Рассказ о животных по картинкам
а) Логопед вывешивает рисунок кролика.
КРОЛИКИ — это домашние животные. Они бывают белые, серые, черные. Питаются морковкой, капустой и другими овощами. Любят кролики овес и клевер. Кролики, как и зайцы, прыга-J ют, они дают человеку вкусное мясо, пух, шкурки. Из шкурок шьют шапки, шубы. Кроликов разводят на кролиководческих фермах, где они живут в клетках.
б) Логопед загадывает загадку:
Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают... (Коровы.)
(Выставляется картинка.)
КОРОВА — крупное домашнее животное. У коровы длинное широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный, на конце с кисточкой. Им корова отгоняет насекомых. На голове рога. У ко-j ровы большие уши. Живут коровы в коровнике. Зимой едят сено и солому, а летом пасутся на лугах и жуют свежую траву. Коровы: дают молоко, а из него приготавливают разные молочные продук-! ты: масло, кефир, сыр, творог... У коровы есть копыта. Это парно-! копытное животное.
в) Назовите домашних животных, у которых есть копыта. \
шадъ.) (Выставляется картинка.)
— Как лошадь голос подает?
— Где живет?
— Чем питается?
— Какую пользу приносит?
г) Логопед загадывает загадку:
Бежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья.)
(Выставляется картинка.)
(Логопед проводит беседу аналогично, как о лошади.)
д) Логопед загадывает загадку:
Бегут по дорожке
Борода да рожки. (Коза.)
(Выставляется картинка.)
КОЗА — домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зеленую траву. Дает вкусное мясо, молоко, шерсть. Живет коза в сарае, хлеву.
е) Кто еще живет в хлеву? (Овца.) (Выставляется картинка.)
ОВЦА — у нее небольшое тело, покрытое густой длинной пу
шистой шерстью. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелко
вистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец
нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся
на лугах. Овцы бывают белые, черные. Овец разводят из-за шерсти
и мяса. Их стригут и из шерсти делают теплые вязаные вещи.
4. Физкультминутка (с мячом)
Дидактическая игра «Скажи ласково».
5. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам — на столах)
6. Образование существительных с помощью суффикса -ищ
У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
Подбор слов-антонимов
У коровы длинный хвост, а у свиньи ... .
У козы острые рога, а у барана ....
У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть ....
У свиньи толстые ноги, а у ягненка ... и т.д.
Образование сложных прилагательных
У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык какой? — ...
У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ...
У кролика длинные уши. Кролик какой? — ...
У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ...
У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.
з* 35
Образование притяжательных прилагательных
Конура собаки. Чья конура? - Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? — ... Борода козы. Чья борода? — ... Грива лошади. Чья грива? — ... Уши кролика. Чьи уши? — ... Хвост кошки. Чей хвост? — ... и т.д.
10. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему животные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.
11. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.
Например: корова — коровы — коров и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами:
Например: овца — овечка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык какой? — ... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ... У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... У лошади длинная грива. Лошадь какая? —... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.
4. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Конура собаки. Чья конура? — Собачья.
Копыта коровы. Чьи копыта? — ...
Борода козы. Чья борода? — ... Хвост лошади. Чей хвост? — ... Морда кролика. Чья морда? — ... Лапы кошки. Чьи лапы? — ... и т.д.
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например: нос — носище, лапы — ... , хвост — ... , усы — ... ,
зубы — ... , глаза — ... .
6. Образование слов-антонимов.
Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи ....
У козы острые рога, а у барана ....
У свиньи жесткая щетина, а у кошки ..
У свиньи толстые ноги, а у ягненка ... .
7. Согласование числительных с существительными. Дидакти
ческая игра «С о с ч и т а й».
8. Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по
теме.
Занятие 14. «Зима»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:
Снег, почки, куст.
Цветы, снежинка, мороз.
Дождь, капель, сосулька.
Снегопад, проталина, листопад.
Оттепель, зима, подснежник.
Листья, грибы, вьюга, ягоды.
Беседа о зиме
— Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)
— Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)
— Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрус
тит, висят, скрипит?
— Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на
вопрос «какой»? (Морозный.)
— Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)
— Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)
— Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)
— Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух,
вечер...),
«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).
3. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану
Физкультминутка
Выпал беленький снежок. Дети становятся в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег — хлопок в ладоши. «ловят».
Руки в стороны, по швам — Разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам. опускают по швам.