Наблюдение как метод изучения ребенка с оклонениями в развитии. беседа с ребенком и родителями как часть диагностического процесса.
Наблюдение как целенаправленное восприятия исследуемого объекта – один из ведущих методов при изучении ребенка с отклоняющимся в развитием. Этот метод имеет особое значение, так как не всегда удается провести психологический эксперимент из-за тяжести и выраженности нарушений в развитии испытуемого; кроме того, направленность на качественный анализ экспериментальных данных обязательно предполагает их дополнение. При наблюдение за ребенком с отклоняющимся развитием возникают особые проблемы организации наблюдения. Требование его целенаправленности обуславливает необходимость отбора лишь определенных, необходимых для изучения актов поведения. Однако поведенческие акты аномального ребенка усложнены, искажены и могут даже производить впечатление оторванности от имеющийся ситуации. Требуется большой клинический опыт издания φ-га, а также длительное время, чтобы увидеть закономерности в поведении такого ребенка. Особое внимание обращается специалистами на так называемый «дефект-центризм» - сложный установленный феномен, приводящий к смешению возрастных и индивидуальных характеристик действий ребенка с клиническими симптомами. Психологические механизмы этого феномена заключаются в апперцепции (предвосхищение): поскольку, как правило, ψ-ч заранее знает о неблагополучии ребенка, которого собирается изучать, все своеобразие его поведения он начинает объяснять наличием основного нарушения. Таким образом, искажаются не только выводы о состоянии испытуемого, но и сам процесс наблюдения. При свободном наблюдении, в том числе включенном, главными ориентирами являются особенности базовых проявлений активности ребенка:
Уровень общей и двигательной активности ребенка;
Ритмичность различных психофизиологических актов
Характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы – еду, игрушки, людей; Интенсивность эмоциональных реакций;
Качество настроения;
Способность к сосредоточению на эмоциональном контакте или деятельности;
Способность к преодолению препятствий.
При квалификации (качественной оценки) наблюдаемых особенностей поведения как отклонений можно руководствоваться следующими критериями:
1)изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;
2)несоответственное поведение половозрастным нормам развития;
3)длительность отмечаемого своеобразия в поведении;
4)тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения;
5)«синдромологичность», то есть синожественость своеобразных черт;
6)Социальные факторы появления того или иного симптома отклонения;
7)Пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям при отсутствии привязанности к близким взрослым;
8)Запаздывание в формировании навыков опрятности;
Наблюдение во время психологического обследования (эксперимента) требует специальной, заранее подготовленной карты схемы с использованием символов. Это позволяет отметить наличие и интенсивность наблюдаемых характеристик, не привлекая внимания ребенка, например, зачеркивание символа, обозначающего признак, означает его отсутствие; подчеркивание – наличие средней степени; двойное подчеркивание – сильная интенсивность и так далее.
I. Протокол наблюдения обычно начинают с оценки внешнего вида ребенка: особенности телосложения – наличие диспропорций и физических недостатков, соответствие возрасту физическому развитию, тип телосложения (астенический, атлетический, пикнический);
чистота одежды, кожи – важный показатель, отражающий степень внимания родителей к ребенку;
цвет лица (бледный, ярко-румяный) говорит не только о состоянии здоровья, но и об эмоциональном состоянии ребенка в данный момент;
особые приметы – шрамы, внешние признаки хромосомных аномалий и так далее;
прическа и одежда отражают аккуратность и вкус. Особо отмечается, имеется ли в манере одеваться какая-либо не обычная дисгармония.
II.Общий фон настроения ребенка до начала эксперимента и в процессе выполнения заданий оценивается по немногим показателям:
1). Осанка, степень подвижности;
2). Мимика и жесты: важно заменить. Не являются ли выражения лица ребенка лишь маской скрывающие его искрение чувства и мысли;
3). Признаки невротических проявлений: дрожь в руках, подергивание плечами, стереотипное гримасничанье, шмыганье носом, покусывание губ или ногтей и так далее. Отмечается общий фон настроения: тревожный, равнодушный, серьезный и тому подобное.
