Дидактическая игра «Сосчитай»
(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»(по карточкам)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — .... У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.
7. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Образование приставочных глаголов:
Синица с елки ... (улетела).
Синица в кормушку ... , вокруг кормушки ... . С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д.
8. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить изакрепить названия зимующих птиц. Почему на-
зьшаются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.). Составить описательный рассказ о любой зимующей птице. II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование множественного числа существительных имени
тельного и родительного падежей.
Например: синица — синицы — синиц и т.д.
2. Образование сложных прилагательных.
Например: У сороки белые бока — белобокая сорока.
У снегиря красная грудь — ....
У воробья короткие лапы — .... У вороны длинный клюв — .... У дятла красная голова — .... У синицы желтая грудь — ... .
3. Образование приставочных глаголов.
Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.
4. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
5. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными.
Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?
6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.
Составить предложения с этими предлогами.
Занятие 16. «Зима. Зимние забавы»
Цели: закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план, нарисованное полотно «Зима» с прорезями; раздаточный материал — конверты с сюжетными картинками на зимнюю тематику.
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картин-ку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
снежинка | санки | снеговик |
санки | снеговик | снежинка |
снеговик | снежинка |
Беседа о времени года
— Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить
на занятии?
— Назовите зимние месяцы.
3. Работа по картинно-графическому плану
Вывешивается картинно-графический план
солнце | небо | деревья |
птицы | звери | люди |
Солнце (светит, но не греет, холодное).
Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное).
Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие).
Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый).
Деревья стоят (голые, покрыты инеем).
Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки, и т.д.).
Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лыжах.
Дидактическая игра «Подбери слова»
а) Снег — (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпча
тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий...).
День — (морозный, снежный, солнечный, короткий, теплый, ветреный...).
Ночь — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная...). Лед — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий...).
б) О чем можно сказать: Морозный — день, вечер, ветер...
Холодная — ... (погода, зима, ночь, сосулька...).
Снежное — ... (дерево, облако, озеро...). Ледяные — ... (дороги, сосульки, лужи...).
в) Подбор слов-действий. Мороз — трещит, щиплет, кусает...
Метель — вьется, бушует, воет, метет... .
Снег — идет, летит, падает... .
Дети — гуляют, катаются, играют, веселятся, смеются... .
Физкультминутка
Снег, снег, белый снег. Дети машут руками перед собой.
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи,
И по снегу побежали. «бегут».
Сегодня из снежного
мокрого кома Дети идут по кругу, «катят»
перед собой воображаемый ком.
Рисуют руками в воздухе три круга. |
Мы снежную бабу слепили у дома.
Грозят указательными пальчиками. Идут по кругу. |
Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто
не пройдет.
Знакома она уже всей детворе. А Жучка все лает: «Чужой
во дворе».
Задания по картинкам
У каждого ребенка на столе конверт с сюжетными картинками по зимней тематике.
— Посмотрите на картинки и составьте предложения.
— Какое предложение по своей картинке составил Паша? (Оля
катается на лыжах.)
— Инна, а ты расскажи про девочек. (Девочки катаются на
лыжах.)
— Что у тебя на картинке? (Мальчик катает ком.)
— А про кого можно сказать — «катают»? (Ребята катают
ком.)
— Расскажи про свою картинку. (Мальчик кормит птиц.)
— А ты начни предложение со слова «дети». (Дети кормят птиц.)
(Выставляется большая картина о зиме.)
— Посмотрите, здесь нарисована горка. На чем можно съехать
с горки? (На санках.)
Картинки со столов прикрепляются к большой картине.
— А лыжня для кого? (Для лыжников.)
— Что дети делают на катке?
— Кого дети подкармливают зимой?
— А здесь дети будут лепить снеговика.
— Какая замечательная картина получилась. Составим по ней
рассказ.
Дети составляют рассказы по картине.
7. Итог занятия
Материал для закрепления
Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы, вспомнить с детьми игры зимой. Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.
Занятие 17. «Мебель»
Цели: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от су-
ществительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет лишний предмет:
слива — груша — шкаф;
воробей — ворона — стол; свитер — пальто — кровать; баклажан — кабачок — полка; трамвай — автобус — тумбочка; тополь — береза — стул; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван.
Беседа о мебели
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.)
— Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол,
стулья, диван (тахта, софа), журнальный столик, кресла, тумбочка, сер
вант, шкаф, книжные полки.)
(Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья.)
— Мебель — это предметы, изготовленные в основном из де
рева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерма
тином, тканью.
Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Уточняются составные части данной мебели.
3. Дидактические игры на внимание «Чего не стало?», «Что из
менилось?», «Запомни и назови?»
Дети отвечают на заданные вопросы и берут себе картинку.
4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Скажи наоборот»
Шкаф — шкафчик,
Стул — стульчик и т.д.
Старая — новая,
тяжелая — легкая,
старинная — современная, модная,
большая — маленькая,
взрослая — детская, мягкая — жесткая, грязная — чистая и т.д.
Физкультминутка