Тема 2. Организационно-правовая основа местного самоуправления
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины
(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля))
Курс: 2
Семестры: 3
Форма обучения: очная
Курс: 1, 2
Семестры: 2, 3
Форма обучения: заочная
Срок освоения ООП по форме обучения: 4 года
Квалификация выпускника: бакалавр
Челябинск
Составители: Агаджанов А.А., кандидат юридических наук, доценткафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»
Шмидт А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
_______________ «20» сентября 2016г.
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)) разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Обсуждены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол № 2 «20» сентября 2016г.)
Зав. кафедрой Агаджанов Андрей Азатович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
_______________ «20» сентября 2016г.
© РАП, Уральский филиал, 2014.
© Агаджанов А.А., 2014.
© РГУП, Уральский филиал, 2016.
© Шмидт А.А., 2016.
Учебно-методические рекомендации для студентов
по изучению дисциплины
Лекционные, практические занятияимеют своей целью оказание им помощи в усвоении теоретического материала по темам учебной дисциплины «Муниципальное право», выработке умения на практике применять теоретические основы «Муниципального права» к конкретным жизненным ситуациям, правильно толковать нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления, применять нормы действующего законодательства применительно к конкретным муниципальным отношениям.
В процессе изучения «Муниципального права» необходимо учитывать, что рекомендуемый материал не в состоянии полностью отразить действующую систему нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, которая находится в постоянном развитии. В этой связи студенты должны сами внимательно следить за совершенствованием муниципального законодательства, за изменениями, которые происходят в сфере местного самоуправления, в сфере деятельности органов местного самоуправления.
В этих целях желательно пользоваться методическими рекомендациями данного учебно-методического комплекса, учебными пособиями, юридическими журналами, комментариями к Конституции Российской Федерации. В результате изучения курса «Муниципальное право» студент должен не только иметь определенную систему теоретических знаний, но и уметь применить их на практике. Для уяснения практических аспектов предмета дисциплины «Муниципальное право» рекомендуется изучать нормативные правовые акты, практику судов общей и арбитражной юрисдикции, судов субъектов Российской Федерации (конституционных и уставных судов), мировых судей, следить за изменениями в законодательстве. Следует обратить на решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам касающихся статуса и компетенции субъектов власти в виде местного самоуправления, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, соответствия Конституции Российской Федерации норм международного и внутригосударственного права.
Официальная публикация таких документов производится в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете. Несомненным подспорьем здесь будет использование электронных справочно-правовых систем («Гарант», «КонсультантПлюс» и др.). Перечень основной и дополнительной литературы, приведенный в соответствующем разделе Учебно-методического комплекса имеется в наличии в библиотечном фонде академии. В библиотеке студентам предоставлена техническая возможность работы со справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс».
Для формирования практических навыков разрешения спорных ситуаций, толкования положений конституционного законодательства, правовой оценки конкретных правовых ситуаций, студентам следует отвечать на контрольные вопросы, формировать к каждой теме семинарских занятий электронную презентацию, подбирать из юридических журналов статьи для обсуждения, комментарии, решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, готовиться участвовать к ролевым играм и др. задания.
Самостоятельная работа студентов – это подготовка, которая проводится ими по всем темам учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов по изучению муниципального права России направлена на углубление знаний, полученных на лекционных занятиях, подготовку к групповым семинарским занятиям.
При подготовке к занятиям в рамках самостоятельной работы студенты должны изучить:
- вопросы по соответствующей теме учебной программы;
- проанализировать, выносимые на обсуждение в аудитории вопросы;
- подготовить тезисы ответов по соответствующей теме учебной программы;
- выполнить задания по выносимым на обсуждение в аудитории вопросам;
- проанализировать основные положения нормативных правовых актов и рекомендованной литературы по соответствующей теме учебной программы;
- изучить и законспектировать в специально отведенной тетради определения всех изучаемых по теме категорий.
Тема 1. Историко-теоретические основы муниципального права
Вопросы для изучения
1. Понятие и сущность местного самоуправления
2. Соотношение местного самоуправления с государственной властью и государственным управлением.
3. История становления и развития местного самоуправления в России и за рубежом.
4. Муниципальное право как самостоятельная отрасль российского права.
5. Муниципальные правоотношения: понятие, особенности, виды.
