Психодиагностика познавательного развития и способностей детей

Психодиагностика детей обычно проводится с целью раннего выявления их способностей и исправления недостатков в разви­тии. Первостепенное значение в ранней диагностике имеет оп­ределение задатков ребенка, его потенциальной одаренности.

Одаренность в самом общем виде можно определить как ин­дивидуальный познавательный, мотивационный, организатор­ский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в со­ответствующих видах социальной активности, добиваться вы­соких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми. Прежде чем обсуждать вопросы, свя­занные с психодиагностикой различных проявлений детской ода­ренности, выясним, в каких признаках она проявляется, на­пример в учении. Что представляет собой одаренный ребенок в познавательном плане? Как он ведет себя в обучении и учении?

По определению Комитета образования США, «одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые... в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достиже­ния... Перспективы таких детей определяются уровнем их дос­тижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достиже­ний, общения и лидерства, художественной деятельности, дви­гательной»*.

* Одаренные дети. — М., 1991. — С. 153—154.

Одаренный ребенок обычно:

— владеет большим объемом информации,

— имеет богатый словарный запас,

— самостоятельно переносит усвоенное на новый материал,

— устанавливает причинно-следственные связи,

— обнаруживает скрытые зависимости и связи,

— умеет делать выводы,

— умеет интегрировать и синтезировать информацию,

— по собственной инициативе выбирает для решения слож­ные задачи,

— способен организовать и обобщить имеющуюся инфор­мацию,

— умеет улавливать смысл достаточно сложных идей,

— умеет замечать тонкие различия в материале,

— чувствителен к противоречиям,

— использует альтернативные пути для поисков нужной ин­формации,

— анализирует всякую возникшую ситуацию, прежде чем дей­ствовать в ней,

— умеет оценивать как результат, так и сам процесс работы (решение задачи),

— умеет предвидеть последствия своих и чужих действий,

— умеет рассуждать,

— умеет строить гипотезы,

— применяет идеи на практике,

— способен к творческим преобразованиям действительно­сти и условий задачи,

— критичен в мышлении,

— обладает высокой любознательностью,

— способен рисковать,

— имеет развитое дивергентное мышление,

— гибок в мышлении и действиях,

— имеет высокую скорость мышления,

— способен высказывать оригинальные идеи, изобретать новое,

— обладает богатым воображением,

— способен воспринимать неоднозначные вещи,

— имеет высокие эстетические ценности,

— обладает развитой интуицией.

В отношении к себе и к другим людям, в оценках межлично­стных связей и отношений такой ребенок характеризуется дос­таточно реалистическим представлением о себе (адекватная са­мооценка), а также следующими чертами:

— уважение к людям,

— способность к сочувствию, сопереживанию,

— терпимость к недостаткам других,

— склонность к самоанализу,

— нормальное отношение к критике,

— готовность делиться с другими своими вещами и идеями,

— настойчивость в работе и учебе,

— развитая потребность в достижении успехов,

— слабо выраженная агрессивность,

— независимость в мышлении и поведении,

— отсутствие стремления к обязательному получению поощ­рений и наград за свои успехи,

— готовность вступить в соревнование с другими людьми,

— развитое чувство юмора,

— уверенность в своих силах и способностях.

В филогенезе одаренность ребенка часто проявляется в ран­нем овладении речью, в быстром увеличении словарного запа­са. Наряду с этим отмечается обучаемость, повышенная любо­знательность, хорошая память и способность решать практиче­ские задачи (делать что-либо своими руками). Одаренные дети активно изучают окружающий мир, уже в раннем возрасте об­наруживают способность распределять внимание, прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выво­ды. Такие дети обладают отличной памятью, которая рано ста­новится опосредствованной речью и связанной с абстрактным мышлением. Склонность к классификации и категоризации у них нередко проявляется в стремлении к коллекционированию, в желании приводить свои коллекции в надлежащий порядок.

Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в дос­тижении поставленных целей, повышенная концентрация вни­мания. «Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрирует­ся на одном занятии»*.

* Одаренные дети. — М., 1991. — С. 46.

Жажда новых впечатлений и интеллектуальной стимуля­ции — характерная черта, присущая одаренным детям. Им так­же свойственно большое разнообразие интересов. Почти во всех своих начинаниях одаренный ребенок добивается успехов, ино­гда выдающихся. Вместе с тем таким детям свойственно острое переживание неудач. Они нередко бросают практически уже сде­ланную вещь или выполненную работу из-за какой-нибудь ма­лосущественной мелочи.

Для одаренного ребенка характерно необычное, неожидан­ное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора. Одаренные дети обладают более тон­ким восприятием происходящего вокруг, большим любопытст­вом к тому, как устроен мир. Им интересно знать, почему мир устроен именно так, а не иначе, исследовательское отношение к происходящему вокруг. Такие дети любят заниматься решением сложных задач и не терпят, когда им предлагают готовый ответ, проявляют настойчивое желание отыскать его самостоя­тельно.

У одаренных детей нередко обнаруживается обостренное чув­ство справедливости, и их характеризует ускоренное нравст­венное развитие. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют повышенные требования к себе и к окружающим людям. У них живое воображение, изобретательность и богатая фантазия.

Вместе с тем таким детям нередко не хватает эмоциональ­ной уравновешенности, терпения и выдержки. Они легко под­даются страхам, мнительны и в личностном плане уязвимы. Из-за всего этого у них нередко возникают трудности в общении со сверстниками.

Рассмотрим пути развития детской одаренности с учетом всего сказанного. Проявлению и укреплению детской одаренности способствуют следующие действия со стороны родителей:

— терпеливые и честные ответы на все вопросы ребенка,

— серьезное отношение к вопросам и высказываниям ре­бенка,

— предоставление ребенку возможности демонстрировать свои достижения,

— сведение к минимуму наказаний за беспорядок в комнате ребенка или на его столе, если это связано с творческой рабо­той и обнаруживается в то время, когда работа еще не закончена,

— предоставление ребенку комнаты или ее части для занятий,

— демонстрация ребенку того, что его любят таким, какой он есть, а не за достигнутые успехи,

— поручение ребенку выполнения посильных для него дел,

— оказание помощи ребенку в построении собственных пла­нов и принятии решений,

— приглашение ребенка с собой в поездки по интересным местам,

— оказание помощи ребенку в улучшении результатов его работы,

— оказание помощи ребенку в общении с детьми из разных социальных и культурных слоев,

— установление для ребенка разумных поведенческих стан­дартов и слежение за тем, чтобы ребенок их соблюдал,

— отсутствие заявлений о том, что ваш ребенок хуже других детей,

— отсутствие действий, унижающих ребенка,

— обеспечение ребенка книгами и материалами для его лю­бимых занятий,

— приучение ребенка мыслить самостоятельно,

— регулярное чтение ребенку интересной в познавательном плане литературы,

— приучение ребенка к чтению с малых лет,

— побуждение ребенка к фантазированию, придумыванию историй,

— внимательное отношение к личным потребностям ребенка,

— каждодневное нахождение времени для того, чтобы по­быть с ребенком наедине,

— привлечение ребенка к участию в планировании семей­ных дел,

— отсутствие наказаний ребенка за ненамеренно сделанные ошибки,

— похвала ребенка за выученные стихи, рассказы, песни и т.п.,

— обучение ребенка свободному общению со взрослыми людьми любого возраста,

— оказание помощи ребенку в его экспериментировании с окружающей средой в познавательных целях,

— позволение ребенку играть со всякими вещами,

— побуждение ребенка к тому, чтобы находить проблемы и решать их,

— нахождение достойного похвалы в занятиях ребенка,

— отсутствие неискренней и беспредметной похвалы,

— честность в оценках своих чувств по отношению к ребенку,

— не исключение никаких тем из обсуждения с ребенком,

— предоставление ребенку возможности принимать значи­мые решения,

— оказание ребенку помощи в его личностном развитии,

— оказание ребенку помощи в самостоятельном поиске и выборе заслуживающих внимания телепрограмм,

— развитие у ребенка позитивного восприятия своих спо­собностей,

— поощрение ребенка к максимальной независимости от взрослых,

— отсутствие примиренческого отношения к неудачам ре­бенка, сопровождаемого словами «я тоже не умею это делать»,

— вера в здравый смысл ребенка и доверие к нему,

— стимулирование самостоятельности ребенка.

