Психодиагностика развития умствено отсталых детей.
Подходы отечественных и зарубежных психологов отличаются.
Высшие психологические функции развиваются в течении жизни и ребенок может измениться.
Диагностика ведется с учетом следующих принципов:
1) принцип системного подхода (диагностируем связи между проявлениями);
2) принцип комплексного изучения (ребенка обследуют, при помощи различных методов (обследуют все психические процессы и личностную и эмоционально-волевую сферу)).
3) Принцип динамического изучения (рассматривает достижения ребенка с точки зрения актуального уровня развития и зоны ближайшего развития).
4) Принцип учета возрастных особенностей детей (при подборе методик предполагается учет ведущего вида деятельности, учет сформированности новообразований каждого возраста).
5) Принцип качественно анализа данных (характер ошибок, отношение к заданию, способы ориентировки в задании, отношение к результату своей деятельности)
Задачи психолого-педагогического обследования детей с предположительно умственной отсталостью:
1) раннее выявление отклонений в развитии и их коррекция как профилактика появления вторичных нарушений.
2) Определение структуры дефекта, что является ядерным признаком, а что является наслоением вторичным нарушением психики.
3) Выявление индивидуальных особенностей ребенка.
4) Формировка и обоснование прогноза его развития.
5) Определение условия воспитания ребенка.
6) Организация коррекционной работы с ребенком и его родителями.
7) Разработка индивидуальной коррекционной программы.
Особенности использования методов наблюдения, рисунка, анализа продуктов деятельности, беседы с умственно отсталым ребенком. Наблюдать за умственно отсталым не сложно, они проявляют из себя то, что они есть. Любое наблюдение включенное, невключенное. Наблюдение начинается с того момента, как мы увидели ребенка (как зашел).
Беседа – могут быть трудности, если у ребенка есть речевые проблемы. Беседа с умственно отсталым проводится на бытовые темы (как зовут маму, папу? где живут? что ты делаешь дома?)
Анализ продуктов деятельности поделки, рисунки, письменные работы – анализируем насколько это похоже на образец, насколько пропущены детали, включение в живое, неживые детали.
Умственно отсталый рисует одно и тоже (если мы не дали тему).
Школьные работы – анализирует характер ошибок, насколько удалось учителю научить ребенка, насколько усвоили работу по образцу, не путает ли один элемент образца, не съезжает ли со строки.
Оценка результатов:
1) – отношение к заданию (хочет ли умственно отсталый выполнить задания).
2) – способы выполнения задания (способы разные – хаотические действия, ребенок действует не плану), метод проб и ошибок, метод практического применения, метод зрительной ориентировки (ребенок глянул на деталь и понимает, куда ее вставлять).
3) – диагностическое обучение (ребенка учат чему-либо прямо на обследовании и смотрят на сколько он может научиться, если ребенок научается, значит хорошо, если не научается, то ребенок тяжелый).
Виды помощи: показ правильного способа действия, использовать действия по подражанию, совместное действие.
Отсутствие обучаемости неблагоприятный признак.
4) – отношение к результату своей деятельности. Большинство детей радуются достигнутому результату, а умственно отсталые равнодушны к результату своей работы.
Психолого-педагогическая диагностика по Стребелевой (дети 405 лет).
Диагностика ведущего вида деятельности – игра на сколько развита.
1) – субтест поиграй (стимульный материал игрушки) оценка результата - интерес к игрушкам, адекватность действия с игрушками, может ли ребенок выполнять игровые действия по подражанию.
2) Субъект – коробка: цель выявления практической ориентировки на форму, умение пользоваться методом проб и ошибок. Стимульный материал коробка из пяти форм (∆,○,۞□,◊) , ребенку показывают как действовать методом проб и ошибок, если 2 раза не поймет самостоятельно сделать, говорим «хорошо» «молодец». Оценка: принятие и пони мание задания, способ выполнения задания – могут ли действовать , обучаемости и отношение к результату.
3) Субъект «Матрешка» (пятисоставная) Цель: ориентировка на величину. Поведение: предлагаем разобрать и собрать матрешку, что бы получилось как и раньше и смотрим собирает или нет. Наблюдаем хаотичные ли у него действия, если ребенок не собирает, значит обучаем (2 раза), матрешки надо поставить по росту.