III. Общая и психическая активность выявляется путем наблюдения и фиксации следующих признаков: энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов либо их хаотичность и судорожность, вялость и суетливость.
IV. Наблюдения за словесными поведениями ребенка включает оценку интенсивности голоса, его выразительность или монотонность, темп речи, тембр. Отмечается также недостатки произношения, наличие инфантильных слов и оборотов, наличие аграмматизмов, эхо лапин, соскальзывания (постоянная смена темы разговора), склонность к ведению монолога – все это может быть симптомами серьезных нарушений в развитии;
V. То, как строит испытуемый свои отношения с психологом – обращается ли с детской непосредственностью, способствующей возрасту слишком инфантилен или фамильярен = все это показатели личностного развития. В процессе диагностики отмечается, как ребенок реагирует на неуспех (ведет себя агрессивно, хитрит, угадывая правильный ответ, принимает неудачу равнодушно и так далее), а так же на подсказку психолога, его замечания или похвалу;
VI. Информация об эмоционально-волевых проявлений ребенка в ходе выполнения экспериментальных заданий: темп работы, и его изменения на протяжении обследования; степень настойчивости в выполнении заданий, сосредоточенность или отвлекаемость; как скоро проявляются признаки утомления пробует ли разные варианты решений или выглядит беспомощным и рассеянным.
Беседа как метод исследования, отличается от обычной повседневной беседы тем, что является целенаправленной, методичной, систематизированной и объективной.
Беседа с ребенком не должна быть каким-то определенным этапом психологического исследования, напротив вопросы должны возникать как бы не произвольно для того чтобы снять естественную напряженность и скованность ребенка в ситуации обследования. Нельзя надеяться что необходимая информация будет получена с помощью нескольких прямых вопросов.
Во-первых у ребенка могут быть неразвиты навыки самоанализа или, в соответствии с уровнем развития, он не может еще давать обобщенные оценки явлений и в этом случае его ответы будут отражать нереальное положение вещей, а желание угадать, что хочет взрослый;
Во-вторых, подростки (мл.школьники) в беседе могут сознательно искажать информацию.
В-третьих, тема беседы может быть для ребенка болезненной, и он так же будет искажать информацию или откажется отвечать.
Отсюда два важных вывода: 1). Вопросы в беседе должны иметь косвенный или наводящий характер;
2). Информация об аффекточеных зонах более достоверна, если получена проективными методами
Темы беседы с ребенком должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности: семья, школа интересы общения, в нешкольное окружение, мнение ребенка о себе. Более детально рассматриваются темы, важные для достижения или исследования, например, круг представлений об окружающем, запас знаний и представлений об определенных областях. Уход ребенка от темы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость – все это высоко диагностические признаки. Но нужно учитывать, что ребенок может устать и утратить интерес к содержанию беседы, поэтому беседа не должна быть длительной, во-вторых, необходимо в процессе беседы фиксировать эмоциональные реакции, интонации ребенка. В беседе с подростком непримена позиция «экзаменатор - экзаменующийся». Психолог должен выступать в роли собеседника партиелская позиция.
Беседа психолога с родителями (педагогами) имеет целью получения информации об особенностях развития ребенка, обсуждение характера, степени и возможности причин его проблем определение стратегии дальнейшего обследования. В первичной беседе с родителями психолог должен выяснить насколько постоянными или меняющимися по степени выраженности являются проблемы развития или поведение ребенка, когда впервые они были замечены, что предпринималось для их сглаживания. Психолог должен быть готов к тому, что многие сведения будут неточными : так школьную ситуацию ребенка родители могут описать лишь со слов учителя. В беседе надо учитывать социальный статус образовательный и культурный уровень родителей, которые могут стать препятствием в организации с ними конструктивного взаимодействия.
Взаимодействие с семьей ребенка с подозрением на отклонение в развитии имеет определенные этапы:
1).до того как родители сами начинают задавать вопросы, необходимо выявить уровень понимания ими характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этим трудностям. Если родители не могут высказаться четко, психолог должен сам задавать, вопросы, выражая уверенность, что он понимает и разделяет их опасения.
