Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай­те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи сло­вечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, свя­занные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На поселки, на лужок

Все снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)

— Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

— На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег — снежок, ветер — ... ,

мороз — ... , сугроб — ... , холод — ... , лед — ... и т.д.

Образование родительного падежа

— Как называется явление природы, когда падает снег? (СнеЛ
гопад.) А нет чего?

— Снег. А нет ... (снега).

— Вьюга. А нет ...

— Метель. А нет ...

— Сугроб. А нет ...

— Лед. А нет ...

Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

Рассказ о зиме

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снега­ми, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми обла­ками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сы­пучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спо­койно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около раз­личных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят го­лые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На дере­вьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцвет­ный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и живот­ным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушис­тая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, на­сыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теп­лее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

Итог занятия

— О каком времени года говорили на занятии?

— Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.
Материал для закрепления

I. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать призна­ки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого вре­мени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

11. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... , день зимой — ... , ночь зимой — ... .

висят —
- ... , бушует — метут — ... .

2. О чем можно сказать?
Ударили — ... , хрустит

замерзли — ... , скрипит — ... О чем можно сказать? Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ....

3. Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос —
какой (-ая, -ое, -ие)?

Дидактическая игра «Доскажи словечко» - student2.ru Например, мороз — морозный. «Холод» (какое?) — ... «Снег» (какая?) — ... «Лед» (какие?) — ...

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

5. Образование множественного числа существительных роди­
тельного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба,
снежинка.

Например: Снег (много чего?) — снега.

6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с
предлогами и записать в тетрадь.

Занятие 15. «Зимующие птицы»

Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; обра­зовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением зимующих птиц; раздаточный материал — семена рас- ] тений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картин­ки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым сто­
лом.

Беседа о времени года

— Как вы думаете, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какой день зимой?

— Какая ночь?

— Что можно сказать о снеге?

— Какой бывает лед?

Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

— Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Ко- 1
роткий клюв?

б) Логопед загадывает загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

— С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в
жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зо­
вутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в
том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они
живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их крас­
ные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапоч­
ки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь
серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и яго­
дами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Вес­
ной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там
гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова
раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:
В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

— Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое опе­
ренье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий
хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зер­
нами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчли­
вый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди силь­
ного мороза.

— Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

— Какие это птицы? (Зимующие.)

— А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя­
тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимую­
щих птиц.)

— Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв,
лапы, хвост.)

— Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

— У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы
Думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод­
вижный и т.д.)

— А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.)

— Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой,
боевой, шустрый и т.д.)

— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.

— Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них,
делают для птиц кормушки.

— А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам пока­
жу семена, которыми можно подкормить птиц.

— Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

— Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест
снегирь.

— Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже
любит снегирь.

— Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких
птиц?

— А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

Дети прыгают, «летают», «поют», «собирают», «клюют», «чистят».

4. Физкультминутка
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют,
Птицки крошки собирают.
Зернышки клюют.
Перышки почистили.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,

Дальше полетели «Улетают»,

И на место сели. садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

Наши рекомендации