Дидактическая игра «Для чего нужен предмет»
Это ручка — она нужна для того, чтобы писать, и т.д.
Дидактическая игра «Назови несколько»(по картинкам).
Ручка — ручки, учебник — ... , портфель — ... , карандаш — ..., пенал — ... , рюкзак — ... , фломастер — ... , тетрадь — ... , линейка — ... , альбом — ... .
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Карандаш — карандашик и т.д.
(Пенал, линейка, учебник, рюкзак, тетрадь, портфель, альбом.)
5. Физкультминутка(с мячом)
Логопед показывает предмет, дети называют, каким он может быть, перекидывая мяч.
Карандаш — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный и т.д.
(Линейка, пенал, тетрадь и т.д.)
6. Обсуждение картины «Класс»(Вопросы по картинке, затем
дети составляют рассказы.)
Логопед знакомит детей с поговорками и пословицами.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Учи других — и сам поймешь.
Не выучит школа, выучит охота.
Кто много знает, с того много и спрашивают.
7. Итог занятия
Материал для закрепления
I.Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назна
чение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.
Например: книга — книги — книг.
2. Образование существительных с уменыдительно-ласкатель- >
ными суффиксами.
Например: тетрадь — тетрадочка.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.
4. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».
5. Подбор слов-антонимов.
Например: тупой — острый, длинный — ... , толстый — ... , умный — ... , высокий — ... , веселый — ... и т.д.
6. Правильное употребление предлогов.
Занятие 35. «Лето»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки, схемы предложений; раздаточный материал — разрезные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
— Назовите самое теплое время года.
— Назовите летние месяцы.
— Назовите первый месяц лета, последний.
— Назовите самый жаркий летний месяц.
Беседа о лете
Логопед загадывает загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — ... (Лето.)
— Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня
говорить? (О лете.)
— Что характерно для этого времени года?
Дидактическая игра «Назови ласково»
У детей на столах лежат разрезные картинки с летней тематикой (солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравейник и т.д.).
Дети выставляют их на фланелеграфе, называя при этом ласково.
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
5. Дидактическая игра «Подбери слово-действие»
Солнце ... ярко. Лес ... красивый.
Река ... быстро. Ягоды ... в лесу.
Цветы ... на лугу. Стрекоза ... над водой.
Муравейник ... муравьи. Птицы ... весело.
Физкультминутка
По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. ложатся,
Потом дальше пойдем. встают и идут дальше.
Итог занятия
— Почему вам нравится лето?
Материал для закрепления
I. Уточнить с детьми название времени года, самое теплое вре
мя года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить состав
лять творческие рассказы о лете.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.
Например: ягода — ягоды — ягод.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ными суффиксами.
Например: река — речка.
3. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Например: О чем можно сказать — большое, большой, боль
шая, большие? (Солнце, река, муравей и т.д.)
4. Составление предложений с предлогами.
Занятие 36. «Насекомые»
Цели: познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Назвать времена года, начиная с зимы.
— Какое время года я не назвала?
— Лето наступает после какого времени года?
— Какое время года наступает за летом?
— Назовите три месяца лета.
— Назовите приметы лета.