Предмет психологии, методы психологии.
Предмет психологии, методы психологии.
Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.
Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.
Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.
Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.
В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.
Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.
Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.
Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.
Разновидность анкет – опросники; испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.
Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.
Индивид. Общая характеристика. Индивидуальность.
Взаимодействие биологической и психологической подструктур личности становится очевидным при раскрытии сущности указанных понятий. Индивид – это телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Природные свойства человека подразделяются на возрастные, половые, конституционные и нейродинамические. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни. Личность возникает во встрече человека с другими, индивидуальность – встреча с самим собой. Индивидуальность – это авторство собственной жизни. Потенциально – сколько людей, столько индивидуальностей. Основными составляющимииндивидуальности являются система ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Личность – это индивид, субъект и объект социальных отношений. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Человек – биологический вид Homo Sapiens. Это понятие используется для описания качественного отличия людей от животных, для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Темперамент
Темперамент– это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения. Выделяются три сферы проявлениятемперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.
В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1. Активность (энергичность)– количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.
Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы:силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетанияв виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.Им соответственно отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Сангвиническомутипу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик– человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик.Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолическийтемперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.
Социальные роли личности
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.
Мотив и мотивация
Мотив — ϶ᴛᴏ то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, кᴏᴛᴏᴩая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.К примеру, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. При этом для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, кᴏᴛᴏᴩые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Под[[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, кᴏᴛᴏᴩые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некᴏᴛᴏᴩые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В данных мотивах пробудет направленность личности.Мотивация человека и личностиМотивация - ϶ᴛᴏ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — ϶ᴛᴏ то, что принадлежит субъекту поведения, будет его устойчивым личностным ϲʙᴏйством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, ϶ᴛᴏ система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, кᴏᴛᴏᴩый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация — ϶ᴛᴏ один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), кᴏᴛᴏᴩый обеспечивает успех в деятельности.
Классификация мотивов
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.
Предрасположенность – внутренняя позиция работника по отношению к различным объектам и ситуациям.
Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.
Функции мотивов:
1) Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
4) Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).
Различают следующие виды мотивов:
· Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
· Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
· Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
Характер. Понятие, функции
Характер – «каркас» личности, система наиболее устойчивых отношений и способов поведения, общения и деятельности, а в переводе с греческого - «печать», «чеканка». Характер можно представить как индивидуальное сочетание устойчивых чертличности, выражающих отношение к себе, к людям и выполняемой работе. Черта характера - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы: семья, дружеская компания, учебный коллектив и т.д.). Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присущи особенная возрастная чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности.Знать характер человека – это значит знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер – это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. Характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Оказывается важным отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки)Определённый характер – характер с наличием доминирующих черт. Неопределённый характер – такие черты отсутствуют. Цельные характеры – отсутствие противоречий между осознанием целей и деятельностью. Противоречивые – разлад убеждений и деятельности, противоречивость стремлений. В структуре характера выделяют: Выделяют пять глобальных пар черт характера: Самоуверенность – неуверенность· Дружелюбие – враждебность· Сознательность – импульсивность· Эмоциональная стабильность – тревожность· Интеллектуальная гибкость - ригидность· К локальным частным свойствам характера, которые, влияют на конкретяые, узкие ситуации, относят следующие: общительность - замкнутость оптимизм - уныние, совестливость - бессовестность, деликатность - грубость-самоконтроль - импульсивность, миролюбие -агрессивность, деятельная активность - пассивность, демонстративность - скромность и некоторые другие. Характер можно рассматривать как «программу поведения человека». В зависимости от развития конкретной личности у нее может преобладать: • стремление достичь успеха (готовность идти на риск, проявлять при любом подходящем случае инициативу, соревновательность); • стремление избежать неудачи (уклонение от риска и ответственности, позиция невмешательства в неопределенных ситуациях и т.д). Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями
Акцентуации характера.
