Занятие 10. «Перелетные птицы»
Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц.
Ход занятия
Организационный момент
— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся-
Цы, признаки осени.
— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.
— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ
ется «водоплавающие»?
— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)
— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора\
нили тело.)
2. Рассказ логопедаЛогопед по очереди выставляет картинки с изображением пере-] летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану
— Как называется птица?
— Какая птица по размеру?
— Какие перья?
— Какой хвост идолов?
— Чем питается?
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перье! темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую част! времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловге комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.'
ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. П" тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных на'
комых.
ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зелено то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв к роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насек
мыми.
АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого ц
та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, кре
кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост коре
кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, р
бой, насекомыми и растительной пищей. ■
ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних раз* меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длиЛная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рьибой, водорослями и мелкими рачками.
Физкультминутка
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. «клюют»,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
26 ■
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. наклоняются.
Игра «Сосчитай»
— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)
5. Игра «Кто где живет»(по картинке)
Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).
Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).
6. Составление предложений
Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.
7. Составление рассказа по плану
8. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, ле
бедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, гори
хвостка).
Знать строение птиц, внешние признаки. Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие». Составить рассказ о птице.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.
Например: грач — грачи — грачей и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ными суффиксами.
Например: чиж — чижик и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,
черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.
4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».
6. Подбор слов-антонимов.
Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ... , тонкая шея — ... , черное крыло — ... , острый клюв — и т.д.
7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, изА
за, над.
Занятие 11. «Осень»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (д> становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на дерев ях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомы улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди о бирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении pacJ сказов по картинно-графическому плану; активизировать словари по данной теме; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графи-1 ческий план.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
— Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот-1
ворении?
— Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
— Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)
— Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
2. Работа по плану
Вывешивается картинно-графический план
солнце | небо | деревья |
птицы | звери | люди |
— Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол
нечных дней стало меньше.)
— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождли
вое, облачное, серое, темное.)
— Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас
неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
— Как называется явление в природе, когда с деревьев опада
ют листья? (Листопад.)
— Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,
падают, кружатся, летят, осыпаются.)
— С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя
дает.)
— Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко
ряги, забираются под кору деревьев.)
— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла
дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)
— Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира
ют урожай? (Делают запасы на зиму.)
— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)
— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис
топад.)
Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,
руки в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают, И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.
4. Составление рассказа по картинно-графическому плану
Чтение рассказа «Осень»
Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Тра-ва вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые •фая. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признай
ки осени. Чем отличается осень от лета?
Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья] животные, птицы, люди.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья
трава.
2. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.
Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — ли стьев, трава — травы — трав и т.д.
3. Подобрать антонимы к словам:
тепло — холодно,
пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.
4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-эт
из-под.
Занятие 12. «Домашние птицы»
Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние при знаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую полый приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовЛ вать притяжательные прилагательные, существительные множествея ного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительньи работа над предложением; упражнять в составлении описательня рассказов; развивать внимание и память.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изв бражением домашних птиц; раздаточный материал — карточкя изображением домашних птиц.
Ход занятия
1. Организационный момент
Отгадайте загадки:
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко —
Ребятишек покормлю. (Курица.)
Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» — поет... (Петух.)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Явился в желтой шубке:
Пррщайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)
Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)
2. Работа с картинками
— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
— Как можно назвать их одним словом?
— Как вы думаете, что есть только у птиц?
— Какие это птицы? (Домашние.) Почему?
Логопед выставляет картинки с изображением курицы.
— Кто здесь изображен?
— Назовите тех, кто изображен рядом.
— Кто как голос подает?
— Что есть у курицы? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы,
клюв...)
— Где она живет?
— Чем питается?
— Какую пользу приносит?
3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Яйцо курицы — куриное яйцо,
пух курицы — ... , мясо курицы — ... , лапы курицы — ... , Дом курицы — курятник.
4. Игровое упражнение «Подбери слова-действия»
Курица — квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает. Логопед выставляет картинку с изображением индюка. (Рассматривается аналогично.)