Мотивационные свойства личности. Направленность

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Иногда мотив кратко определяют как осознанную потребность. Полимотивированность – побуждение действий человека несколькими мотивами. Ведущий – главный мотив, мотив – стимул – так называются второстепенные мотивы. Соподчинение мотивов – иерархическая система расположения мотивов от высшего к низшему. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Помимо предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы. По мере того, как потребности осознаются и опредмечиваются, они становятся мотивами. А. Маслоу (1907-1970) - один из ведущих психологов в области исследования мотивации, предложил целостный подход к анализу личности и ее потребностей. Он создал иерархическую модель мотивации человека, включающую 5 уровней: 1. Физиологические потребности (управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.); 2. Потребность в безопасности; 3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви; 4. Потребность в уважении и одобрении, признании и оценке (престиж, социальный успех); 5. Потребность в самоактуализации, в реализации своего творческого потенциала.А.Маслоу выявил следующие закономерности мотивации человека. 1. Мотивы имеют иерархическую структуру. 2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно обходиться без их реализации. 3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности теряют мотивирующую силу. 4. С повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности. Т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. А.Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что- то; б) напряжение, которое при этом возникает. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Коллективная направленность – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;· делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях,· также ведут себя в дискуссиях; пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии не чувствуютсебя свободно.· Люди с коллективной направленностью: - избегают прямого решения проблемы; - уступают давлению группы; - не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить; - не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач. Люди с деловой направленностью: - помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; - поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; - легко и доступно излагают свои мысли и соображения; - берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; - не уклоняются от непосредственного решения проблемы. Важное место в структуре направленности занимают ценностные ориентации – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей.





Характер. Понятие, функции

Характер – «каркас» личности, система наиболее устойчивых отношений и способов поведения, общения и деятельности, а в переводе с греческого - «печать», «чеканка». Характер можно представить как индивидуальное сочетание устойчивых чертличности, выражающих отношение к себе, к людям и выполняемой работе. Черта характера - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы: семья, дружеская компания, учебный коллектив и т.д.). Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присущи особенная возрастная чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности.Знать характер человека – это значит знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер – это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. Характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Оказывается важным отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки)Определённый характер – характер с наличием доминирующих черт. Неопределённый характер – такие черты отсутствуют. Цельные характеры – отсутствие противоречий между осознанием целей и деятельностью. Противоречивые – разлад убеждений и деятельности, противоречивость стремлений. В структуре характера выделяют: Выделяют пять глобальных пар черт характера: Самоуверенность – неуверенность· Дружелюбие – враждебность· Сознательность – импульсивность· Эмоциональная стабильность – тревожность· Интеллектуальная гибкость - ригидность· К локальным частным свойствам характера, которые, влияют на конкретяые, узкие ситуации, относят следующие: общительность - замкнутость оптимизм - уныние, совестливость - бессовестность, деликатность - грубость-самоконтроль - импульсивность, миролюбие -агрессивность, деятельная активность - пассивность, демонстративность - скромность и некоторые другие. Характер можно рассматривать как «программу поведения человека». В зависимости от развития конкретной личности у нее может преобладать: • стремление достичь успеха (готовность идти на риск, проявлять при любом подходящем случае инициативу, соревновательность); • стремление избежать неудачи (уклонение от риска и ответственности, позиция невмешательства в неопределенных ситуациях и т.д). Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями

Акцентуации характера.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается иаимодействие с окружающими людьми. Понятие «акцентуация» было введено в психологию известным немецким психиатром Конрадом Леонгардом, ко-юрый считал это явление характерным для 20-50% людей. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной только ближайшему Окружению, до крайних вариантов, когда при неблагоприятных обстоятельст-»11х она может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности - к психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут сгладиться, приблизиться к норме. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). К 25-ти годам характер, по Леонгарду, должен выровняться. Классификация типов акцентуации характера является достаточно сложной и не совпадает у разных авторов. Однако описание черт, подверженных акцентуации, в значительной степени оказывается идентичным, что делает возможным дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из существующих классификаций. К основным типам акцентуации, определяющим особенности поведения человека, относят: гипертимный (гиперактивный), циклоидный - с присущим ему чередованием фаз хорошего и плохого настроения с· различным периодом протекания; экзальтированный (лабильный) - с резкой сменой настроения в зависимости от· ситуации; эмотивный ( сензитивный) - характеризующийся повышенной впечатлительностью,· обостренным чувством неполноценности; дистимичный с преобладанием пониженного настроения и склонностью к депрессии;· демонстративному типу свойственна высокая потребность к признанию, вниманию к· себе, лживость, ипохондрия; застревающий - с повышенной подозрительностью, обидчивостью, склонностью к· конфликтам; возбудимый - агрессивен, импульсивен, угрюм, склонен к хамству, конфликтам;· педантичный – добросовестный, чрезмерно аккуратный, требовательный, склонный к· тревожный характеризуется мнительностью, склонностью к самоанализу,·навязчивастям, психостении; сомнениям; конформный тип - ему свойственна чрезмерная подчиненность зависимость от· мнения других, несамостоятельность; интровертированный (шизоидный) – замкнут, эмоционально холоден, мало привязан· к близким, склонен к теоретическим наукам, философским размышлениям, музыке, фантастике.

Наши рекомендации