6. Муниципальное право как отраслевая юридическая наука
7. Муниципальное право как учебная дисциплина
Рекомендации по изучению темы
Местное самоуправление как форма выражения власти народа является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, поэтому в сферу муниципального правового регулирования включены общественные отношения, возникающие в процессе их практической повседневной реализации на уровне муниципального образования. Следует хорошо усвоить основное понятие муниципального права - понятие муниципального образования и его четыре обязательных элемента (отсутствие хотя бы одного из них дает основание не относить территориальное образование к категории муниципальных образований). Итак, муниципальное образование – это городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальное право в правовой системе российского права является комплексной отраслью права, регламентирующей управленческие отношения по предметам ведения и в объеме полномочий органов местного самоуправления, и как комплексная отрасль права тесно взаимосвязано с другими отраслями права. Общественные отношения, регулируемые муниципальными нормами, возникают при осуществлении вопросов местного значения в поселениях (городских и сельских), муниципальных района, городских округах и внутригородских муниципальных образованиях городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Традиционно все правовые отраслевые науки кроме своего предмета, объекта и метода (методов) имеют свою совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений (например, конституционное, административное, гражданское, уголовное право и др.). Муниципальное право как и другие комплексные отрасли права используют нормы права отраслевых наук.
Следует уяснить разницу между кругом отношений, регулируемых отраслью «муниципальное право», который значительно шире понятия «право муниципального управления», отражающее содержание регулирования управленческих решений, реализуемых органами местного самоуправления только в отношении субъектов права, не входящих в систему местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования (например, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации и др.).
Обратим внимание на понятие «предмет отрасли» муниципального права (в сравнении с понятием «предмет науки» муниципального права, рассматриваемом во второй теме). Предмет отрасли – это управленческие отношения, регулируемые в основном нормами муниципального права, возникающими между публично-властными органами местного самоуправления и физическими, либо юридическими лицами по вопросам местного значения в объеме компетенции органов местного самоуправления.
Характеризуя предмет муниципального права как правовые отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности местного самоуправления, как отношения общественные, складывающиеся в процессе реализации населением права на местное самоуправление, студенты должны систематизировать муниципально-правовые отношения по однородным совокупностям. При этом должны быть рассмотрены следующие группы отношений:
1) отношения, возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;
2) отношения организационно-управленческого характера (организационная обособленность, выборность, самостоятельность и т.д.);
3) отношения, возникающие в сфере управления муниципальной собственностью, муниципального хозяйствования, бюджетного регулирования и т.д.;
4) отношения в сфере реализации полномочий, делегирован ных государством;
5) отношения, связанные с деятельностью государственных органов, с предприятиями и организациями, расположенными на территории муниципального образования независимо от форм собственности;
6) отношения, составляющие сферу реализации гарантий местного самоуправления.
Наука муниципального права как одна из научных отраслей права исследует, вырабатывает и систематизирует знания, идеи, научные подходы, понятия и положения об отрасли муниципального права, предмете и методах регулирования, а также о правотворческой и правоприменительной практике.
Обратите внимание, что «предмет науки» муниципального права – это исследование законов, закономерностей и особенностей в сфере управленческой деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, складывающихся при этом отношений, анализ их в процессе правоприменительной практики, выявление свойств и особенностей, характерных для муниципально-правового регулирования этих отношений, с целью использования выводов, рекомендаций и предложений для повышения эффективности деятельности в сфере местного самоуправления.
Следует учесть так же, что наука муниципального права разрабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется для исследования муниципально-правовых отношений, реализуемых в пределах местного самоуправления.
Важное значение для научных исследований проблем муниципального права имеет законодательство Российской Федерации, содержащее правовые нормы и решения, регламентирующие различные вопросы функционирования деятельности органов местного самоуправления.
Следует обратить внимание на взаимосвязь науки муниципального права с другими отраслями права: с конституционным, административным, гражданским правом и др.
При изучении системы учебной дисциплины муниципального необходимо хорошо усвоить, что общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, определению их компетенции, разграничению полномочий, осуществлению общегосударственной, политической, экономической, финансовой, кадровой политики на местах и др. Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите конституционные положения, касающиеся местного самоуправления.
2. Назовите особенности муниципального права как отрасли права, ее предмет и метод.
3. Какие общественные отношения регулируются муниципальным правом? В чем состоит специфика их объекта и субъектного состава?
4. Какие методы правового регулирования используются отраслью муниципального права?
5. Как отрасль муниципального права связана с другими отраслями российского права?
6. Перечислите и поясните на примерах различные виды муниципально-правовых норм.
7. Перечислите виды муниципальных правоотношений, приведите примеры.
8. Что такое наука муниципального права? В чем ее отличия от отрасли муниципального права?
9. В чем заключается специфика предмета науки муниципального права?
10. Каково соотношение предмета науки муниципального права и соответствующей отрасли права?
11. Исследованием каких проблем занимается наука муниципального права?
