Потребности, интересы и способности человека.
Потребность – это нужда в чём –либо, необходимая для существования человека.
Потребности разделяются на:
- Первичные (явл. Физиологическими или врождёнными). К ним относятся физиологические или биологические (потребности в еде, отдыхе, сне, самосохранение.)
- Вторичные (явл. Приобретёнными) к ним относятся экзистенциальные (уют, комфорт, гарантия занятости), социальные (общество),престижные (самоуважение, компетенция, авторитет),духовные (самовыражение).
Потребности составляют основы его интересов.
Интерес– это целенаправленное отношение человека к объекту.
Интересы бывают:
- По их носителю: индивидуальные, групповые, общественные.
- По направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
Способности– это индивидуальные особенности человека, от которого зависит успешность выполнения определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается через Талант и гениальность.
Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность– это высшая ступень развития таланта, позволяющая получать принципиально – новый продукт в той или иной деятельности.
Деятельность человека и её основные формы.
Деятельность человека – это активность, направленная на достижение поставленной цели, связанная с удовлетворением потребностей и интересов.
Признаки деятельности:
- Носит сознательный характер.
- Носит общественный характер.
- Связана с употреблением, изготовлением, хранением орудий труда
Структура деятельности
Потребность- мотив – цель – средство – действие – результат.
Классификация деятельности
Материальная
Духовная
1)Материальная – связана с созданием материальных ценностей ,необходимых для удовлетворения потребностей людей
Материальная деятельность делится:
1) материально-производительную - преобразования природы;
2) социально-преобразовательную - преобразование общества
2) Духовная деятельность связана с созданием образов, научных ,художественных ,нравственных ценностей.
Духовная деятельность:
1) познавательная - отражение действительности в художественных образах и создании нравственных ценностей.
2) ценностно-ориентировачная - оказывает влияние и формирует отношение к себе, к окружающему миру, т.е. мировоззрение.
3) прогностическая - это предположение или планирование возможных последствий и результатов.
Творчество- вид деятельности, в результате которой рождается нечто качественно новое, ранее не существовавшее.
Виды деятельности:
- Общение,
- игра,
- учение,
- труд.( общ. – вид деятельности, который направлен на обмен информации)
1. Общение.
Структура общения
· субъект,
· цель,
· содержание,
· средство,
· получатель информации.
Виды общения:
- Непосредственное (прямой); опосредованное (через что –то).
- Прямое и косвенное.
- По субъектам общений:
· между реальными субъектами,
· иллюзионным партнером (человек и животное),
· общение реального субъекта с воображаемым партнером,
· общение воображаемых партнеров (литература, персонажи)
2. Игра
Игра – вид деятельности, имеющий своей целью развлечение и отдых.
Признаки игры:
- Условная ситуация.
- Развитие личности.
- Приобретение определенных учений и навыков.
3 Учение – вид деятельности, целью которой является приобретение новых знаний, умений и навыков.
Виды учений:
- Организованное.
- Неорганизованное (вне школы).
- Самообразование.
Труд.
Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты:
- Целенаправленность.
- Практическая полезность.
- Наличие результата.
- Преобразование внешней среды, развитие человека.
Цель и смысл жизни
Цель жизни- мысленный ориентир, к которому стремится человек через дела и поступки .
Смысл жизни- сознательное выстраивание систем ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Теории смысла жизни
Аскетизм- отречение от мира и всех его благ во имя искупления греха
Гедонизм- жизни во имя наслаждения
Прагматизм- цель оправдывает любые средства
Утилитаризм- жизнь ради извлечения для всего полезного
Эвдемонизм- человек рождён для счастья
-это жизнь самопожертвование во имя служения идеала
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал.