Общение. Средства и виды общения
Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯИсходя из определения, в общении можно выделить три стороны: коммуникация (обмен информацией); интеракция (организация взаимодействия и совместной деятельности); социальная перцепция (восприятие и познание партнерами друг друга).
Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. в онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.
В общении выделяют содержание, цель и средства. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (например, через органы чувств, тактильные, знаковые контакты).
Виды общения:1)по содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);когнитивное (обмен информацией, знаниями);кондиционное (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).2) по целям: биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост участников общения);3) по средствам: непосредственное (с помощью естественных органов человека); опосредованное (с использованием специальных орудий и средств); прямое косвенное (осуществляется через посредников)
Коммуникативная сторона общения: общая характеристика
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.
Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения – коммуникатор;
2) объект общения – реципиент;
3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения – единицы коммуникативной активности;
5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
Невербальная коммуникация
Коммуникация в узком смысле – обмен людьми в ходе совместной деятельности представлениями, идеями, чувствами и пр (что есть информация). Т.о. Коммуникация– обмен информацией. Информация в процессе коммуникации не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. В процессе коммуникации происходит взаимовлияние людей друг на друга. Чтоб полностью описать процесс взаимовлияния недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать мотивы общающихся, их цели, установки и пр.. Для этого необходимо обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Это невербальная коммуникация, которая включает в себя следующие знаковые системы:
Оптико-кинетическая – жесты, мимика, пантомимика. Предстаёт как воспринимаемые свойства моторики различных частей тела. Моторика отображает эмоциональные реакции человека.
Паралингвистическая– с-ма вокализации, качество голоса, диапозон, тональность экстралингвистическая - включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача и сам темп речи. Всё это увеличивает семантически значимую информацию «околоречевыми приёмами».
Организация пространства и времени коммуникативного процесса- выступает знаковой системой, несёт смысловую нагрузку. Партнёры лицом друг к другу – возникновение контакта. Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения.. Прикладное значение при анализе деятельности дискуссионных групп.Изучение специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций - хронотопов. Хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» - неожиданный эффект – необъяснимая откровенность.
Визуальный контакт. Изучались частота обмена взглядами, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.. Раньше контакт глаз изучался в связи с интимным общением.. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значения дополнения к вербальной коммуникации, т.е. Сообщает о готовности продолжить или прекратить коммуникацию, способствует тому, чтоб раскрыть или скрыть своё «я».
Каждая из этих систем коммуникации использует свой код. Система кодировки должна быть понятна партнёру, иначе нет смысловой прибавки к информации. Для построения понятного всем кода необходимо выделить единицы внутри каждой системы знаков, по аналогии с речью. На сегодняшний день существуют попытки решения этой проблемы.