Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка.

Мы стремимся сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В нашем детском саду мы готовы создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации, главная задача на сегодняшний день. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Тезисы выступления

«Образовательная деятельность с детьми в детском саду».

Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении направлена на обеспечение развития личности ребенка, его способностей и мотивации к освоению новых знаний, умений в различных видах деятельности.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, определены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

Ÿ социально-коммуникативное развитие,

Ÿ познавательное развитие,

Ÿ речевое развитие,

Ÿ художественно-эстетическое развитие,

Ÿ физическое развитие.

Для обеспечения целенаправленной работы по освоению данных образовательных областей, в детском саду с детьми организуются разные формы работы: игры, эксперименты, экскурсии, беседы, досуги и т.д.

Каждая образовательная область реализуется в следующих видах деятельности:

▪Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, (включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

▪Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).

Работа в подгруппах

Мы предлагаем сегодня совместно с вами в форме активного диалога найти оптимальные пути нашего плодотворного взаимодействия. Для этого Вам необходимо выбрать виды детской деятельности, в которых Вы хотели бы принять личное участие. По выбранным видам предлагаем Вам объединиться в группы. Педагоги нашего детского сада в каждом виде деятельности обсудят с Вами формы работы. Ваша задача – выбрать наиболее интересную для Вас и Вашего ребенка.

(На основе обсуждения определяется конкретное участие родителей в мероприятиях группы, сада. Педагог каждой подгруппы озвучивает выбор родителей).

Вывод.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.

Приложение 4

Наши рекомендации