Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.)
Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.)
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса. Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
1. Проверка фонематического восприятия;
2. Исследования состояния артикуляционной моторики;
3. Исследование звукопроизношения;
4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Речевые пробы и система оценки методики
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:
· | ба | - | па | - | па | - | ба | - | ||||
· | са | - | ша | - | ша | - | са | - | ||||
· | ша | - | жа | - | ша | - | жа | - | ша | - | жа | - |
· | ца | - | са | - | ца | - | са | - | ца | - | са | - |
· | ра | - | ла | - | ра | - | ла | - | ра | - | ла | - |
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
· губы в улыбке;
· язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
· язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
· “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
· чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
Повторение предложение.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
· Птичка свила гнездо.
· В саду много красных яблок.
· Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
· Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
· На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
· Собака вышла в будку.
· По морю плывут корабль.
· Дом нарисован мальчик.
· Хорошо спится медведь под снегом.
· Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
· один – стол, а много – это…
· стул –
· окно –
· звезда –
· ухо –
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
· Один – стол, а много чего? - …
· стул –
· окно –
· звезда –
· ухо –
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у …
· козы- | собаки- |
· волка- | курицы- |
· утки- | свиньи- |
· лисы- | коровы- |
· льва- | овцы- |
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
· шляпка из соломы - | кисель из клюквы - |
· горка изо льда - | салат из моркови - |
· варенье из вишни - | суп из грибов - |
· варенье из яблок - | лист дуба - |
· варенье из сливы - | лист осины - |
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …
· мороз –
· солнце –
· снег –
· ветер –
· дождь -
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …
· кошки –
· волка –
· льва –
· медведя –
· лисы -
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия IV. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведенывсе основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.
Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).
Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.
Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.
Анализ результатов
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.
В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.
При выполнении задания “Рядоговорение” четверо детей справились с одним из двух вариантов: а) времена года, б) дни недели.
Витя К. правильно назвал времена года (при этом начав отсчет с названия месяца – сентябрь). После указания на ошибку, перечислены времена года правильно. При назывании дней недели пропустил слово “среда”, у перепутал последовательность четверг – пятница, сказав “пятница – четверг”.
Петя С. также правильно назвал времена года, но перечисление дней недели начал с воскресенья, простил четверг, повторил воскресенье.
Ира Б. с наводящими вопросами назвала времена года, с перестановками перечислила дни недели.
Илья К. очень медленно, подбирая слова, задумываясь, назвал времена года, но дни недели по порядку назвать не смог, пропустил среду и пятницу.
Трое первоклассников не справились с этим заданием.
Алена К. ответила, что знает лето, зиму, январь, март. Дни недели стала называть после наводящего вопроса, но в неправильной последовательности.
Вова Т. на вопрос о временах года ответил, что зимой падает снег, весной – тает. Не ответил на вопрос о том, какое время года сейчас. Времена года не перечислил. Дни недели назвал в произвольной последовательности, пропустил вторник, четверг.
Аня М. ответила так: “Осень. Осень, весна, зима, осень, лето”. Дни недели не знает, назвала только воскресенье и пятницу.
При выполнении данного задания дети проявили слабую ориентировку во времени: незнание, либо нетвердое знание временных единиц (времена года, дни недели), низкую способность к автоматизации речевых рядов.
При выполнении задания “Ритмы” трое первоклассников воспроизвели только простые ритмы, четверо не смогли воспроизвести и простые и сложные ритмы. Из пяти серий простых ритмов повторили 2-3 серии, из сложных - ни одной.
Результаты этого задания говорят о трудностях слухо-моторных координаций и о слабости кратковременной памяти, не удерживающей ритмически организованные серии звуковых сигналов.
Субтест “Повторение цифр” позволил выявить такую закономерность: у всех 7 учащихся в большей мере страдает повторение цифр в обратном порядке.
Трое учеников смогли правильно воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр.
При воспроизведении ряда из 3-х цифр, путали последовательность цифр:
Витя К. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 5 – 7
ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 9 – 2
Петя С. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 8 (добавил несуществующую в ряду)
ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 - 9 – 2
Ира Б. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 4 (повторила цифру)
ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 – 9
Четверо учеников допустили большее количество ошибок. При прямом счете правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете Илья К. и Алена К. воспроизвели ряд из 2-х цифр, Вова Т. и Аня М. не смогли воспроизвести обратный счет совсем.
Неумение детей правильно справиться с заданиями субтеста “Повторение цифр” говорит о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.
Таким образом, применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить у детей с нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.
По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.
Выявленная группа детей в количестве семи человек оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.
Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.
Тесты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Обозн. на диаграмме | |||
“Рядоговорение” | 20% | 53,4% | 26,6% |
“Ритмы” | 13,3% | 33,3% | 53,4% |
“Кулак-ребро-ладонь” | 53,4% | 26,6% | 13% |
“Повторение цифр” | 13,5% | 33,3% | 53,4% |
Результаты тестов “Исследования интеллектуальной способности” выявили отклонения у детей в развитии психических процессов.
Восприятие.
Дети, в большинстве случаев (см таблицу 1) предложенные фигуры находили быстро и правильно (высокий уровень 30% и средний уровень 67%). И только незначительное количество детей 13% не смогли отличить квадрат среди прямоугольников и фигур с искаженными прямым углом, а также квадрат, находящийся под другим углом зрения. Это говорит о том, что не у всех детей развито восприятие на должном уровне.
Внимание.
Способность концентрации и устойчивости внимания на высоком уровне у 20%, на среднем у 60% и на низком у 20%. Это говорит о том, что у детей рассеянное внимание, недостаточная его концентрация.
Память.