4) Группировка игрушек. Цель: выявления уровня ориентировки на форму. Умение использовать сенсорные эталоны, формы в виде мерки и группировать по форме.
Стимульный материал: 3 коробки с прорезями 1□, 2∆, 3○, набор игрушек, часть у которых похожа на □,∆,○. Каждая игрушка живет в домике, давай расселим их по домикам (про форму не говорим). Если ребенок не понимает выделяем способы группировки (елочка похожа на ∆) и опять выполняем задание. Оценка результатов: принятие и понимание задания, способ действия, обучаемость - умение работать по образу.
5) разрезная картинка. Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметного изображения. Если не справляется, то обучаем (2 раза) учим способом накладывания. Оценка та же.
6) На развития наглядно-действенного мышления. Достань тележку. Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Стимульный материал: тележка со штыречком на один край стола, а на другом 3 палки (разные ψ,ϕ). Достань тележку.
Оценка: есть ли ориентировка на орудие и пытается достать сам, какой способ использует при достижении цели, отношения к результату.
7) субтест: Счет. Цель: выявить уровень развития счетных операций. Перед ребенком кладутся палочки. Просим взять пять палочек. Сколько у тебя палочек? Оценка: принятие задания, по возможности пользоваться арифметическими операциями. Обучение не проводятся.
8) Конструирование из счетных палочек.
Цель: умение строить по образцу, анализ образца.
Строим фигуру за экраном, фигуру из пяти палочек и говорим сделать такую же.
Оценка: принятие задания, возможность копировать образец, или не копирование образца, отношение к результату.
9)нарисуй человека.
Строительный материал карандаш и листочек.
Цель: уровень представления о человеке.
Просим нарисуй дядю.
Оценка: изобразительный уровень рисунка. Головоноги это или это дядя. Соответствие инструкций действительно им это дядя.
63.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕНО ОТСТАЛЫХ
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально сконцентрировать дефект и предотвратить вторичное отклонения.
К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия). Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелатеном внимания со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира. А также на стимулировании психомоторного развития.
Коррекционная работа с малышами в семье, осуществляется при активном участии родителей. При систематической работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофрендопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
Специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящих охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенности каждого ребенка.
Подготовка к обучению к школе осуществляется в течении всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственной и волевой готовности. Дошкольники с умственными отклонениями могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводятся, как и в специальных детских садах, по специальным программам.
С семи –восьми лет умственно отсталые дети учатся с специальных школах. Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественное иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.
Обучение в школе 8 всегда завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзаменов по состоянию здоровья.
В школу 8 вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможности ребенка. Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в воспитательных классах не более 12 человек. Сроки обучения 8 вида может быть 8 лет. 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовке. 10 лет с классом профессиональной подготовке. Эти сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет открытия подготовительного класса. Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый)класс. Учащиеся окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
В школах 8 вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью число детей в таком классе должно превышать 5-6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течении учебного года, предварительный диагноз уточняется, в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми нормами нарушения интеллекта, либо в обычный класс 8 вида. Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводятся по трем уровням:
1 – с 6 до 9 лет
2 – с 9 до 12 лет
3 – с 13 до 18 лет
В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями в такие классы не принимаются дети психоподобными поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями требующие активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями.
Специфические формы организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и выявления окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9 классах) социально-бытовая ориентировка.
Цель коррекционного занятия: профилактика вторичных отклонений в развитии, формирование психики по основным линиям развития.
Задачи: налаживание и развитие эмоционального контакта с ребенком; обучение мамы приемам коррекционной работы; психотерапевтическая помощь родителям; развитие ребенка через формирование новообразования.
Этапы:
1 налаживание контакта (здороваемся с ребенком)
2 массаж. Лечебная физкультура (ручки массажируем, гимнастика для губ)
3 дыхательная гимнастика (дуем на цветок)
4 артикуляционая гимнастика.
5 развитие действия с предметом (хватание, отпускание предмета, понимание речи, пассивной речи)
6 уходить на хорошей ноте (если ребенок в хорошем настроении можно провести любимою игру).
64.