В работе с одаренными детьми и в педагогических усилиях, направленных на развитие детской одаренности, следует исходить из того, что у каждого физически здорового и психически нормального ребенка есть определенные задатки к развитию 'неплохих способностей в какой-либо области человеческой дея­тельности, т.е. из предположения о том, что каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным.

Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром и со временем превратились в способности, необходимо свое­временно их выявить и развить. Первую из задач решает ранняя Психодиагностика детей, вторую — такое построение учебных программ, чтобы они в максимальной степени способствовали развитию детской одаренности. Об основах построения таких программ далее пойдет речь.

Развивающие программы должны быть нацелены на выявле­ние творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, соци­альной адаптации и лидерства. Для выявления детской одарен­ности и ее развития учебный материал должен выходить за рамки общепринятой учебной программы и содержать в себе что-то сверх нее, интересное и новое для детей. Учащимся, кроме того, должна быть предоставлена возможность для глубокого про­никновения в содержание и задания обычной программы, более широкое поле для самостоятельной деятельности, исследова­ния и экспериментирования в учебном процессе. Такая учебная программа должна предоставлять детям возможность добивать­ся успехов и демонстрировать свои индивидуальные достиже­ния в когнитивной и межличностной сферах. Развивающая про­грамма должна строиться на базе тщательной предварительной психодиагностики детей, точного определения зоны их потен­циального развития, целей и задач обучения преподаваемому предмету. Наконец, учебная программа, рассчитанная на выяв­ление и развитие детской одаренности, должна быть достаточ­но гибкой для того, чтобы позволить каждому ребенку выявить свою творческую индивидуальность. В ней должны содержать­ся необходимые стимулы, мотивирующие учебную деятельность и полностью раскрывающие способности ребенка.

Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин по­вышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует ус­пешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные уси­лия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Творческую активность детей повышает создание благопри­ятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учи­телей. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития творческой познаватель­ной активности. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие ребенка к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы учебного пла­на. Еще лучше, если самим детям позволяется ставить подоб­ные вопросы и отвечать на них.

Развитие творческих способностей детей можно стимулиро­вать через введение их в необычную, гипотетическую ситуа­цию, через постановку перед ними вопросов типа «А что было бы, если ...?». В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имею­щиеся в ней сведения, творчески их применять в возникшей ситуации. Неплохие результаты дают задания, предполагающие внимательное изучение какого-либо объекта с целью увидеть и описать его особенности.

Существенно развивают детей и способствуют проявлению их интеллектуальной одаренности задачи, связанные с практи­ческим применением полученных в школе знаний. Активизи­ровать мыслительные процессы ребенка можно путем поста­новки перед ним заданий познавательного характера («соотне­сите...», «перечислите...», «расскажите...», «сформулируйте...», «установите...», «опишите...», «назовите...»), заданий на пони­мание («расскажите своими словами...», «опишите, что вы чув­ствуете...», «покажите взаимосвязь...», «объясните смысл...»), за­даний на сферу применения («продемонстрируйте...», «объяс­ните цель...», «воспользуйтесь этим, чтобы решить...»), заданий аналитического характера («разложите на составляющие», «объ­ясните причины...», «сравните...», «расставьте по порядку...», «классифицируйте...», «объясните, почему...»), заданий синте­тического характера («создайте...», «объедините по признаку...», «что произойдет, если соединить...», «придумайте другой вари­ант...», «есть ли иная причина...»), заданий оценочного плана («определите...», «установите нормы...», «отберите и выберите...», «выскажите замечания...», «выберите то, что вам больше всего нравится...», «что вы думаете о...»).

Все сказанное о выявлении и путях развития детской ода­ренности требует психодиагностики, которая должна пронизы­вать весь процесс работы с ребенком с начала и до конца, от выявления первых признаков его одаренности до оценки ре­зультатов развивающего обучения.

Под психодиагностикой уровня познавательного развития и способностей детей имеется в виду работа, направленная на оценку достигнутого уровня интеллектуального развития с целью совершенствования обучения и воспитания, ускорения психо­социального созревания и развития детей, включая их воспри­ятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, двига­тельные умения и навыки, общие и специальные способности.