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается иаимодействие с окружающими людьми. Понятие «акцентуация» было введено в психологию известным немецким психиатром Конрадом Леонгардом, ко-юрый считал это явление характерным для 20-50% людей. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной только ближайшему Окружению, до крайних вариантов, когда при неблагоприятных обстоятельст-»11х она может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности - к психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут сгладиться, приблизиться к норме. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). К 25-ти годам характер, по Леонгарду, должен выровняться. Классификация типов акцентуации характера является достаточно сложной и не совпадает у разных авторов. Однако описание черт, подверженных акцентуации, в значительной степени оказывается идентичным, что делает возможным дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из существующих классификаций. К основным типам акцентуации, определяющим особенности поведения человека, относят: гипертимный (гиперактивный), циклоидный - с присущим ему чередованием фаз хорошего и плохого настроения с· различным периодом протекания; экзальтированный (лабильный) - с резкой сменой настроения в зависимости от· ситуации; эмотивный ( сензитивный) - характеризующийся повышенной впечатлительностью,· обостренным чувством неполноценности; дистимичный с преобладанием пониженного настроения и склонностью к депрессии;· демонстративному типу свойственна высокая потребность к признанию, вниманию к· себе, лживость, ипохондрия; застревающий - с повышенной подозрительностью, обидчивостью, склонностью к· конфликтам; возбудимый - агрессивен, импульсивен, угрюм, склонен к хамству, конфликтам;· педантичный – добросовестный, чрезмерно аккуратный, требовательный, склонный к· тревожный характеризуется мнительностью, склонностью к самоанализу,·навязчивастям, психостении; сомнениям; конформный тип - ему свойственна чрезмерная подчиненность зависимость от· мнения других, несамостоятельность; интровертированный (шизоидный) – замкнут, эмоционально холоден, мало привязан· к близким, склонен к теоретическим наукам, философским размышлениям, музыке, фантастике.
Восприятие: виды, свойства
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается врецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность
Внимание: виды, свойства
Внимание – это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание позволяет определенные образы, мысли или чувства сознавать отчетливее других. Основные характеристики внимания – его объем и устойчивость. “Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек,который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую- либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания: концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте; устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени; объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов; распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий; переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому. Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального.
Психологический стресс
Стресс – состояние сильного и длительного психологического напряжения; неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Виды стресса: дистресс и эустресс. Основоположник учения о стрессе канадский учёный Ганс Селье выделил 3 фазы стресса: 1. Реакция тревоги – организм функционирует с большим напряжением, идет приспособление к травмирующему стрессу. 2. Фаза стабилизации – организм начинает работать в новом режиме, используя свои резервы. 3. Фаза истощения – если стресс долго не прекращается, резервы организма истощаются и начинается разрушение. Стресс может иметь не только отрицательные последствия для жизни, но и положительные, так как учит бороться, защищаться, активизировать личность. Чтобы не наступало срывов нервной системы, надо научиться снимать нервное напряжение, этому способствуют путешествия, новые знакомства, занятия любимым делом, общение с природой, спорт, зрелище, искусство, чтение. Каждый человек имеет как опыт своих собственных переживаний, произведенных им в своей жизни, так и приобретает определенные алгоритмы выхода из кризиса, являющиеся культурно-историческими формами, - через искусство, общение, обычаи - из культуры, которую М. Мамардашвили определял как "определенность формы", практикуя которую, человек обретает свою внутреннюю сложность. Переживание даже самых негативных состояний при определенных условиях может иметь развивающие последствия для личности.
Невербальная коммуникация
Коммуникация в узком смысле – обмен людьми в ходе совместной деятельности представлениями, идеями, чувствами и пр (что есть информация). Т.о. Коммуникация– обмен информацией. Информация в процессе коммуникации не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. В процессе коммуникации происходит взаимовлияние людей друг на друга. Чтоб полностью описать процесс взаимовлияния недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать мотивы общающихся, их цели, установки и пр.. Для этого необходимо обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Это невербальная коммуникация, которая включает в себя следующие знаковые системы:
Оптико-кинетическая – жесты, мимика, пантомимика. Предстаёт как воспринимаемые свойства моторики различных частей тела. Моторика отображает эмоциональные реакции человека.
Паралингвистическая– с-ма вокализации, качество голоса, диапозон, тональность экстралингвистическая - включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача и сам темп речи. Всё это увеличивает семантически значимую информацию «околоречевыми приёмами».
Организация пространства и времени коммуникативного процесса- выступает знаковой системой, несёт смысловую нагрузку. Партнёры лицом друг к другу – возникновение контакта. Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения.. Прикладное значение при анализе деятельности дискуссионных групп.Изучение специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций - хронотопов. Хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» - неожиданный эффект – необъяснимая откровенность.
Визуальный контакт. Изучались частота обмена взглядами, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.. Раньше контакт глаз изучался в связи с интимным общением.. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значения дополнения к вербальной коммуникации, т.е. Сообщает о готовности продолжить или прекратить коммуникацию, способствует тому, чтоб раскрыть или скрыть своё «я».