12. Охарактеризуйте источники муниципальногоправа как правовой науки?
13. Какова структура учебногокурса муниципального права?
14. Перечислите задачи муниципального права как учебной дисциплины.
Задание № 1.Приведите примеры, свидетельствующие о:
а) комплексном характере муниципального права;
б) творческом характере норм муниципального права;
в) относительной «молодости» муниципального права по сравнению с другими отраслями российского права.
Задание № 2.Назовите основные этапы развития науки муниципального права. Какие основные проблемы решаются наукой муниципального права в современный период?
Задание № 3.Определите, к какой отрасли права относятся следующие правоотношения:
а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявление на имя председателя городской комиссии референдума о необходимости внести дополнение в список;
б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города и обратился в городскую избирательную комиссия с просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в свою поддержку;
в) в целях реализации областной целевой программы «Семья» губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав районных администраций составить списки проживающих в их районах многодетных семей, насчитывающих пять или более детей;
г) глава районной администрации издал постановление о проведении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав аттестационной комиссии;
д) постановлением городского муниципального совета был введен целевой сбор на содержание пожарной охраны.
Рекомендации по изучению темы
Местное самоуправление как деятельность населения муниципального образования по осуществлению власти на определенной территории имеет свои формы реализации. Так же как государственная власть, муниципальная власть может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии.
Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
1) формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);
2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.
Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум.
Далееследует проанализировать часть 1 ст.131 Конституции РФ и ФЗ №131 «Об общих принципах….» Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопрос местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.
Представительный орган местного самоуправления – это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающей статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборов, представляющих интересы местного сообщества.
Студентам следует обратить внимание на два основных способа формирования депутатского корпуса (ст. 35 ФЗ №131 «Об общих принципах…»).
Помимо исключительных полномочий представительного органа местного самоуправления, определенных федеральным законом, студент должен знать полномочия представительного органа, закрепленные уставом муниципального образования.
Следует обратить внимание на численность представительного органа разных типов муниципальных образований.
На основе федерального закона, конкретного муниципально-правового акта (Положение о статусе депутата представительного органа местного самоуправления) следует определить статус депутата представительного органа, раскрыть гарантии его деятельности Главное внимание нужно уделить организационно-правовым способам обеспечения депутатской деятельности. Работа депутата может осуществляться как на оплачиваемой профессиональной основе, так и на общественных началах. Следует показать, в каких муниципальных образованиях чаще практикуется тот или другой вариант.
Деятельность депутата идет по двум направлениям — в стенах представительного органа и среди населения в избирательном округе. Поэтому надо показать специфику каждого направления.
Федеральный закон №131 «Об общих принципах…» определяет главу муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, наделяемое в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией. Глава муниципального образования по данному закону может возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию муниципального образования.
Непосредственно разговор об организации местной администрации надо начинать с порядка ее формирования и показать, как это происходит, когда полномочия по формированию администрации закреплены за ее главой и как в некоторых регионах обозначенный вопрос решается при участии представительного органа местного самоуправления.
Затем надо последовательно представить модели организации исполнительной власти в муниципальных образованиях разных уровней. Более подробно можно остановиться на характеристике самого распространенного звена – района, города – показать общие черты и специфику местной администрации в этих единицах.
Далее следует определить понятие основ местного самоуправления, в том числе правовых, их значение в становлении и развитии института местного самоуправления.
Изучив понятие системы муниципальных правовых актов и её элементов необходимо выделить их значение, определить роль общепризнанных принципов и нормы международного права, международных договоров Российской Федерации и особенно значение Европейской Хартии местного самоуправления для развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Серьезное внимание должно быть уделено значению Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства в формировании правовых основ местного самоуправления, определению полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
В системе муниципально-правовых актов особо следует рассмотреть Устав муниципального образования. Изучение содержания Устава желательно на примере какого-либо муниципального образования с целью более глубокого понимания его значения и роли в формировании правовой основы местного самоуправления, уделив особое внимание порядоку разработки и принятия устава, внесения в него изменений и дополнений, государственной регистрации.
Задача № 1.Первую сессию вновь избранного районного совета, состоявшуюся через месяц после выборов, открыл глава районной администрации. Он зачитал депутатам положение устава района о том, что полномочия председателя районного совета исполняет глава администрации района, поэтому председатель районного совета из числа депутатов не избирается. Кроме того, глава администрации заявил депутатам, что поскольку он так же, как и депутаты. Избирался на свою должность населением района на основе всеобщих равных прямых выборов тайным голосованием, то он участвует в работе представительного органа наравне с депутатами, обладая теми же правами, что и они. Депутаты согласились с предложенным главой администрации района вариантом организации работы представительного органа.