Восприятие детей можно изучать с точки зрения его основ­ных свойств: предметности, константности, объективированно­сти, осмысленности, — ставя и решая вопросы его развития в онтогенезе. Здесь годятся (при условии их адаптации к детям соответствующего возраста) практически все методы изучения аналогичных свойств, которые применяются на взрослых. Осо­бое внимание в процессе диагностики восприятия у детей уде­ляется становлению и развитию перцептивных действий — тех внешних и внутренних операций, в результате которых склады­вается правильный образ предмета, точно представляющий в голове человека его свойства.

При изучении такого познавательного процесса, каким яв­ляется внимание, прежде всего стараются выяснить, каким оно является у ребенка: непроизвольным, произвольным, непосред­ственным, опосредствованным, а также установить основные показатели внимания: объем, устойчивость, переключаемость и распределение, способность к длительной концентрации, пе­риодические колебания и ряд других.

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содер­жательный анализ детских рисунков, представлений и продук­тов фантазии ребенка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, однозначных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как художественно-изо­бразительные умения детей еще слабо развиты. Ребенок обыч­но видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить. О представлениях детей также можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям или предметам. Одна­ко и здесь желательно делать скидку на то, насколько хорошо ребенок овладел речью. Особенно богатый материал для выводов о детских представлениях дает анализ продуктов их фантазии.

Для психологического изучения мышления детей разработано и применяется много различных методов. Это и тесты интел­лекта, и специальные методики, направленные на изучение про­цесса формирования понятий, и разнообразные логические за­дачи, предлагаемые ребенку в наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической форме. К тому, что уже говорилось о психодиагностике мышления ребенка при помо­щи этих методов, следует добавить, что такая психодиагностика должна быть комплексной. Судить об уровне развития мышле­ния ребенка только на основе изучения процесса формирова­ния понятий или, например, решения классических задач Ж.Пиаже нельзя. Наряду со словесно-логическим мышлением обязательно должно изучаться наглядно-образное мышление ре­бенка. Лишь совокупность показателей, характеризующих раз­ные виды мышления, позволяет в целом судить об уровне об­щего интеллектуального развития ребенка. Все мыслительные задачи, предлагаемые детям, должны быть интересными для них. Только в этом случае удастся полностью представить и описать детское мышление. Иногда дети показывают низкие результаты по тестам интеллекта не потому, что не способны думать, а по той причине, что тестовые задания просто для них неинтересны.

В процессе психодиагностического исследования речи ребенка принимаются во внимание фонетика, грамматика, словарный запас, синтаксис и семантика, множество других частных пока­зателей речевого развития, вытекающих из этих основных па­раметров речи. Особое внимание уделяется исследованию речи как средства общения и обобщения (мышления), а также ис­пользованию речи для произвольного управления психически­ми процессами и состояниями (становление произвольности по­знавательных процессов и поведения).

Имеется серия специальных тестовых упражнений, направ­ленных на изучение двигательной активности ребенка и одно­временно на развитие этой активности. Психологов особенно интересует произвольность движений, регулируемых речью, их использование ребенком в учении и в процессе решения раз­личных творческих задач. Характеристика двигательной актив­ности ребенка, в особенности его ручных движений, является одним из важнейших показателей его общего психологического развития наряду с мышлением и речью.

Когда говорят о психодиагностике способностей детей, име­ют в виду их изучение и развитие под углом зрения существую­щих у ребенка задатков, а также исследование того, как идет процесс формирования способностей под влиянием обучения и воспитания. Специальную психологическую задачу, связанную с изучением способностей ребенка, представляет определение зоны его потенциального (ближайшего) развития (по Л.С.Вы­готскому). Для практического выявления зоны потенциального развития методику психодиагностики необходимо создавать с учетом следующих основных требований:

1. Серия задач, предлагаемых ребенку, должна быть доста­точно сложной, но доступной для наиболее подготовленной час­ти обследуемых детей данного возраста.

2. Система подсказок, даваемых взрослым, должна быть за­ранее продумана и одинакова для всех детей. В число подска­зок не следует включать прямые указания на то, как решать предложенную задачу.

3. Процедура ведения наблюдения за действиями ребенка должна быть заранее определена.

Наши рекомендации