Каждая из этих систем коммуникации использует свой код. Система кодировки должна быть понятна партнёру, иначе нет смысловой прибавки к информации. Для построения понятного всем кода необходимо выделить единицы внутри каждой системы знаков, по аналогии с речью. На сегодняшний день существуют попытки решения этой проблемы.
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для участников деятельности чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», разработать их общий план. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно коллективной, когда носителем ее выступает уже не отдельный индивид, а группа.
В реальной жизни людей связывает бесчисленное множество личных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые из них. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два основных вида: кооперацию и конкуренцию. В первом случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, т. е. являются «позитивными». Во вторую группу попадают взаимодействия, представляющие собой определенного рода препятствия для совместной деятельности.
Кооперация и конкуренция – лишь формы взаимодействия; содержание его и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, в которую включена кооперация или конкуренция. Поэтому необходимо рассматривать их в социальном контексте деятельности (например, созидательный труд или преступление).
Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:
– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;
– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);
– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.
Конфликтные типы личности
Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере, три: сами люди; социальные связи и отношения; условия функционирования организации. Сущность человека – главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития. Чаще всего выделяют следующие типы конфликтных личностей (С.М. Бородкин, Н.М. Коряк): 1) демонстративный тип; 2) ригидный тип; 3) неуправляемый тип; 4) сверхточный тип; 5) бесконфликтный тип; 6) маипулятивный тип Люди отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. Ролевой конфликт представляет собой результат противоречий, возникших между различными позициями людей в определенной социальной группе. Потенциально конфликтны отношения между начальником и подчиненным, преподавателем и студентом, мужем и женой, родителем и ребенком и т.д. В организациях конфликты чаще возникают из-за неадекватных условий их функционирования (ошибки управленческой деятельности, отсутствие справедливых правил совместной деятельности, их незнание или непринятие членами группы)
Классификация конфликтов
Конфликт— это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть определенными людьми и группами лиц. Каждая из сторон, преследуя свою цель, имеет свою точку зрения по вопросу и старается сделать так, чтобы ее точка зрения была принята. Понятие конфликта чаще всего ассоциируют как какое-то негативное происшествие, как-то: агрессия, споры, враждебность, война и т.п. Участники конфликтов: оппонент и соперник. Началом конфликта, являетсяинцидент. Предметом конфликта, явлпричина. Конфликт может бытьфункциональным, то есть вести к повышению эффективности организации, илидисфункциональным, то есть приводит к негативным последствиям.Существует четыре основных типов конфликта: - личностный конфликт, - межличностный конфликт, - конфликт между личностью и группой,
- группой и межгрупповой конфликт. 1.Личностный или внутриличностный конфликт. Он как и все конфликты может принимать различные формы проявления, но характерной чертой этого конфликта является в том, что возникает противоречие внутри человека, личности. Самая распространенная форма личного конфликта является ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются различные требования по поводу того, каким должен быть результат выполненной работы.2.Межличностный конфликт. Возможно самый распространенный вид конфликта. Возникает он между служащими, одинаковыми по своему положению и имеющими равные права. Это может быть и борьба ответственных руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, где каждый из них старается, чтобы вышестоящее начальство выделило эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.3.Конфликт между личностью и группой. Конфликт который возникает, когда позиция определенного человека отличается от позиции группы. Например, рабочий цеха хочет побольше заработать, работая внеурочно или перевыполняя ежедневную норму, коллектив рассматривает это чрезмерное усердие как негативное поведение.4.Межгрупповой конфликт говорит сам за себя. В организации это может быть столкновение между отдельными подразделениями фирмы между руководством и подчиненными, сплоченными как в неформальные группы, так и в законно организованными, типа профсоюзов.
Образование. Общая характеристика
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего- либо. В современном и широком понимании культура – это весь накопленный человечеством опыт и все богатство материальных и духовных ценностей.Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры. Основные функции образования. 1. Образование – это способ передачи накопленных знаний человеку, способ вхождения в мир науки и культуры. 2. Образование – это среда общения. 3. Образование – это средство развития и становления человека как личности и профессионала. 4. Образование – это средство обеспечения преемственности поколений. 5. Образование – фактор социального прогресса, так как обеспечивает взаимосвязь науки с производством. В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство и развитие. III. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества Еще одна очень важная функция образования – это разрешение глобальных проблем человечества при помощи повышения культуры и ответственности людей за свою жизнь, за свой Дом. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты. выживании В современном мире речь идет в буквальном смысле о физическом человечества..Содержание образования существенно отличалось в разли