Качественный и количественный анализ данных психодиагностики лиц с отклонениями в развитии. параметры качественой оценки и интерпретации данных психодиагностики.
За рубежом и в России обсуждается 2 аспекта анализа диагностических данных:
1.)необходимость системного подхода, то есть количественно-качественного;
2.)приоритет качественного анализа перед чисто количественной оценкой. Принципы качественно-количественного подхода предусматривает при оценке выполняемого задания учет не только и не столько конечного результата, но и способы действий, рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и так далее. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет и обогащает их. Практика показала, что методика. Предполагающие чисто количественную оценку и сравнение по среднестатистическими показателями недостоверны в психодиагностике отклоняющегося развития, имеет собственную психологическую структуру, но полного понимания этих структур на сегодня нет, а разделить легкую умственную отсталость от ЗПР, если можно, то на интуитивно-инперическом уровне. Разные причины могут вызывать аналогичные или сходные проявления нарушения. В то же время один и то же дефект еще определяет полное сходство проявлений у разных детей. Отсюда задача выявить те элементы психологической структуры, которые являются определяющими именно для этого нарушения и позволяют отграничить его от нормы и от других видов отклонений.
Качественные параметры оценки данных психодиагностики:
С.Д. Забрамная
1. эмоциональные реакции ребенка на факт обследования;
2. понимание инструкции и цели задания;
3. характер деятельности;
4. реакция на результат работы.
Н.Я. Семаго:
1. Адекватность поведения;
2. критичность;
3. Обучаемости;
В.И. Лубовской:
1. особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, связь с продуктивностью, активность, критика;
2. особенности работоспособности – динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость внимания;
3. общие характеристики деятельности, наличие ориентировочной части, понимание, вербализация, целенаправленность;
4. конкретные показатели развития познавательных процессов, а так же динамика обучения и качество переноса.
О.Н. Усанова:
1. принятие задачи;
2. понимание инструкции;
3. возможность самостоятельного выполнения задания, обучаемость;
4. результативность выполнения задания, возможность коррекции ошибок;
Качественные различия это всегда результат накопления количественных сдвигов. Тем менее состояние той или иной функции должно быть количественным, но в отличии от клинических или физиологических оценок, психологическая всегда относительна. Она выражается не в единицах или баллах, а в степенях или уровнях состояния функции, например, отсутствие недостаточности слабо выраженная, средняя и грубая недостаточность. Принцип качественного анализа данных был выдвинут в противопоставлении тесто-метрическому принципу но проблема качественных показателей не решена окончательно, кроме того принципиально не могут быть созданы методики четко дифференцирующие норму от дизотогенеза и разные его виды между собой. Таким образом на качественный подход но отдельно не применимы, и кроме того при диагностике требуется использование набора или батареи методик. Желательно, чтобы каждая из них содержала несколько однотипных заданий, это помогает в определении диапазона количественных различий.
30
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ДИАГНОЗ, ПРОГНОЗ. СХЕМА ПЕДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ (Л.С. ВЫГОДСКИЙ).
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на 2 вида: первичное и итоговое (уточненное). По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза в начале формируется только первичное заключение, после обработки комплексных данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным результатом диагностического процесса деятельности психолога с учетом анализа и сопоставления всей совокупности имеющихся данных о ребенке, либо только составной частью общего заключения «диагноза» (в том случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения). Психологическое заключение не должно быть кратким, но, по возможности, наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования: а) клиническая практика: цель – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики; б) экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент; в) школьная практика определение основных параметров психологических структур нарушения развития, приминительна к учебному процессу. Общая структура схемы заключения (по Семаго) предполагает следующие разделы:
I.общая часть заключения:
- основные паспортные данные ребенка;
- основные жалобы родителей, педагогов, других лиц сопровождающих ребенка на консультацию;
- наиболее важные анамнестические данные;
- специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность);
- сформированность регуляторных функций;
- общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект);
- особенности развития различных компонентов когнитивной сферы;
- характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения;
II.специальная часть:
- психологический диагноз;
- вероятностный прогноз;
- рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на педагогов с целью ориентации их не только на трудности и особенности развития ребенка, но и методы на которые можно опереться в обучении: особые формы работы, передачи материала и так далее. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана» участвующим в сопровождении ребенка, оказание ему специальной помощи. Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике это термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констация количественной и качественной характеристике признана. В психометрии диагноз является производным от процедуры тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Выгодским, Венгером и другими. Идея Выгодского в том, что качество поставки диагноза определяет не только качество диагностической методики, но и профессиональные знания, способности и навыки самого психодиагноста. Выгодский отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленных вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Чтобы более глубоко и точно определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. Выгодский специально обращал внимание на то, что установление симптомов иногда автоматически не приводят к диагнозу, что исследователь ни в коем случае допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов. Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизотогенеза, определяли взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обуславливает необходимость комплексного, мультимодального подхода к изучению его развития и постановке диагноза. Клинический (позологический) диагноз требует констатации, описание и сведение к той или иной диагностической формуле выявленной у ребенка симптомов, структурированных на спидромологическом уровне. Он имеет основную цель – оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментов ознотерапевтических схем. В клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно Ковалеву это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохраненных свойств личности, реакции личности на болезнь, примербидного (доболезненого состояния социальной адаптации и ее возможности в условиях болезни. При этом подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных условиях.
Симптоматический или эмпирический диагноз (первый уровень)ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
Этиологический диагноз (второй уровень) учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотношение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех проделанных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать:
А) условие проведения с ребенком своеобразной необходимой работы;
Б) условие отсутствия такой своевременной работы.
Одним их важнейших аспектов составления прогноза развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.
Условно-вариантный прогноз развития, включает возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае однозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяется наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо напротив углублены.
31