Игровое упражнение «Подбери слова»
а) Автобус (какой?) — быстрый, полный, мчащийся, красивый.
Троллейбус — веселый, разноцветный, гудящий и т.д.
Трамвай ...
Грузовик ...
Мотоцикл ...
Поезд ...
б) Автобус (что делает?) — едет, идет, мчится, стоит, обгЛ
няет, ползет.
Троллейбус ... — перегоняет, летит, подъезжает и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...
в) Образование прилагательных от существительных (игра про
водится на раздаточном материале):
колесо из резины — ... , кабина из железа — ... , руль из пластмассы — ... , сиденье из кожи — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ....
г) Употребление приставочных глаголов.
Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка.! Дети дополняют предложение.
Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезЩ жает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжаетщ Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжаШ ет). Машина в гараж (въезжает).
Составление описательных рассказов по картинкам.
— Что это?
— Какой вид транспорта?
— Из каких частей состоит? (Форма, цвет, размер, детали.)
— Назначение данного транспорта.
5. Итог занятия
Занятие 23. «Транспорт»(продолжение)
Цели: закрепить знание видов транспорта, их названия, назва-1 ния профессий; знать внешние признаки; отработать приставочные^ глаголы; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо- \ бражением транспорта.
Ход занятия
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет транспорт, на котором вы можете!
приехать в детский сад.
2. Беседа о транспорте
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на заня-tl
тии?
— Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, наЛ
земный, подземный, легковой, грузовой, пассажирский и т.д.)
— Как вы думаете, от чего зависит название транспорта. (От
того, по чему едет, летит, катится.)
— Если по воде — водный. По воздуху — воздушный. По зем
ле — наземный.
3. Дидактическая игра «Правильный ответ»
Программные задания:
а) воздушный пассажирский транспорт (пароход, самолет, поезд):
б) водный грузовой транспорт (баржи, танкеры, самолеты);
в) подземный пассажирский транспорт (поезд, метро, велосипед);
г) наземный пассажирский транспорт (пароход, автобус, само
лет).
— Что еще можно отнести к пассажирскому транспорту? (Ав
тобус, троллейбус, метро, такси.)
4. Задания по картинкам
(Вывешиваются картинки.)
а) Автобус — это наземный вид транспорта. Он ездит по шос
се, по земле, по дороге. Автобусы бывают разные: большие, ма
ленькие, одно- и двухсоставные. У автобуса есть пассажирский са
лон, кабина водителя. В автобусе есть двери: передняя и задняя. Что
бы войти в автобус, надо подойти к задней двери, выйти из
передней двери. Люди в автобусе называются пассажирами. Для про
езда в пассажирском транспорте надо пробить талон, предъявить
проездной билет.
б) Троллейбус, трамвай — чем они отличаются (провода, едет
по рельсам).
в) Такси.
— Любым видом транспорта управляет человек. Автобусом, трол
лейбусом, трамваем — шофер; поездом — машинист, такси — так
сист.
5. Дидактическая игра «Путешествие»
— Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Подумайте, кто
на каком транспорте поедет и куда. («Я поеду на велосипеде в лес
за грибами» и т.д.)
— А сейчас мы отправимся в гости к Самоделкину. Помогите
мне составить рассказ.
— Однажды Самоделкин на своей машине решил отправиться
в город. Он сел в машину, завел мотор. И машина из гаража (что
сделала?) ... (выехала). Машина гараж ... (объехала) и по дороге ...
(поехала). К переходу машина ... (подъехала). Горит красный свет. Мож
но машине двигаться на красный свет? А вот когда загорелся зеле
ный свет, машина ... (переехала) пешеходную дорогу и дальше ...
(поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина на мост ...
(выехала), реку ... (переехала) и за город ... (уехала).
6. Итог занятия
Материал для закрепления
нс- |
I. Уточнить понятие «транспорт». Различать и называть транв
порт по видам: наземный, подземный, железнодорожный, грузе
вой, пассажирский, легковой, специального назначения (скорая
милиция, пожарная). Закрепить детали транспорта. Уточнить про
фессии людей, которые работают на транспорте. Составить опися
тельные рассказы о любом наземном транспорте.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных единственного и множествен-,
ного числа в именительном и родительном падежах.
Например: автобус — автобусы — автобусов и т.д.
2. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай»: трамвай, машина, велоси
пед, колесо.
3. Образование прилагательных от существительных.
Колесо из резины — ... , кабина из — ... ,
руль из пластмассы — ... , сиденье из — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ....
(объез- |
4. Правильное употребление приставочных глаголов.
Машина из гаража ... (выезжает). Машина вокруг гаража
жает). Машина к мосту ... (подъезжает). Машина с моста жает). Машина перекресток ... (переезжает). Машина со стоянки .1(отъезжает). Машина в гараж ... (въезжает).
5. Составить предложения по данной теме с предлогами: в, из,
под, из-за, из-под, с, на, между.
Занятие 24. «День защитника Отечества»
Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о polдах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины; образовывать существительные множественного числа и согласование их с прилагательными; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — эмблемы воинов.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто правильно назовет, что изображено на кар'
тинках. (Пушка, самолет, корабль, автомат, танк, ракета, шинель, кас/Щ
и т.д.)
— Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?
2. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Февраль»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это праздник февраля — Армии рожденье.
— Что вы знаете о Российской армии?
Логопед уточняет и обобщает ответы детей.
— В армии проходят военную службу солдаты. Служит в Рос
сийской армии большая часть молодых людей нашей страны. В ар
мии их обучают военному делу и мастерству офицеры. Чтобы стать
офицером, надо закончить специальное военное училище. В армии
есть различные рода войск: пехота, танкисты, ракетчики, погра
ничники, артиллеристы, летчики, моряки, десантники.
3. Дидактическая игра «Подбери эмблему воину»(якорь, танк,
две скрещенные пушки, ракеты, молоточки, крылья и т.д.)
4. Дидактическая игра «Скажи много»
Смелый летчик — смелые летчики.
Железная каска — ....
Быстрая ракета — .... Боевой корабль — .... Взлетная полоса — .... Военный самолет — .... Пограничная полоса — ... и т.д.