Прокомментируете данную ситуацию с точки зрения соответствия действующего законодательства.
Задача № 2.На первой сессии городского совета, состоявшего из 17 депутатов, было принято решение образовать пять постоянных комиссий. Для того чтобы состав комиссий не был малочисленным, депутаты решили, что каждый из депутатов может быть членом любого числа постоянных комиссий. В целях повышения профессионализма и компетентности в работе постоянных комиссий в их состав были включены также по одному представителю от соответствующих структурных подразделений городской администрации. На этой же сессии была создана комиссия по проверке заявлений группы избирателей о фактах коррупции некоторых руководителей муниципальных предприятий.
Охарактеризуйте принятые городским советом решения с точки зрения соответствия их законодательству
Задача № 3.За нарушение правил дорожного движения (переход улицы на красный свет светофора) работник полиции предложил гражданину К. уплатить штраф. Однако К. предъявил удостоверение депутата городского совета и сказал, что в соответствии с законодательством на него не могут быть наложены меры административного взыскания без согласия городского совета. Работник полиции направил протокол нарушения дорожного движения депутатом К. в городской совет.
Прокомментируйте данную ситуацию.
Задача № 4.Постоянная комиссия городского муниципального совета по экологическим вопросам решила проверить, как выполняется постановление городского совета «О мероприятиях по улучшению экологической обстановки в городе». Группе депутатов-членов комиссии было поручено проверить состояние работ по реконструкции очистительных сооружений на кондитерской фабрике, а также качество выпускаемой фабрикой продукции. Однако администрация кондитерской фабрики отказалась пропустить депутатов на территорию предприятия, а также предоставить какую-либо документацию, ссылаясь на то, что фабрика не является муниципальным предприятием, и данные сведения составляют коммерческую тайну.
Депутаты обратились в прокуратуру с жалобой на неправомерные действия руководителей кондитерской фабрики.
От имени прокурора подготовьте ответ депутатам городского сове та.
Задача № 5.Глава городской администрации назначил на вакантное место заместителя начальника жилищного управления Семенова, изменил структуру и штатное расписание управления, сократив штаты на 15%. Начальник управления Писарев счел подобные действия главы администрации вмешательством в свою компетенцию и обратился за разъяснениями в юридический отдел администрации.
От имени юрисконсульта администрации подготовьте ответ начальнику жилищного управления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте элементыправовой основы местного самоуправленияв Российской Федерации.
2. В чем заключатся значение международных норм, действующих в сфере местногосамоуправления?
3. Какие нормативные правовые акты принимают субъекты Федерации в области местного самоуправления?
4. Каково правовое значение устава муниципального образования?
5. Почему устав муниципального образования называют основным законом (конституцией) муниципального образования?
6. Поясните порядок разработки, принятия, обнародования, государственной регистрациии вступления в силу уставов муниципальныхобразований?
7. Охарактеризуйте нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно.
Задания
Задание № 1.Назовите, какими из перечисленных актов возможно наделение органов местного самоуправления новыми полномочиями: указ Президента РФ, закон республики, постановление областной думы, постановление Правительства РФ, федеральный закон, указ губернатора, постановление Конституционного суда РФ, устав области.
Задача № 1.Областная дума решила создать в районах представительные и исполнительные органы государственной власти, отказавшись от их статуса муниципальных образований. В постановлении думы по этому поводу было сказано, что после истечения срока полномочий действующих районных муниципальных советов будут избраны новые районные советы в качестве представительных органов государственной власти, а исполнительные органы – районные администрации будут возглавляться главами, назначенными главой областной администрации. Муниципальными образованьями останутся лишь сельсоветы и города, входящие в состав территории районов.
Законно ли данное постановление областной думы? Возможно ли и в каком порядке упразднение муниципальных образований?
Вопросы для изучения
1. Общая характеристика предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
2. Вопросы местного значения: понятие, правовое регулирование. Виды вопросов местного значения
3. Полномочия органов местного самоуправления в конкретных сферах общественных отношений.Понятие полномочий органов местного самоуправления.
4. Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах общественных жизни.
Рекомендации по изучению темы:
Изучение темы следует начать с рассмотрения понятия «предметы ведения», представляющего сферы общественной жизни, в которых действуют органы местного самоуправления, обладая соответствующими полномочиями. Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» 2003 г. определяя компетенцию органов местного самоуправления устанавливает в качестве предметов ведения практически все сферы жизнедеятельности местного сообщества.
Необходимо различать компетенцию органов местного самоуправления от полномочий местного самоуправления. Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой состоит из предметов ведения, прав и обязанностей. Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы полномочий органа в той или иной сфере общественных отношений.
