Выготский об интеграции реб с откл в развитии. Интеграция как соц-пед феномен: принцип «нормализации, характеристики, условия. «Включенное обучение» в современной России.
Выготский указывал на необходимость создания системы обучения, в котор удалось бы органически увязать спец обуч с обуч детей с нормальным развитием. Наша спец школа отличается тем недостатком, что замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает мир в котором все приспособлено к дефекту и не вводит его в настоящую жизнь. Спец школа не выводит ребенка из изолированного мира, развивает навыки которые ведут к еще большей изоляции. Задачей воспитания является интеграция в жизнь и создание условий компенсации.
С вкл в сферу спец образов ребенок и его родители сталкиваются с патерналисткой позицией общества, что не способствует достижению высокого уровня соц адаптации, ограничение профессий и т.д. это приводит к вынужденному сужению возможности участия в жизни общества.
Чрезмерная опека формирует потребительское отношение к обществу, помощь окружающих - самособойразумеющиеся. Такая установка укрепляется во взрослую жизненную позицию: сковывает волю к труду, самостоятельности, порождает пассивность.
К основным условиям успеха относят следующие:
1. готовность общества понимать личные проблемы инвалида
2. уровень сформированности значимых навыковвыпускников, позволивший бы им вести самостоятельную жизнь
3. адекватное осознание перспектив жизни и самостоятельного решения ее проблем
4. стабильная гарантия матери – трудоустройство, соц защита.
Обычно используются два термина: интеграция и нейнстрининг (включение реб в школу массового типа).
Интеграция:
1. построение образ проц реб чтобы он был оптимально подготовлен к вхождению в общество
2. активная работа с микросоциумом и с обществом в целом (технология приспосабливается к возможностям реб).
Попытки интеграции появились в начале 20 века, на сегодняшний день за рубежом описывают три часто применяемые программы:
1. «спецкабинет»:в обычной школе создается спец-пед кабинет в котором работает дефектолог, он снабжен спец пособиями для обуч детей. Ребенок учится в обычном классе.
2. «путешествующий учитель» - дефектолог «путешествует» в пределах района из одной шк в др, где учатся дети с наруш развития
3. «учитель консультант»- предназначена для детей не нуждающихся в постоянной помощи.
Миттлер определяет условия успешной шк интеграции:
1. интегрированное обучение должно осуществляться лишь на желании родителей
2. при обуч представлять спец пед помощь
3. забота должна осуществляться не в ущерб заботе об остальных учащихся
4. использовать все средства школы, принимать участие в мероприятиях школы
Аккерман – Берингер анализируя опыт интеграционного обучения приводит его преимущества и недостатки.
Массовая школа:
Преимущества :приспособление к коллективу, общение со здоровыми что стимулирует лучшую работу, здоровый ребенок влияет на больного помогая ему, он не теряет контакт с микросоциумом.
Недостатки : постоянное побуждение к действию и конкуренция приводит к снижению самооценки и замкнутости. Недостаточные условия для сосредоточения из-за большого числа учеников, отсутствие спецтехники и рекомендации учителя. Возможны насмешки, выполнение трудных заданий не стимулирует его к дальнейшей работе.
Спецшкола:
Преимущества: адекватная оценка д-ти, соответствующие требования повышают уверенность в себе, т.к нет сравнения с лучшими, классы маленькие, что позволяет больше уделять времени индивидуальной работе, создание постоянной ситуации успеха в рамках спецучеб проц, учет индивидуальных особенностей темпа работы тесная связь между лечением и пед воздействием.
Недостатки:изоляция, соц дискримменация, отсутствие положительных примеров, транспортные проблемы.
Дети с отклонениями в развитии воспит и обуч в спец учреждениях, прав у этих детей на получение образования в учреждениях общего типа нет, но большая их часть должна получить возможность учится со своими здоровыми сверстниками. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», существует лишь на уровне проекта. Для того чтобы Россия стала страной с цивилизованным образованием нужно не только принять закон, но и формировать у общества и Ч в отдельности, что ребенок – инвалид имеет право учится вместе со сверстниками, а не дома и не где-то.
Интеграция как соц-пед феномен существует несколько столетий, история знает немного примеров совместного обучения. В большинстве случаев эти опыты не были удачными, т.к учитель не владеет спецспособами и приемами обучения. В начале 60-х годов наиболее благополучные страны вступают на путь интеграции, принимаются законы об образовании для всех «аномальных».
Интеграционные процессы в России (90-е годы). Сегодня спецобразование в нашей стране не соответствует международным нормам хоты в школах находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция – псевдоинтеграция, и ее причины: отсутствие спец учреждений их удаленность от места жительства, нежелание родителей.
В настоящее время в России развиваются две формы интеграции:
Интернальная– внутри системы спецобразования (слобослышащие и ТНР обуч вместе)
Экстернальная –взаимодействие спец и массового образов
Модели интегрированного обучения:
1. совместное обучение в обычном классе подготовка детей с сенсорными нарушениями к обучению в массовой школе.
2. спец классы в обычной школе– они создаются для детей с нарушением интеллекта (там где нет спецшколы).
3. классы пед поддержки– для способных к освоению массовых образоват программ (дети со слабым здоровьем) – классы компенсирующего обучения.
ВОПРОС – 12.