Невротические расстройства у детей синдром птср.
Невроз – это любое долговременное психологическое или поведенческое расстройства. При котором сохраняется контакт с окружающей реальностью, однако обстоятельства воспринимаются больным как аномальные. Основными проявлениями невроза являются тревога и излишне подчеркнутое поведение, направленное на то, что бы избавляться от тревожного состояния. Защитные механизмы, ведущие борьбу с состоянием тревоги, принимают различные формы и могут провялятся в виде фобий, навязчивых состояний или полового дисфункций. В настоящее время общим названием для неврозов является тревожное состояние;
истерия называется конверсивным расстройством;
амнезия, реакция , раздвоение (и так далее)личности, а также деперсонализация диссоциативными расстройствами,
неврознавязчивых состояний расстройством, проявляющимся в возникновении у человека навязчивых состояний;
депрессивный невроз – дистимическим расстройством.
Схема формирования невроза (А.И. Захаров):
(1) – снижение биотонуса и изменение реактивности в результате действия ослабляющих защитные силы организма постональных факторов;
(2) Своеобразие пряморбидного развития в виде главным образом сензитивность и патентности, удлиняющих процесс социализации и усиливающих сочетании некоторых черт темперамента и характера , нарушающих баланс.
(3) С обострением конституционально генетических особенностей под воздействием стрессовых факторов
(4) Формирование неудачного личностного опыта, переполняемого беспокойством, напряжением и аффективно-защищеным типом реагирования.
(5) Возникновение внутреннего неразрешимого конфликта под влиянием неудачного драматических переживаемого межличностных отношений
(6) Перенапряжение психофизиологических адапционных возможностей организма и критическое нарастание эмоциональных напряженности под влиянием не разрешимых личностной семейной ситуации
(7) «срыв» высших нейрорегуляторных функции с появлением развернутой картины невроза
Статический невроз. При истерики проявляются симптомы характерные для разных заболеваний: головная боль, сильнее при опухолях мозга, сердцебиения, эмоциональная возбудимость, характерны для сердечной недостаточности, припадки (истерическая дуга), напоминающая эпилепсию. В основе заболевания лежат психологические факторы эмоционального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты). Факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие, называются конверсией. В симптомах эстерическая конверсия есть черты экстраверсии, направленные во внешнюю среду. Симптомы эстерии проявляются в двигательных сенсорных и психических нарушениях: Двигательные симптомы – гиперкинезы (размашистые движения различного рода: … спазм, особенно у учителей, вздрагивание, истерическая дрожь, тики, навязчивые движения); функциональные параличи.
Сенсорные симптомы- снижение данной функции перцепции (отсутствие болевой реакции, истерическая слепота и глухота (или ее повышение) гиперестезия, непреходящая боль, зрительная или слуховая гиперчувствительность). Возможно отсутствие осязания, перчаточная или чулочная гиперчувствительность, спастическая зажмуривание век, глухота, потеря вкуса, головная боль («болевой гвоздь»), истерическая беременность, потеря голоса. Психическая симптомы – состояние огромного возбуждения апатии, отличная память (гиперстизия) или ее утрата (амнезия). Наблюдаются экстазы исступленность, припадки, истерическая окаменение (ступор), сумеречное состояние (неудержимое стремление к бегству, перевоплощение в животное и т.д.). истерический синдром возникает по механизму условно приятности или желательности. Этот механизм играет толь патологической защиты от трудных ситуации способствует фиксации таких форм болезненного реагирования, которые каким-либо образом оказались или кажутся «выгодными» для больного. Характерная особенность динамики истерической симптоматически- ее значительное снижение или полное исчезновение при исполнении требований ребенка (например, покупка требуемой игрушки) и соответственно углубления расстройства при отказе выполнить предъявляемые требования. Наиболее распространенные истерическое расстройство у детей раннего дошкольного возраста- приступ «двигательной бури», возникающей на высоте отрицательного аффекта. Он выражается в резком двигательном возбуждении: ребенок может упасть и биться об пол, кричать, рыдать до тех пор, пока его желание не будет выполнено. У детей младшего школьного, реже дошкольного возраста в структуре истерического синдрома, отмечается особая форма речевых расстройств- психогенный мутизм. Обычно он носит элективный (избирательный) характер и чаще возникает у детей с речевой или интеллектуальной недостаточностью в условиях повышенных для них требований к речевой или интеллектуальной деятельности. Такие дети перестают разговаривать при начале школьного обучения, помещение в детский сад и другие, сохраняется в то же время навыки речевого общения в привычной обстановке. Дети, у которых диагностируются истерические проявления, обычно отличаются эмоциональной стабильности, склонности капризам и упрямству, стремлением быть в центре внимания.