2).внесение ясности в факты: родители освещают факты семейной жизни и развитие ребенка, которые анализируются психологом. Важно разъяснить родителям необходимость такой работы, что бы заставить их обдумывать приведенные ими факты самим;
3).информирование семьи: происходи не только передача информации родителям, но и проверка того, что и как они осознали на предыдущих этапах. Нельзя давать информацию, если нет уверенности, что родители поняли позицию психолога и его взгляд на проблемы семьи.
Особую роль в психолого-педагогическом изучения детей с отклонениями в развитии и поведении выполняют опросники-анкеты, разработанные для родителей, например, опросник А. Романова «Ребенок глазами взрослого». Данные подобного опросника, во-первых дают психологу ценную и разнообразную информацию, которая не могла была быть получена в ходе самого обследования; во-вторых – способствует опосредованному включению родителей в диагностико-коррекционный процесс, помогая им глубже понять ребенка и его проблемы.
28
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ЦЕЛИ, ТРЕБОВАНИЯ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ЗАТЕМ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПММК.
Комплексное методико-психолого-педагогическое обследование ребенка имеет конкретные цели:
1.)определение характера и степени анатомо-физиологического повреждение и его влияние на весь ход физиологического и психического развития ребенка;
2.)постановку или уточнение диагноза;
3.)выработку рекомендаций к обучению и воспитании в определенном детском учреждении – общеобразовательном или специальном;
4.)назначение требующего лечения;
5.)составление для каждого обследуемого ребенка индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучение на основе обследования и определения актуального уровня его развития и потенциальных возможностей.
Основные теоретические диагностики отклоняющегося развития:
1. комплексное изучение детей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, специальными педагогами. В случае расхождения мнения назначается повторное обследование;
2. системный и качественный анализ нарушений развития ребенка предусматривает исследование его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы поведения. Учитывается физическое состояние, так как оно может существенно влиять на формирование умственных способностей. Необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений в развитии и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений. При оценке выполнения задания учитывается не только и не столько конечный результат, но и способ действий, рациональность выбранных решений, логическая последовательность операций и так далее.
3. учет возрастных особенностей и их развитие – в ходе обследования важно:
а). чтобы и методы, и материалы, исследуемые при изучение детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей; во-вторых, необходимо специальная организация позитивной направленности ребенка на контакт со специалистами;
4. выявление актуальных и потенциальных возможностей он обуславливает положение об учете в процессе обследования и при оценке результатов выполнения заданий не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении, то есть «зону ближайшего развития»
Требования к организации процедуры обследования:
1).Процедура обследования должна строитьсявсоответствии с особенностями возраста ребенка н основе активной деятельности, ведущей для его возраста;
2).Методики должны бытьудобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения заданий;
3).Анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразное развитее ребенка и его потенциальные возможности;
4).Выбор качественных показателей должен определяться их способностью отображать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;
5).Для получение достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;
6).Следует продумать порядок предъявления заданий, некоторые исследователи считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности – от простого к сложному. Другие – чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.
Обязательным требованием является всесторонность изучение уровня развития психики: познавательных процессов; эмоционально-волевых и личностных способностей; получение данных о работоспособности и утомляемости.
Набор диагностических заданий должен быть апробирован на достаточно большом (не менее 30 человек) количестве здоровых нормально развивающихся детей, такого же возраста как обследуемый ребенок. Набор заданий создается в соответствии с принципами научности, адекватности, и валидности. Обязательно учитывается два специфических принципа:
1.) полностью доступности ряда заданий для детей данного возраста;
2.) наличие заданий выполняемых детьми только при оказании помощи со стороны экспериментатора.
Характер и виды помощи, их последовательность строго фиксируется для каждого задания. При оценке этих заданий используется качественно-количественная оценка. Необходимы следующие условия проведения психологического обследования: помещение, оборудование для индивидуальной работы; обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится обследование; установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследованием; адекватность и поощрение и стимуляции ребенка; относительность оценочных характеристик.
