Мышление. Условия повышения продуктивности мыслительной деятельности

Мышление – обобщенное отражение объективной действительности в наиболее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек способен отражать не только то, что доступно его чувственному познанию. Мышление проявляется при решении любой проблемы, стоящей перед человеком, если она не имеет готового решения. Основными операциями мышления являются анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, сравнение и классификация. Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на основе общих элементов – слов. С точки зрения психологии мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследованияряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей. Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе. Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Виды мышления: логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое, обходное, саногенное, патогенное. Классификация мышления по психическим процессам: наглядно-действенное (форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у новорожденных и детей до 1,5 лет); конкретно-предметное (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 - до 7 лет); абстрактно-логическое (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.). Классификация по результатам мышления: творческое; репродуктивное. Классификация по уровню психических процессов: аналитическое; интуитивное. Операции мышления: Анализ — разделение предмета/явления на составляющие· компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при· этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом· обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам.· Обобщение — объединение предметов по общим существенным· признакам. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта· Конкретизация — выделение частного из общего.· предмета или явления с игнорированием других





Наши рекомендации