Классификация неблагоприятных психосоциальных факторов. Исаев Д.И.

1. глобальные – страх войны, экологических катастроф, переживание природных бедствий (землетрясения, наводнения..) и промышленных катастроф (взрывы, пожары).

2. национальная и этническая вражда, экономические катастрофы

3. миграция, отрыв от родной среды, утрата соц статуса

4. боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны соседей

5. поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности усвоения знаний, атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.

6. пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, больнице

7. изолированность семьи от ближнего окружения

8. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей

9. неадекватное или искаженное внутрисемейное общение

10. воспитание психически больным или неполноценным родителем

11. межличностные антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.

12. личностные: переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.

В определенные критические периоды возрастного развития у детей изменяется общая и нервная реактивность, нарушается физиологическое равновесие в организме. Эти периоды носят названия периодов повышенной восприимчивости к различным вредностям – кризисными или критическими периодами возрастной ранимости. Выделяют следующие критические периоды и кризисы:

1. критичный период – первые недели внутриутробной жизни–под влиянием различных вредностей закладываются наиболее тяжелые врожденные аномалии развития, включая грубые дисплазии мозга.

2. критический период – первые6 мес жизни – происходит манифестация ряда наследственных болезней обмена, сопровождающихся у.о.

1 криз – 2-4 года – психические заболевания (шизофрения, эпилепсия) чаще отличаются злокачественным течением с быстрым распадом психики.

2 криз– 7-8 лет часто происходит декомпенсация резидуально-органической патологии, появляется повышенная склонность к различным психогенным реакциям.

3 криз– 12-15 лет – особенно дисгармоничном половом и общефизическом развитии значительно повышается риск проявления эндогенных заболеваний, что сопровождается заострением патологических черт характера, декомпенсацией резидуально-органической патологии и т.д.

Систематизация возрастного развития (Ковалев)



Период реагирования возраст Особенности реагирования
1. соматовегетативный От 0-3 лет Повышенная общая и вегетативная возбудимость, нарушение сна, аппетита
2. психомоторный 4-10 лет Гипердинамические и двигательные расстройства (тики, заикания)
3. аффективный 7-12 лет Эмоциональная возбудимость (усиление страхов), истероидные приступы, патология реакций ухода, бродяжничество
4. эмоционально - идиаторный 12-16 лет Появляются сверхценные идеи, уверенность в собственном уродстве, анорексия (девочки), сверхценные увлечения.

Общие закономерности нормального и отклоняющего развития психики. Модально-неспецифические иМодально-специфические закономерности дизонтогенеза.

Предметом спец психологии явл не отклонение в развитии, а само развитие и его характеристики в ситуации неблагоприятных условий.

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост организма (количественный) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения). Накопление тех и др изменений в организме приводит к переходу от одних степеней возрастного развития к др более высоким. Возникновение каждой новой степени психического развития никогда не явл только внешней надстройкой над предыдущей степенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей.

Можно выделить 4 условия для нормального развития ребенка (Лурия):

1. важнейшее условие – нормальная работа головного мозга и его коры; при наличии патологических состояний возникающих в следствии различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, нарушается взаимодействие между блоками мозга отвечающими за различные аспекты психологической деятельности человека.

2. нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов

3. сохранность органов чувств которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.

4. систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, д/с, школе.

Термин психическое «развитие» подразумевает не плавность или одновременность развития функциональных систем, а филогенетическую сложившеюся своевременность созревания каждой системы в наиболее оптимальные возрастные сроки. Именно в связи с этим говорят о физиологической гетерохронии развития, т.е. гетерохронии развития мозговых структур и функций.

Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении активного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития на каждом этапе онтогенеза.

Л.С.Выготский говорил о том, что развитие психики аномальных детей подчиняются тем же основным законам, что и развитии нормального ребенка.

Эти общие закономерности выражаются в цикличности психического развития, в сложной его организации во времени. Другая закономерность – неравномерность развития обуславливается с одной стороны, активным созреванием структур мозга в определенные возрастные периоды, с др тем, что отдельные функции на базе функций ранее сформированных. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей психических функций меж функционального взаимодействия, а развитие каждой функции, зависит от того в какую систему меж функциональных связей она включена.

Важной закономерностью психического развития явл пластичность нервной системы и основанная на этом ее свойстве способность к компенсации. Чем меньше ребенок, тем более уязвим он в отношении вредных воздействий, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно, компенсаторными возможностями.

Индивидуальное развитие организма психики – процесс нелинейный. Оно сочетает периоды функционального постепенного созревания и периоды революционных не переломных скачков развития, связанные как с биологическими, так и соц факторами.

В отличии от сензитивных периодов, отличающие повышенной чувствительностью отдельных функций, эти периоды характеризуются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящие в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов. Эти периоды можно отнести к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь серьезные негативные последствия.

Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития, выделяют закономерности, общие для всех типов аномального развития – модально не специфические.

1. нарушение работы с информацией – для всех детей независимо от специфики первичного нарушения явл снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, напр: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с наруш слуха отмечается в до/шк и мл/шк возрасте.

2. трудность словесного опосредования– разрыв между словом и действием, словом и образом.

3. замедление процесса формирования понятий – что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей

4.специфической закономерностью характерной для всех наруш физического или сенсорного развития явл ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, н-р: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью). При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

5. соц – психологическая дезадаптированность– низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения – все эти особенности лежат в основе более или менее существенной задержки развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и качественного своеобразия становления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Эти недостатки могут проявляться у детей с различными нарушениями в развитии в неодинаковой степени и в разных сочетаниях – деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с с ближайшим окружением.

Помимо общих специфических закономерностей развития имеются закономерности, характерные только для данного нарушения – модально – специфические закономерности дизонтогенеза. Например: у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно – логического мышления несоразмерно, письменная речь в обеих формах (импрессивной и экспрессивной) приобретает большее значение в сравнении с устной.

Наши рекомендации