Игровое упражнение «Подбери слова»

а) Автобус (какой?) — быстрый, полный, мчащийся, краси­вый.

Троллейбус — веселый, разноцветный, гудящий и т.д.

Трамвай ...

Грузовик ...

Мотоцикл ...

Поезд ...



Игровое упражнение «Подбери слова» - student2.ru


б) Автобус (что делает?) — едет, идет, мчится, стоит, обгЛ
няет, ползет.

Троллейбус ... — перегоняет, летит, подъезжает и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...

в) Образование прилагательных от существительных (игра про­
водится на раздаточном материале):

колесо из резины — ... , кабина из железа — ... , руль из пластмассы — ... , сиденье из кожи — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ....

г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка.! Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезЩ жает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжаетщ Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжаШ ет). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

— Что это?

— Какой вид транспорта?

— Из каких частей состоит? (Форма, цвет, размер, детали.)

— Назначение данного транспорта.
5. Итог занятия

Занятие 23. «Транспорт»(продолжение)

Цели: закрепить знание видов транспорта, их названия, назва-1 ния профессий; знать внешние признаки; отработать приставочные^ глаголы; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо- \ бражением транспорта.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет транспорт, на котором вы можете!
приехать в детский сад.

2. Беседа о транспорте

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на заня-tl
тии?

— Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, наЛ
земный, подземный, легковой, грузовой, пассажирский и т.д.)

— Как вы думаете, от чего зависит название транспорта. (От
того, по чему едет, летит, катится.)

— Если по воде — водный. По воздуху — воздушный. По зем­
ле — наземный.

3. Дидактическая игра «Правильный ответ»
Программные задания:

а) воздушный пассажирский транспорт (пароход, самолет, поезд):

б) водный грузовой транспорт (баржи, танкеры, самолеты);

в) подземный пассажирский транспорт (поезд, метро, велосипед);

г) наземный пассажирский транспорт (пароход, автобус, само­
лет).

— Что еще можно отнести к пассажирскому транспорту? (Ав­
тобус, троллейбус, метро, такси.)

4. Задания по картинкам
(Вывешиваются картинки.)

а) Автобус — это наземный вид транспорта. Он ездит по шос­
се, по земле, по дороге. Автобусы бывают разные: большие, ма­
ленькие, одно- и двухсоставные. У автобуса есть пассажирский са­
лон, кабина водителя. В автобусе есть двери: передняя и задняя. Что­
бы войти в автобус, надо подойти к задней двери, выйти из
передней двери. Люди в автобусе называются пассажирами. Для про­
езда в пассажирском транспорте надо пробить талон, предъявить
проездной билет.

б) Троллейбус, трамвай — чем они отличаются (провода, едет
по рельсам).

в) Такси.

— Любым видом транспорта управляет человек. Автобусом, трол­
лейбусом, трамваем — шофер; поездом — машинист, такси — так­
сист.

5. Дидактическая игра «Путешествие»

— Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Подумайте, кто
на каком транспорте поедет и куда. («Я поеду на велосипеде в лес
за грибами» и т.д.)

— А сейчас мы отправимся в гости к Самоделкину. Помогите
мне составить рассказ.

— Однажды Самоделкин на своей машине решил отправиться
в город. Он сел в машину, завел мотор. И машина из гаража (что
сделала?) ... (выехала). Машина гараж ... (объехала) и по дороге ...
(поехала). К переходу машина ... (подъехала). Горит красный свет. Мож­
но машине двигаться на красный свет? А вот когда загорелся зеле­
ный свет, машина ... (переехала) пешеходную дорогу и дальше ...
(поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина на мост ...
(выехала), реку ... (переехала) и за город ... (уехала).

6. Итог занятия

Материал для закрепления

нс-

I. Уточнить понятие «транспорт». Различать и называть транв
порт по видам: наземный, подземный, железнодорожный, грузе
вой, пассажирский, легковой, специального назначения (скорая
милиция, пожарная). Закрепить детали транспорта. Уточнить про­
фессии людей, которые работают на транспорте. Составить опися
тельные рассказы о любом наземном транспорте.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных единственного и множествен-,
ного числа в именительном и родительном падежах.

Например: автобус — автобусы — автобусов и т.д.

2. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай»: трамвай, машина, велоси­
пед, колесо.

3. Образование прилагательных от существительных.
Колесо из резины — ... , кабина из — ... ,

руль из пластмассы — ... , сиденье из — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ....

(объез-

4. Правильное употребление приставочных глаголов.
Машина из гаража ... (выезжает). Машина вокруг гаража

жает). Машина к мосту ... (подъезжает). Машина с моста жает). Машина перекресток ... (переезжает). Машина со стоянки .1(отъезжает). Машина в гараж ... (въезжает).

5. Составить предложения по данной теме с предлогами: в, из,
под, из-за, из-под, с, на, между.

Занятие 24. «День защитника Отечества»

Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о polдах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины; образовывать существительные множественного числа и согласова­ние их с прилагательными; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по дан­ной теме; раздаточный материал — эмблемы воинов.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто правильно назовет, что изображено на кар'
тинках. (Пушка, самолет, корабль, автомат, танк, ракета, шинель, кас/Щ
и т.д.)

— Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?

2. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Февраль»
Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это праздник февраля — Армии рожденье.

— Что вы знаете о Российской армии?
Логопед уточняет и обобщает ответы детей.

— В армии проходят военную службу солдаты. Служит в Рос­
сийской армии большая часть молодых людей нашей страны. В ар­
мии их обучают военному делу и мастерству офицеры. Чтобы стать
офицером, надо закончить специальное военное училище. В армии
есть различные рода войск: пехота, танкисты, ракетчики, погра­
ничники, артиллеристы, летчики, моряки, десантники.

3. Дидактическая игра «Подбери эмблему воину»(якорь, танк,
две скрещенные пушки, ракеты, молоточки, крылья и т.д.)

4. Дидактическая игра «Скажи много»
Смелый летчик — смелые летчики.
Железная каска — ....

Быстрая ракета — .... Боевой корабль — .... Взлетная полоса — .... Военный самолет — .... Пограничная полоса — ... и т.д.

Наши рекомендации