизмы - отрицание, вытеснение - истенные мотивы вытесняются, осознаются как страх, проэкция бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, т.к. они не приемлемы социально,идентификация, рационализация, включение, замещение, изоляция или отчуждение, регрессия, реактивное образование, сублимация.

Аналитическая психология Карла Юнга: Структуру психич бытия Юнг представил в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психич бессознательного. Бессознательная сфера психич не поддается прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, котор Юнг делил на 2 класса:

1. Познаваемый материал сугубо личного происхождения - это т класс содержаний он назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих челловеческую личность как целое, формир втечении жизни индивида.

2. Класс содержаний, не имеющий индивидуального происхождения - коллективное бессознательное. Здесь имеется в виду, что содержания принадлежат всему человечеству. Архетипы вот движущее всего, они придают смысл внешним и внутренним восприятиям и являются предшественником идеи. Архетипы передаются по наследству как опыт предшествующих поколений . Архетипы: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель, мать с ребенком, деятельный мужчина, самость – центр структуры личности, когда все противоборствующие структуры личности интегрируются в процессе индивидуализации.

Цель терапии: Самость должна заменить Оно. Три метода для достижения сферы бессознательного: 1. Ассоциативный эксперимент, тест словесных ассоциаций, испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова-стимулы первым пришедшим в голову словом-ответом.При этом фиксируется время реакци. 2. Анализ сновидений осуществляется с целью выяснить, что бессознат делает с комплексами, необходимым условием является анализ реальной жизненной ситуации. 3. Активное воображение – термин Юнга , обозначающий процесс сознательного наблюдения и реакции на образы и символы бессознательного. Процесс этот можно описать как сознательное сновидение.

Индивидуальная психология А. Адлера: полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности , в преодолении своей неполноценности складываются его цели. Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом.

Цели работы с клиентом: 1. Снижение чувства неполноценности, 2. развитие социального интереса, 3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.

Этапы работы с клиентом. 1. Установление правильных —отношений- - -уважительность и вера в возможности клиента. 2 Анализ личностной динамики: цели жизни, анализ семейного созвездия, анализ ранних воспоминаний - первые детские воспоминания, анализ сновидения, приоритеты, приоритетные ценности. - главная задача помочь осознать приоритет , а не изменить его, подведение итогов - составляется резюме и обсуждается с клиентом вслух. 3. Подбадривание - признание личного мужества клиента. 4. Поощрение инсайта – поощрение клиента, высветить не осознаваемые цели. 5. Помощь в переориентации или воплощение инсайта Цель - изменение прежних целей, принятие новых решений.

Наши рекомендации