Полномочия органом местного самоуправления можно определить как неразрывное единство их прав и обязанностей, закрепляемых в уставе муниципального образования в соответствии с требованиями Конституции РФ, федерального и регионального законодательства. Полномочия органов местного самоуправления можно подразделить на: собственные (закрепленные за органами законодательством), отдельные государственные полномочия, которыми органы и должностные лица могут наделяться.
Рассматривая понятие и формы реализации полномочий органов местного самоуправления следует различать собственные полномочия местного самоуправления и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по управлению муниципальным хозяйством; по реализации жителями муниципального образования основных социально-культурных прав; полномочиями в области охраны общественного порядка предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности и охраны жизни и здоровья жителей муниципального образования. Студенты на основе федерального и регионального законодательства, уставов муниципальных образований и др. муниципально-правовых актов должен знать содержание этих полномочий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие элементы образуют понятие «компетенция местного самоуправления»?
2. Как соотносятся понятия «вопросы местного значения» и полномочия органов местного самоуправления?
3. Какими нормативными правовыми актами органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией?
4. В каких случаях органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями?
5. Существуют ли на практике предметы совместного ведения органов государственной власти и органон местного самоуправления?
Задача 1.Администрация города, разрабатывая проект плана перспективного экономического и социального развития города, направила всем предприятиям, расположенным на территории города, письма с предложением предоставить сведения о проектах планов их развития на ближайшие годы, с тем, чтобы учесть возможные экологические, демографические и иные социальные последствия деятельности этих предприятий в плане развития города. Руководители трех крупнейших предприятий, находящихся в федеральной государственной собственности, отказались предоставлять какие-либо сведения о своей деятельности.
Прокомментируйте данную ситуацию.
Задача 2. Глава сельской администрации своим распоряжением закрыл малое предприятие «Лана» из-за систематической неуплаты налогов в местный бюджет и направил свое распоряжение в районную администрацию для исключения предприятия из реестра юридических лиц.
Как должна поступить районная администрация, получив такое распоряжение главы сельской администрации?
Задача 3.Городской муниципальный совет утвердил правила бытового обслуживания населения города, которыми определил режим работы предприятий, занятых оказанием бытовых услуг, а также расценки за эти услуги. В постановлении городского совета отмечалось, что эти правила обязательны для всех предприятий бытового обслуживания населения, расположенных на территории города.
Законно ли данное постановление городского совета?
Задача 4.Группа жителей села Терновка решила провести референдум по вопросу о необходимости строительства в селе новой школы. Представители данной группы обратились в юридическое управление районной администрации за разъяснениями о порядке подготовки и проведения местного референдума.
От имени начальника юридического управления районной администрации подготовьте ответ жителям села.
Вопросы для изучения
1. Особенности осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ г. Челябинск.
2. Формы прямого волеизъявления граждан в муниципальном образовании городской округ г. Челябинск.
3. Органы местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ г. Челябинск: структура, порядок формирования, полномочия.
4. Проблемы разграничения с государственной собственностью субъекта Российской Федерации.
5. Местные бюджеты в муниципальном образовании городской округ г. Челябинск.
6. Территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании городской округ г. Челябинск.
Рекомендации по изучению темы:
Город Челябинск стал одним из немногих муниципальных образований де внедрена схема, в рамках которой не избирается глава муниципального образования и существует «двуглавая система» управления городом.
Следует заметить, что «двуглавность» существовала и ранее, только ранее глава муниципального образования (или глава города) и глава администрации совпадали в одном лице. Сегодня Челябинск перешел на иную модель организации аппарата муниципальной власти. Основным ее новшеством стала отмена выборов главы муниципального образования населением города Челябинска, теперь глава города Челябинска является Председателем Челябинской городской Думы и избирается из числа депутатов думы, а главой администрации города является не выборное, а назначаемое лицо или управляющий делами города (появилось и такое название как «сити-менеджер»).
Устав города Челябинска является основным муниципальным нормативным правовым актом города как единого муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве правовой основы местного самоуправления на территории города Челябинска, имеет высшую юридическую силу по отношению к другим муниципальным правовым актам в городе Челябинске.
Устав города определяет наименование муниципального образования, вопросы местного значения муниципального образования «Город Челябинск», территориальное устройство города, структуру и статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, формы участия населения города Челябинска в осуществлении местного самоуправления и их участия в деятельности органов местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления в городе Челябинске составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) Челябинской области, законы и иные нормативные правовые акты.
Вопросы самоконтроля:
1. Укажите вопросы местного значения города Челябинска.
2. Каковы права органов местно