Категорически не допускаются какие-либо комментарии или, оценки со стороны психолога, обращенные к родителям или к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования (типа «лопух», « неумеха») и предупредить их, что не следует после окончания обследования по дороге домой и тому подобное высказывать критические замечания по поводу не успеха ребенка, или отказа от работы. В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребенком. Расторможенного гиперактивного ребенка нельзя одергивать « в лоб» - лучше убрать со стола посторенние вещи, чтобы они не отвлекали ребенка.
Само обследование можно разделить на 2 этапа:
Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача отметить состояние отдельных сторон психической деятельности ребенка с целью получения общей характеристики его развития. Фиксируется внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий. Важно отметить, как долго ребенок может концент рисовать внимание на объекте деятельности, как переключает внимание на другие виды деятельности, как использует моменты отдыха, сопровождает ли свою деятельность речью.
При анализе данных наблюдения следует помнить, что симптомы нарушение психического развития многозначны и могут входить в разные синдромы.
Второй этап – углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.
Первая группа направлена на анализ мышления и речи сексоперцептивных и мнемических процессов. Особое внимание уделяется выделению сформированности внешних психических функций, характера их взаимосвязи и причиной обусловленности нарушений в развитии.
Вторая группа заданий предназначена для школьников и изучение письменной речи, математических умений и навыков. Устанавливаются реальные возможности и особенности усвоения детьми знаний в процессе учебной деятельности, выясняется характер и причины затруднений в обучении.
Для определения уровня развития ребенка каждое задание может быть предъявлено в разных вариантах, при этом важно учитывать мотивировку задания, объем материала, виды помощи в процессе выполнения, степень и эффективность этой помощи.
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) – постоянная межведомственная структура, создается из расчета комиссия на 100 тыс. детей, проживающих на одной территории, но не менее одной на территории каждого субъекта РФ руководителем ПМПК является председатель представляющий Комитет (департамент) народного образования, а его заместителем – представитель Комитета здравоохранения. Штатный состав ПМПК включает психолога, врачей, психиатра, невропатолога, ортопеда, отоларинголога, окулиста, терапевта или педиатра, специальных педагогов (логопеда, олигофрено-сурдо-тифлопедагога), социального педагога, юриста, представителей органов управления образованием, здравоохранением, социальной защитой. В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе органов и учреждений образования. Если направление происходит по решению суда, соглашение родителей не требуется.
Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения. Родителям (лицам их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями, без указания диагноза. Списки детей для обследования и документы на каждого ребенка направляются в комиссию районными отделами образования. После обследования личное дело ребенка, протокол с заключением ПМПК и рекомендации по организации обучения и лечения передаются в то учреждение куда ребенок направлен.без заключения ПМПК не разрешается ни прием ни отчисление, ни перевод из специального учреждения одного вида в другой. В сложных вопросах дифференциации тяжелой ЗПР, легкой степени олигофрении и выраженной форме умственно отсталый ребенок направляется в специальное учреждение с целью уточнения диагноза, в процессе учебно-воспитательной работы на срок не более одного года. Через год в случаи необходимости он повторно проходит обследование в ПМПК для определения образовательного маршрута.
Основными задачами ПМПК являются:
- обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития;
- диагностика этих отклонений;
- определение специальных образовательных потребностей ребенка;
- комплектование (коррекционных) образовательных учреждений;
- консультирование по вопросам физической и/или психической недостаточности ребенка;
- формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии;
При решении вопроса о типе образовательного учреждения родители имеют последнее слово, согласно закону РФ «образовании» именно они решают, где будет обучаться их ребенок.
На базе ПМПК проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по разным причинам не могут посещать специальные образовательные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются уровнем психофизического развития детей, их возрастами поставленными задачами психолого-педагогической коррекционной работы (подготовка обучения в школе, формирование саморегуляции и так далее). В обязанности членов ПМПК входит также пропаганда медицинских психолого-педагогических знаний среди родителей, педагогов, населения, которая должна способствовать профилактике отклонения развития и оказание своевременной коррекционной помощи.
29