Тема 2.3. Техники и методы консультирования семей с детьми с ограниченными возможностями

1. Интервью как основной метод психологического консультирования.

2. Особенности индивидуального и группового консультирования.

1. Универсальные техники психологического консультирования.

2. Особенности использования техник консультирования в разных теоретических направлениях.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академический проект, 2000г.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994.

3. Роджерс К. Групповая психотерапия. – М., 2000.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

5. Современные формы и методы организации психологической и профилактической работы. М., 1984.

6. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М.: ЭКСМО Пресс, 2000.

5. Образовательные технологии:

Коммуникативные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, диалогические, информационные (компьютерные).

Интерактивные формы - деловые игры, разбор конкретных ситуаций.

Проектирование

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту; или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Неимитационные методы обучения Лекция-беседа, лекция-дискуссия Лекция-консультация

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

1. Устное собеседование УО-1:

К МОДУЛЮ 1.

Вопросы по темам: 1.1., 1.2.

Охарактеризуйте основные модели семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Перечислите основные функции семьи. Проанализируйте, какие из причисленных функции могут быть фрустрированы в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

Раскройте отличительные особенности структуры российской семьи, которые выступают как причины ее дисфункций.

Охарактеризуйте динамику семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями.

Понятие семьи как системы. Закон гомеостаза и развития.

Механизмы, с помощью которых семья как система выполняет свои функции.

Раскройте такие параметры как семейные правила, стандарты взаимодействия, семейные мифы, семейная история, семейные стабилизаторы.

Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.

Семья в трудной жизненной ситуации.

Понятие семейного стресса и копинга.

Латентное семейное нарушение и его причины.

К МОДУЛЮ 2.

Вопросы по темам: 2.1., 2.3.

Цели и задачи психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.

Типичные симптомы семейного неблагополучия, требующие психологической помощи.

Этапы оказания психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.

Диагностика в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями.

Влияние личности терапевта на эффективность семейной терапии.

Возможности интегративного подхода в работе с трудными случаями.

Диагностика семьи как системы: особенности, трудности, задачи, пути решения.

Проблема построения гармоничных супружеских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

Функции и формы «семейных мифов» в процессе психологической помощи семье.

Методы диагностики нарушений в семейной психотерапии.

Системная семейная психотерапия: алгоритм работы.

Использование метода генограммы в семейной психотерапии.

Методика «циркулярное интервью» в семейной психотерапии.

Процедура дебрифинга в семейной психотерапии.

Задание 2. Составить план-конспект ответов на вопросы (З-2)

К теме 1.4. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье

Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье.

Ребенок с нарушением зрения в семье.

Ребенок с нарушением слуха в семье.

Ребенок с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в семье.

Ребенок с нарушением функций речи в семье.

Ребенок с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения в семье.

Задание 3. (С-3)

Составление программы психологического изучения семей с ребенком с ограниченными возможностями.

Литература:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

2. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.

3. Журнал практического психолога.

4. Семья в психологической консультации. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –М., 1985

5. Современные формы и методы организации психологической и профилактической работы. М., 1984.

Задание 4. (С-4)

Составить развернутый план консультации для родителей на тему «Как эффективно взаимодействовать с ребенком с ограниченными возможностями ребенка».

Литература:

1. Журнал практического психолога. № 5, 1996, М.

2. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информационный центр психологической культуры, 2000.

3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. Томск: Курсив, 1995.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

4. Рефераты (ПР-4)

Темы рефератов:

Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Оптимизация общения в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Супружеские взаимоотношения и личностный рост в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Неблагоприятные эмоциональные состояния в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Проективные защитные механизмы и работа с семьей.

Личностная агрессивность супругов как проблема супружеского взаимодействия.

Фиксация на психотравме как фактор, дестабилизирующий общение в семье, и работа с ней.

Самоактуализация в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Потворствующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.

Доминирующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.

Эмоциональное отвержение ребенка родителями как предмет заботы практического психолога.

Повышенная моральная ответственность ребенка в семье как предмет заботы практического психолога.

Родительская гипопротекция как предмет заботы практического психолога.

Расширение сферы родительских чувств как предмет заботы практического психолога.

Воспитательная неуверенность родителя как предмет заботы практического психолога.

Фобия утраты ребенка у родителей как предмет заботы психолога.

Неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств у родителей как предмет заботы практического психолога.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания как предмет заботы практического психолога.

Проблемы воспитания дочерей в ситуации предпочтения мужских качеств со стороны родителей.

Проблемы воспитания сыновей в ситуации предпочтения женских качеств со стороны родителей.

Недостаточность требований-обязанностей со стороны родителей как предмет заботы практического психолога.

Отвержение родителями ребенка как предмет заботы

психолога.

Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога.

Симбиотические взаимоотношения между родителем и ребенком как предмет заботы практического психолога.

Авторитаризм родителей в отношениях с ребенком как предмет заботы практического психолога.

Отношение родителя к неудачам ребенка как предмет заботы практического психолога.

Психологическое консультирование по проблемам повторного брака в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Последствия сексуального насилия над детьми.

Формирование поло-ролевой идентичности в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Психологическое консультирование родителей дошкольников в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Психологическое консультирование родителей младших школьников.

Психологическое консультирование подростков в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста.

Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с их детьми юношеского возраста.

Психологическое консультирование инвалидов.

Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.

Психологическое консультирование по проблемам гиперактивного поведения детей в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Наши рекомендации