Развитие познавательной сферы ведущих видов деятельноти при тотальном и частичном дефекте зрения.
При нарушении зрительной функции снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество.
Ощущения и восприятия. Сенсорная система – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности являются средством чувственного познания мира, порождая ощущения, восприятия, представления. Поскольку каждый анализатор, входя в систему органов чувств, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет взаимодействие анализаторов и межанализаторные связи. Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутренних и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. При тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.
Создание образов предмета внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохраняется в памяти, чтоо сказывается на улучшении их осязательного узнавания. Введение в систему обучения коду Брайля предварительного этапа, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей и с остаточным зрением в более сжатые сроки и с меньшими затратами. Восприятия совершенствуются с помощью дополнительных незрительных стимулов тактильные стимулы при использовании зрения.
У детей возникает трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов. Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обуславливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, нарушается симультаность (целостность)опознание предметов формы, размеры и цвета.
Страдает скорость и правильность восприятия.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом процесса осязания. Двигательный анализатор даст возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировки в пространстве. У слепых работа двигательного анализатора в процессе трудовой деятельности достигает большой точности и дифференцированости: происходит автоматизация двигательных актов, что позволяет им достичь актов, что позволяет им достичь значительных успехов в ряде деятельности (машинистка, музыкант).
Т.О. осязание является мощным средством компенсации.
ВНИМАНИЕ.
Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания, проявляется в неполноте фрагментарности образов, в снижении объема (младших школьных – 2-3 объема), и устойчивости внимания. Слепому и слабослышащему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватности и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.
Произвольное внимание формируется в младшем школьном возрасте.
ПАМЯТЬ.
При нарушении зрения происходит изменения темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для укрепления связей, и количества подкреплений. Показано, что у этих детей наряду с более длительным временем опознавания зрительных стимулов наблюдается также снижения объема оперативной, кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от изменения фона, цвета зрительных стимулов, и, что очень важно прослеживается прямая зависимость мнемических процессов от степени сформированности свойств зрительного восприятия.
Образование у слепых точных простых движений требует 6-8 повторений.
Исследования соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых, частично видящих и слабовидящих выявило слабую сохранность зрительных мнемических образов у слабослышащих. Зрительные предметные представления теряют дифференцированость, становятся схематичными и фрагментарными. Кратковременный и долговременный объем осязательный памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти очень высок. Значимость информации для слепого и слабовидящего играет особую роль в ее сохранении. Поскольку значительное количество объектов и понятий не имеют для слепых того значения, которое они имеют для зрячих, сохранения их теряет свой смысл.
Характеризуя особенности развития узнавания, Т.Н. Головина отмечает, что зрительное узнавание слабовидящих отстает от узнавания нормально видящих по таким показателям, как правильность, специфичность, многосторонность уровня анализа, темп. Для них свойственно отсутствия умения выделить и характеризовать свойства целого объекта.
Воспроизведения представляет собой процесс отражения прошлого опыта в виде образа отсутствующего в данной момент объекта. Его результативность зависит от результативности запоминания и сохранения образа в памяти. Поэтому отмеченные недостатки: неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдаются явления реминисценции – когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшие непосредственно за восприятием, что связано, по-видимому, с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.
МЫШЛЕНИЕ.
К 3-4 годам у слепого или слабовидящего ребенка формируется наглядно-действеное мышление.
Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве. Этот процесс у слепых старших дошкольников находятся в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решение заданий из реального и практического оперирования в обычный план показывает, что к концу дошкольного возраста раздраженные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ, в структуре которого выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки. Тактильно-слухо-кинетический способ восприятия мира оказывает влияние на формирование действий в уме на первых годах обучения. Этот период является тем временем, когда происходит переход детей от стадии конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному.
Образование новой структуры – формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности у слабовидящих происходит в течении более длительного времени и завершается лишь к 16-17л возрасту.
В овладении операциями классификация и квантификация у слабослышащих учащихся в начальной школы отмечаются большие затруднения – для них характерны трудности в образовании групп, переход к объединению по функциональному или внешнему признаку. Лонина показывает, что формирование таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, обобщение, осуществляется у слабослышащих детей в более поздние сроки и с большими трудностями.
РЕЧЬ.
Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития; нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Использования взрослыми совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотношения усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой является усвоением лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления личности.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения – мимики, пантомимами, поскольку нарушения зрения затрудняет восприятия выразительных движений и делает невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячим. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции речи, позволяющая овладеть ей экспрессивной стороной, мимикой и пантомимой и использовать эти умения в процессе обучения.
Развитие ведущих видов деятельности при нарушениях зрения.
Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.
Общение и социальные отношения:
В первый год жизни – ведущая деятельность общения играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта. Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), проявляющие при осязательном знакомстве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения важную роль. (5-6мес-гуление, 8мес-лепет, к 3г. автономная речь)
Наибольшее отставание наблюдается в предметно-действеных средствах общения, что выражается в использовании позы и жестов, неадекватных ситуаций, не соответствующей эмоциональному состоянию человека.
Особенности формирования предметно-манипулятивной деятельности.
- замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность;
- наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом.
- в самостоятельном поведении у многих слепых детей наблюдаются действия с предметами с очень примитивными и однообразными движениями.
ИГРА.
- трудности при овладении всеми структурами компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержание игры, схематизм игровых и практических действий;
- возникновения в процессе игры конфликтных ситуаций в значительной мере связано с недостаточностью умения организовать совместную игру, контролировать действия своих партнеров, понимать функциональные отношения при реализации взятой на себя роли, с отсутствием специальных аксессуаров, способствующих пониманию игровой ситуации.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
У детей с нарушением зрения имеется сложное соподчинение мотивов, от более общего – хорошо учиться, к конкретному – выполнить задание.
- Активность слепого в познании, умение добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практического выполнения деятельности, обеспечивают успешность ее выполнения.
- Осуществления процесса учебной деятельности: она протекает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды ее становления. Поскольку только на основе осязания и остаточного зрения вырабатывается автоматизм движения осязающей руки, контроль за протеканием и результатом деятельности.
56.