По результатам теста объем запоминания и воспроизведения заданных слов можно рассмотреть из протокола теста 2 детей (с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти) Здесь дана часть протокола.
Протокол теста “Запомни и назови”
Год | Шум | Слон | Рука | Мяч | Пол | Мыло | Весна | Соль | Нос | |
Лена | + | + | + | + | + | + | + | |||
Катя | + | + |
По полученным результатам видно, что степень выраженности речевого недоразвития у детей различна. Уровень успешности у троих детей приближен к норме:
У одного - на среднем уровне;
Уровень успешности еще у троих детей – низкий, указывает на наличие общего недоразвития речи.
Теперь, можно выяснить, какая из сторон речи детей нарушена в большей степени. Для этого подсчитаем баллы за задания из каждой серии и сравним результаты.
I Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.
Фонематиче-ское восприятие | Артикуля-ционная моторика | Звукопроиз-ношение | Сформированность звуко-слоговой структуры | |
2,5 1,75 1,25 1,25 | 2,5 2,5 2,5 | 3,5 3,5 2,25 2,5 | 3,25 3,25 1,25 1,25 1,25 1,25 | |
Общее количество баллов | 17,75 | 24,5 | 22,75 | 16,5 |
По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.
II Результаты исследования грамматического строя речи.
Повторение предложений | Верификация предложений | Составление предложений из слов | Добавление предлогов в предложение | |
3,5 3,5 2,75 2,75 2,25 2,25 | 3,5 3,25 | 3,5 3,5 2,95 2,25 2,25 | 3,5 3,5 | |
Общее количество баллов | 23,75 | 20,45 |
По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.
III Результаты исследования словаря и навыков словообразования
Коли-чество детей | Навыки словооб-разования | Образование относительных прилагательных от существитель-ных | Образование количественных прилагательных от существительных | Образование притяжательных прилагательных от существительных |
3,5 3,5 2,25 2,25 2,25 | 3,5 3,25 2,25 2,25 | 2,5 2,5 2,25 2,25 | 3,5 3,5 2,5 2,25 | |
Общее количество баллов | 18,75 | 18,25 | 20,5 | 19,75 |
По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:
· образование относительных прилагательных от существительных
· называние детенышей животных
· образование притяжательных прилагательных от существительных
IV Результаты исследования связной речи /оценка по 30 балльной системе/
Количество детей | Смысловая целостность | Лексико – грамматическое оформление | Самостоятель- ность выполнения | Баллы по 3 критериям |
1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик”
2) Пересказ прослушанного текста “Горошина”
Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются:
· затруднения в лексико - грамматическом оформлении высказывания
· нарушения смысловой целостности высказывания.
Не один из семи первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.
Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что у данной группы детей наиболее не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, а страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей – ОНР III уровня, у одного – ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Необходимо отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения речевого характера. И одним из наиболее распространенных речевых дефектов является ОНР.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у детей с задержкой психического развития, а также у детей с умственной отсталостью с системным речевым дефектом. Учитель-логопед массовой школы проводит коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР. Часто бывает сложно отграничить состояние ОНР от ЗПР у детей с речевой патологией. И тогда процесс коррекции в лучшем случае затягивается, а в худшем мы не имеем положительной динамики – страдает ребенок. Чтобы не возникало сомнения в правильности оценки речевого нарушения, структуры дефекта и коррекционная работа была плодотворной, мы в своей практике используем уже третий год «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой»[3].
Чем удобна данная методика в условиях школьного логопункта: не требует использования наглядных средств; представлен сокращенный вариант методики – экспресс-диагностика, которая требует меньше времени на ее проведение; протоколы обследования представлены на каждого ребенка, что позволяет при консультировании родителей данного ребенка оперировать не голыми фактами, а конкретными примерами достижений ребенка; речевой профиль ребенка позволяет видеть мониторинг развития всех сторон речевой системы и строить с учетом этого коррекционную работу; методика выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет точно выявить группу риска и успешно определить будущий образовательный маршрут для ребенка; позволяет грамотно написать логопедическое представление, используя речевые ответы ребенка из проб методики.
Предлагаемая методика позволяет выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, как с точки зрения качественной оценки, так и с точки зрения количественной оценки речевого дефекта.
Рассмотрим для понимания применения структуру методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников. Предлагаемая методика существует в двух вариантах: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Для работы в условиях школьного логопункта мы используем сокращенный вариант. Для удобства использования мы разработали тестовый лист экспресс-диагностики.
Сенсомоторный уровень
1 – состояние фонематического восприятия
2 – артикуляционная моторика
3 – звукопроизношение
4 – сформированность звуко-слоговой структуры слова
Сумма баллов /процент выполнения
Языковой анализ
1 – сколько слов в предложении
2 – сколько слогов в слове
3 – определи место звука в слове
4 – сколько звуков в слове
Сумма баллов/процент выполнения
Грамматический строй
1 – повторение предложений
2 – верификация предложений
3 – составление предложений из слов в начальной форме
4 – добавление предлогов в предложение
5 – образование существительных мн.числа в Им.п. и Род.п
Сумма баллов/процент выполнения
Словарь и словообразование
1 – детёныши животных
2 – уменьшительная форма существительных
3а – относительные прилагательные
3б – качественные прилагательные
3в – притяжательные прилагательные
Сумма баллов/процент выполнения
Связная речь
1 – составление рассказа по серии картинок
2 – пересказ прослушанного текста
Сумма баллов/процент выполнения
Общий балл
% успешности выполнения
Уровень
Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.)
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса. Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
1. Проверка фонематического восприятия;
2. Исследования состояния артикуляционной моторики;
3. Исследование звукопроизношения;
4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.