Невроз навязчивых состояний - апанкастный невроз. Особенностью невроза навязчивого состояния является принуждение. Чем больше оказывается принуждения, тем сильнее проявляются симптомы. Волевое усилие или остается без ответа, или усиливает симптоматику (например, беспокойство закрыли двери, «застревает в голове»). У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка, ритуалов вызывает беспокойство, а ритуалы защищают от страха, снижают тревогу. Отмечается тенденция к выполнению общественных норм – в противном случае возникает чувство вины. Для снижения страха больной использует талисманы, магические заклятия и так далее. При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли, действия, страхи (фобии). Навязчивые страхи(фобии): клаустрофобия – болезнь закрытых пространств; агорафобия – страх перед открытыми пространствами; возможен страх перед биологической или психологической смертью, перед загрязнением, страх перед острыми предметами и другое. Возникновение этих страхов могут быть разные психологические предпосылки: сексуальная неудовлетворенность, скрытая агрессивность, аморальное поведение.
Навязчивые действия (компульсии) – стереотипные движения вопреки воли и разума. Например, мытье рук, ритуалы одевания и раздевания, определенное количество повторений действий и так далее. Цель навязчивого действия – отстранение зла. Больные понимают , что действия выглядят нелепо, смешно, но отказаться от их выполнения не могут (стремление обойти уличный фонарь с определенной стороны, встряхивание головой, ногой).
Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывние чисел, повторение услышанного). Например, у матери – мысль убить ребенка. Навязчивые мысли могут носить угзистенциональный характер: хорошо ли я сделал, правильно ли провел консультацию, кто я, зачем я живу? Возможны чувства измененности нереальности окружающего и деперсонализация (нарушение самосознания, чувства изменения своего «Я»). При длительном неврозе навязчивых состояний личность больного все более приобретает черты, свойственные психопатическим личностям, психастенического круга (робость, застенчивость, мнительность, нерешительность, тревожность, «умственная жвачка»). Для больных с неврозом навязчивых состояний характерна «прямая защита», которая в случаях страха смерти может выражаться в постоянном обращении к врагам, в боязни прикосновения к вещам бывшим в употреблении у «заразных больных» и тому подобное.
Дисморфомания – стойкая недоступная коррекция убеждения в уродливом строении своего тела, отдельных его частей.
Нервная апорексия – навязчивое желание худеть. Сопровождается ограничением употребления пищи, вызыванием у себя рвоты и так далее.
ПТСР – критерии по МКБ -10 определены следующим образом: больной должен быть подвержен воздействию стрессового события или ситуации (как краткому. Так и длительному) исключительной угрожающего или катастрофического характера, что способно вызвать общий дисстрес почти у любого индивида. Стойкое воспоминания или «оживление» стресса в навязчивых ремипестенциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторимое переживания горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоцианирующихся со стрессом. Больной должен обнаруживать фактическое избегание или стремление избежать обстоятельство, напоминающих или ассоциирующихся со стрессом.
ПТСР не редко идет об руку с разнообразными психическими расстройствами, тревожными неврозами, депрессиями сунциодальными способностями, психопатическими расстройствами, психосоматическими заболеваниями (например, сердечно-сосудистыми), но не редко присутствуют излагательно, являясь почвой для развития самого ПТСР. Само по себе ПТСР – широкая категория, включившая огромный массив данных, связанных психологическими последствиями стресса:
1 вызванного любыми экстремальными факторами: от стихийных бедствий, техногенных катастроф до самых разнообразных форм насилия (от сексуального до психологического);
2 вызванных смертельными и неизлечимыми заболеваниями;
3 возникших в результате заключения, межнационального конфликта;
4 связанных с боевыми действиями. Существуют два типа реагирования на психотравмирование событий:
а) застревание в травме;
б) избегание травмы(всего что о ней может напомнить).
Основные симптомы ПТСР:
1- симптомы повторного переживания; повторяющиеся навязчивые негативные воспоминания о событии, повторяющиеся негативные сны, связанные событием. Внезапные поступки и чувства, вызванные «возвратом» (внезапном «провалом») в психотравмирующее событие. Интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму.
2- Симптомы избегания: избегание мыслей, чувств и деятельности, связанных с событием, невозможность воспоминания деталей события. Снижение интереса к деятельности, раннее вызвавшей у человека большой интерес. Чувство отстраненности, отчуждения от других людей. Биднение чувств, отсутствие положительных эмоций, отсутствие планов на будущее
3- Симптомы повышенной возбудимостью: трудности засыпания, бессонница, раздражительность, инернодительность, взрывные реакции, трудности при концентрации внимания, физиологические реакции на события, символизирующие или напоминающие травму.
69